I. Организационно-мотивационный настрой | Организовать детей и мотивировать на предстоящую деятельность | С: беседа | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. - Садитесь. - Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу! - Проверьте свои рабочие места: на партах у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Проверяют рабочие места. | Ф | Слово учителя | Контроль со стороны учителя | |
II. Актуализация знаний | Проверить усвоение предыдущих знаний и умений | С: беседа Н: показ слайда П: математический диктант, работа со слайдом | - Посмотрите внимательно на слайд. Слайд №1 -Что на нем изображено? 80700 345080 2002 - Прочитайте числа. - Вспомним, какие классы вы знаете? - Ребята, сколько единиц каждого класса в числе 80700? - Сколько единиц каждого класса в числе 345080? - И сколько единиц каждого класса в числе 2002? - Вспомним, какие числа называются четными? - Какие числа нечетные? - Числа на слайде четные или нет? Почему? - Откройте рабочие тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 15 октября. Математический диктант. - Вспомним сказки, в которых встречаются цифры. - Отступите 2 клетки вниз от классной работы. - Запишите их друг за другом, не пропуская клеток. - Как называлась сказка, где у деревянного мальчика украли монеты? - Сколько монет украли у Буратино? - В какой сказке гномы приютили девочку? Сколько их было? - Вспомните сказку о «Рыбаке и рыбке» - Сколько желаний могла исполнить Золотая рыбка? - Из какой сказки разбойники победили Али-Бабу? - Сколько разбойников было? - Сколько туфелек потеряла Золушка? - Проверим. - Прочитаем число, которое получилось. - Сколько классов в этом числе? | - Числа. - Восемьдесят тысяч семьсот, триста сорок пять тысяч восемьдесят, две тысячи два. - Класс единиц и тысяч. - 80 единиц II класса и 700 единиц I класса; - 345 единиц II класса и 80 единиц I класса; - 2 единицы II класса и 2 единицы I класса; - Это целое число, которое делится на 2 без остатка. - Это целое число, которое не делится на 2 без остатка. - Эти числа четные, т.к. они делятся на 2 без остатка. - Сказка: «Буратино.» - Украли 5 монет. - Сказка: «Белоснежка и 7 гномов». Было 7 гномов. - Могла исполнить 3 желания. - Сказка: «Али-Баба и 40 разбойников» - Победили 40 разбойников. - Потеряла 1 туфельку. - Это число 573401. - В этом числе 2 класса: класс единиц и тысяч. | Ф И | Интерактивная доска, презентация Слайд №2 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной форме; - Слушать и понимать речь других; - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
III. Подведение к теме | Подвести детей к теме и цели урока | С: беседа Н: показ слайда П: парная работа на карточках | На слайде появляется таблица (1 и 2 классы). Слайд №3 - Назовите 1 класс. - Как называются разряды этого класса? - Как называется 2 класс? - Как называются разряды этого класса? Парная работа на карточках. - У вас на партах лежат карточки с таблицей. - Расставьте в парах по разрядам числа в таблицу: 543, 543000, 543000000. Проверка на слайде. На слайде появляется таблица с числами 543, 543000. - Возникли ли у вас вопросы при записи первых двух чисел? - Почему не получилось записать в таблицу последнее число? - Как вы думаете, есть ли классы выше класса тысяч? Кто знает, как они называются? - Тема нашего урока «Класс миллионов и класс миллиардов». - Какая цель нашего урока? | - Класс единиц. - Единицы, десятки, сотни. - Класс тысяч. - Единицы, десятки, сотни, тысячи. Работают в парах. - Нет. - Это не класс тысяч. Ответы детей. - Ознакомление с классом миллионов и классом миллиардов. | Ф П | Интерактивная доска, презентация, карточки для парной работы Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 | Контроль со стороны учителя | Регулятивные УУД: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - Проговаривать последовательность действий на уроке; - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
