Оргмомент Повторение пройденного Введение в новую тему Новый материал (тема, сведения о композиторе, его семье) Работа с текстом учебника Слушание Вокально-хоровая работа (распевание (картинку распевки и гаммы)) Работа с песнями Рефлексия (самооценка участия во всех этапах урока, подсчет баллов) Оценки Домашнее задание Организационный момент: СЛАЙДЫ 1, 2 Музыкальное приветствие. СЛАЙД 3 У: - Здравствуйте ребята! СЛАЙД 4 Д: - Здравствуйте! СЛАЙД 5 Распевание по гамме СЛАЙД 6 Распевание с дирижированием «Вверх иду, вниз иду!» СЛАЙД 7 У.: Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре. Ребята, кто из вас был в театре? Д.: ответы. СЛАЙД 8 У.: А в музыкальном театре? Д.: ответы. У.: Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре? СЛАЙД 9 Д.: В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д. У.:Что больше всего вам нравится смотреть и слушать? Д.:Сказки. У.:Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет. У.: Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Д.:Ответы СЛАЙД 10 У.:Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные. СЛАЙД 11, 12 Послушайте первую литературную загадку, (аудиозапись отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», текст на экране). У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… У.: Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? (учащиеся определяют, из какого произведения отрывок) Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» СЛАЙД 13, 14, 15 У: Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила» Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? ( Опера «Руслан и Людмила») СЛАЙД 16 У: Да, тема нашего урока: «Опера « Руслан и Людмила». «Я славил лирою преданья». Фарлаф. Увертюра». Запишем её в тетрадь, а также музыкальный материал (фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - слушание) Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»? (ответы детей) СЛАЙД 17, 18, 19 У: Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… СЛАЙД 20 Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. СЛАЙД 21 А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? (ответы детей) У: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь представьте себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера. А что же такое увертюра? Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету. СЛАЙД 22 СЛАЙД 23 У: Да, это вступление к опере. У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. (слушание увертюры) Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»? А кто мне может сказать, что такое опера? Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют. СЛАЙД 24 У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре? Д.: Антракт. У.: Правильно. Возникла опера более 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). А что делают художники в театре? Д.: Декорации, грим, костюмы. У.: Оперные артисты? Д.: играют и поют. У.: Что делают музыканты в оркестре? Д.: Играют на музыкальных инструментах. У.: А что делают писатели, поэты? Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи. У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9. В переводе с итальянского либретто - это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10 У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? Д.: Без музыки. У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. СЛАЙД 25 Музыка, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (звучит ария). У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана? Д.: ответы. У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. СЛАЙД 26 Каватина это - небольшая лирическая ария. Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент? (ответы детей) Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство. СЛАЙД 27 Соперник Руслана – Фарлаф тоже отправляется на поиски Людмилы. В опере он исполняет рондо. Послушаем его. СЛАЙДЫ 28, 29, 30 У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – сказки, отгадаем следующую литературную загадку загадку (звучит аудиозапись отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»). Уже колдун под облаками; Hа бороде герой висит; Летят над мрачными лесами, Летят над дикими горами, Летят над бездною морской; От напряженья костенея, Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой. (учащиеся определяют) Кот: Какого колдуна описала нам загадка? Д: Черномора У: Правильно, а кто такой Черномор? Д: злодей У: Он настоящий или сказочный герой? Д: сказочный У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун? Д. : Он был коварный, хитрый. У: В чем его волшебная сила? Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде. У.: А что произойдет, если ему отрубить бороду? (Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным). Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу. Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора». (Слушание музыкального произведения) Каков характер прозвучавшей музыки? Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная У.: Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет) Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно. Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется, появляются насмешливые интонации (ведь Черномор - это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы). СЛАЙД31 У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это симфонический оркестр. Оркестр звуками может «нарисовать»: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия. СЛАЙД 32 У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. (физкультминутка «Зверобика») У: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила». А теперь споём песню, которая называется: «Почему медведь зимой спит» СЛАЙД 33 (запись в тетрадь «Почему медведь зимой спит» Муз. Л.Книппер, сл. А. Коваленкова» - пение) Давайте послушаем эту песню. (слушание песни «Почему медведь зимой спит») О чем эта песня? Вокально-хоровая работа Давайте разучим с вами первый куплет с припевом. СЛАЙД 34 Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать её настроение? (Негромко, мягко, напевно, легко) СЛАЙД 35 (Разучивание и исполнение первого куплета песни) СЛАЙДЫ 36 - 39 Итог урока. - С каким произведением мы с вами познакомились на уроке? -Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»? -Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»? - Назови героев оперы, кто из них добрый? СЛАЙД 40 Запись выводов в тетрадь - Музыка оперы построена на борьбе Добра и Зла. Благодаря использованию различных музыкальных интонаций передаётся характер человека, сюжетная линия произведения, торжество светлых сил жизни. - Музыка звучит ликующе, светло, жизнеутверждающе СЛАЙД 41 У.: Записываем д/з :С.70 – 74, вопр. устно СЛАЙД 42 Оценки У.: Теперь посчитаем оценку за урок СЛАЙД 43 Рефлексия учебной деятельности (экран) -У кого не было затруднений по новой теме? -Как оцениваете свою работу на уроке? СЛАЙД 44 Спасибо за внимание! |