IV. Изучение нового материала | Ознакомление учащихся с классом миллионов и классом миллиардов. | С: беседа, рассказ Н: показ слайда, учебник П: работа с учебником | Появляется таблица с 3 классом. В ней записано число 1000000. Слайд №7. - 10 сотен тысяч составляют 1 тысячу тысяч, или 1 миллион. - Миллион записывают вот так: 1000000. - Сколько нулей? - Число содержит 6 нулей. - Сокращенно можно записывать 1 млн. - В классе миллионов 3 разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов. - Посмотрите на число, записанное в таблице: 3125331. - Оно читается так: 3 миллиона 125 тысяч 331. - Сколько всего единиц? - Сколько всего десятков? - Сколько всего сотен? - Запишем число под диктовку: один у доски, остальные в тетради. - 22 миллиона 450 тысяч и 85 единиц. - К доске идёт следующий. - 7 миллионов, 43 тысячи и 65 единиц. - В математике есть еще один класс – это класс миллиардов. Появляется таблица с 4 классом. В ней записано число: 1000000000 - 10 сотен миллионов составляют 1 тысячу миллионов или 1 миллиард. - Миллиард - это единица 4 класса. - В классе миллиардов есть тоже 3 разряда. - Миллиард записывается так: 1.000.000.000 - Сколько нулей? - Число содержит 9 нулей. - Посмотрите на число, записанное в таблице: 2100342143 - Оно читается так: 2 миллиарда 100 миллионов 342 тысячи 143. - Сколько классов в этом числе? - Назовите эти классы. - Сколько единиц, десятков и сотен 1 класса? - 2 класса? - 3 класса? - 4 класса? - С какими двумя классами мы познакомились? - Откройте учебники на с. 30, найдите № 143. - Прочитаем числа, записанные в таблице по цепочке. - Найдите № 144, проговорим его устно, по цепочке. - Найдите № 145. - Прочитаем задание. - Один идет к доске, записывает первый пример: 611:7. Остальные записывают в тетради. - К доске идет следующий, записывает второй пример: 792:6. Остальные записывают в тетради. | - 6 нулей. - 3125331. - 312533. - 31253. - 22450085, получилось двадцать 22 миллиона 450 тысяч 85. - 7043065, получилось 7 миллионов 43 тысячи 65 - 9 нулей. - 4 класса. - Единицы, тысячи, миллионы, миллиарды. - 1 сот, 4 дес, 3 ед. - 3 сот, 4 дес, 2 ед. - 1 сот, 0 дес, 0 ед. - 2 ед. - Классы миллионов и миллиардов. - Числа: 1 миллион 999 тысяч 49 единиц; 46 миллионов; 999 миллионов 500 тысяч; 4 миллиарда. Объясняют вычисление. - Выполните деление с остатком и сделайте проверку. - 611:7=87.2. - 792:6= 132. | Ф И | Интерактивная доска, презентация, учебник Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Предметные УУД: - Понимать, что такое «миллион», «миллиард»; - Распознавать классы, разряды. Регулятивные УУД: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - Проговаривать последовательность действий на уроке; - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной форме; - Слушать и понимать речь других; - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
V. Закрепление | Повторение и закрепление ранее изученного материала | С: беседа Н: показ слайда, учебник П: работа с учебником | - Найдите №146. Слайд №14 - Прочитаем задачу. - О чем она? - Что известно о банках с соком? - Что ещё известно? - Какой вопрос задачи? - Составим краткую запись. - Если его разлили и осталось, то какие слова будут в краткой записи? - Разлили сколько? Появляется краткая запись. Р. - 15 б. по 3 л. - Осталось сколько? Появляется краткая запись. Ост. – 2 л. - Что нужно узнать? Появляется краткая запись. Всего - ? л. Анализ: - Что нужно знать, чтобы найти, сколько всего литров сока? - Что нам известно? - Что нам не известно? - Что нам нужно знать, чтобы найти, сколько залили в банки? - Известно нам это? Синтез: - Зная, количество банок и сколько в них влили сока, что мы можем найти? - Как? Каким действием? - Зная, сколько сока в банках и сколько осталось сока, что мы можем найти? - Как? Каким действием? - Ответили мы на вопрос задачи? - Один записывает решение задачи на доске, остальные в тетради. Проверка на слайде. -
3*15 =45(л) - в 15 банках -
45+2=47 (л) - всего Ответ: 47 литров сока. | - Разлили в 15 банок по 3 л. - Осталось 2 л. сока. - Разлили, осталось, всего. - 15 и 3. - Сколько залили в банки и сколько осталось. - Сколько осталось. - Сколько залили в банки. - Количество банок и сколько в них влили сока. - Да. - Сколько сока в банках. - Умножением. - Сколько сока всего. - Сложением. - Да. | Ф И | Интерактивная доска, презентация, учебник Слайд №15 Слайд №16 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Познавательные УУД: - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной форме; - Слушать и понимать речь других; - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
VI. Подведение итогов урока | Подвести итоги урока | С: беседа | - Какая тема была сегодняшнего урока? - Что нового вы узнали на уроке? - Вам понравился сегодняшний урок? - Сегодня оценку 5 получает…оценку 4 получает… - Остальным я желаю работать на уроке активнее и поднимать руку. | - «Класс миллионов и миллиардов». | Ф | Интерактивная доска, презентация | Контроль со стороны учителя | Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |