СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс пресмыкающиеся или рептилии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение особенностей класса Пресмыкающиеся в связи со средой обитания и образом жизни. Многообразие представителей класса.

Просмотр содержимого документа
«Класс пресмыкающиеся или рептилии.»

Конспект урока в 7 классе:

Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Общая характеристика класса.

Цель урока: изучение особенностей класса пресмыкающиеся в связи со средой обитания и образом жизни.

Задачи урока:

выделить признаки, характерные для класса пресмыкающихся;

показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни;

ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными;

научить правильному поведению в природе при встресе с представителями этого класса.

Оборудование: таблица «Класс пресмыкающихся», пособие «Скелет пресмыкающихся», презентация «Пресмыкающиеся».

План урока

1.Организационный вопрос.

2.Повторение раннее изученного материала.

3.Постановка темы.

4.Изучение нового материала по плану:

А) среда обитания, образ жизни, представители класса;

Б) внешнее строение; В) внутреннее строение;

Г) значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

5.Закрепление изученного материала.

6.Итоги урока.

7.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Повторение раннее изученного материала.

Фронтальный опрос.

-Назовите представителей класса Земноводные, отряда Хвостатые.

-Дать биологическую характеристику отряда Хвостатые .

-Какие признаки свойственны земноводным из отряда Бесхвостые?

Привести примеры представителей.

-Кого относят к отряду Червяги и почему?

-Какую роль играют земноводные в природе?

Индивидуальный опрос.

Самки безголосые. У самцов резонаторы представляют собой пузыри темно-серого или дымчато-серого цвета. Во время брачных игр соперники устраивают концерты с утра до вечера и с вечера до утра на разные голоса. (озерная лягушка)

О какой лягушке рассказано в задании? Дайте характеристику образа жизни класса.

Назовите животное, описанное в тексте. Опишите особенности строения класса.

Кожа шероховатая, бугристая. Зубов нет совсем. По бокам головы находятся кожные железы, выделяющие ядовитую жидкость. Для кожи человека она безвредна, но попав на слизистую оболочку глаз, может вызвать воспаление. Икра имеет форму шнура, а не комка, как у лягушек. (жаба)

3. Формулировка темы урока.

О животных, которые относятся к этому классу, говорят, что они самые опасные существа, потому что одни из них очень кровожадны в воде и могут напасть даже на крупное животное, пришедшее на водопой, а другие могут укусить, впрыснув немалую дозу смертельного яда. Кто это? (дети сами называют тему)

Тема сегодняшнего урока «Класс Пресмыкающихся или Рептилий».

Разговор пойдет об общей характеристике класса этого интересного класса.

4.Изучение нового материала.

-Какие животные изображены на таблице? (называют животных)

-Почему эти животные названы пресмыкающимися? Ответы.

К классу пресмыкающихся относятся отряды Чешуйчатые (Змеи (3000 видов) и Ящерицы(2700 видов)), Черепахи (300) и Крокодилы(21), а также Клювоголовые, единственным представителем которых является гаттерия. (презентация)

Вопросы классу: Где в природе можно встретить изображенных на таблице представителей класса? Каков их образ жизни? В какое время суток они активны?

Ответы.

Вывод: пресмыкающиеся – это первые типично наземные позвоночные, вся жизнь которых проходит вне водоема. (Крокодилы и водные черепахи вторично приспособились к жизни в воде).

Выясним особенности внешнего строения представителей класса.

Посмотрите на таблицу. Что можно сказать о форме тела пресмыкающихся? Почему она такая?

Внешний вид этих животных разнообразен: тело одних (ящерицы, змеи, крокодилы) удлиненное, у других (черепахи) – округлое.

(запись в тетради)

Тело поделено на голову, туловище, хвост, конечности (за исключением змей и безногих ящериц). У пресмыкающихся по две пары 5-палых конечностей, расположенных по бокам тела, но конечности, мы уже знаем, не поднимают тело высоко над землей. Пальцы многих видов этих животных имеют расширенные пластинки с щеточками микроскопических волосков и коготков, благодаря этому они могут лазить по скалам, стволам деревьев и стенам домов.

-А какие приспособления, по вашему мнению, имеют водные животные?

(крокодил – кожистые перепонки на задних лапах, конечности морской черепахи превратились в ласты).

-Какие же отделы тела мы выделим? (запись в тетради)

Кожа у пресмыкающихся сухая, тонкая, без желез, покрыта роговыми чешуйками, щитками или костными пластинами.

Как вы думаете, почему? (защищает тело от потери воды)

-Глаза пресмыкающихся имеют веки: верхнее, нижнее и третье, зачем? (защищают глаза от пыли, повреждений и увлажняют)

Скелет рептилий окостеневает полностью.

Сравним скелет ящерицы со скелетом лягушки.

Чем скелет ящерицы сходен со скелетом лягушки? Каковы различия в их строении?

(8 шейных позвонков, голова может поворачиваться в разные стороны; есть ребра, сочлененные с грудными и поясничными позвонками, имеется грудная клетка (ребра соединены с грудиной) способная изменять объем, поэтому они дышат, всасывая воздух в легкие, а не глотая его, как амфибии.

(запись в тетради)

Дыхание только легочное.

-Почему отсутствует кожное дыхание?

Кожа имеет роговой покров. Легкие имеют множество мелких ячеек, увеличивающих дыхательную поверхность.

(запись в тетради)

Кровеносная система. Сердце почти у всех рептилий трехкамерное: 2 предсердия и желудочек, но он имеет неполную перегородку и не позволяет крови смешиваться полностью. В кровеносные сосуды, связанные с жизненно важными органами, поступает от желудочка наиболее богатая кислородом кровь. (у крокодила сердце 4-х камерное). Холоднокровные животные.

Что это значит?

-Назовите и покажите на таблице органы пищеварения лягушки. Пищеварительная система у пресмыкающихся имеет примерно такое же строение: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, клоака. Лишь мускулатура желудка и кишечника более развитая, что способствует лучшему передвижению перевариваемой пищи.

(запись в тетради)

Органы выделения, это почки – расположены в тазовой области, мочеточники впадают в клоаку. Избыток солей, полученных с пищей и питьем, рептилии выделяют со слезами или носовыми выделениями.

Отсюда и известное выражение «крокодиловы слезы».

(Запись в тетради)

Нервная система. Головной мозг развит лучше, чем мозг земноводных. Передний мозг увеличен, сильно развит мозжечок. Впервые появляется кора головного мозга. Совершеннее, чем у амфибий, стали органы слуха и обоняния. Связанно это с наземным образом жизни.

-В чем эта связь по вашему мнению проявляется?

Более высокий уровень развития пресмыкающихся по сравнению с земноводными заметен при рассмотрении размножения и развития. В связи с приспособлением к жизни на суше, для животных этого класса стало характерным внутреннее оплодотворение и откладывание самками крупных яиц, богатых питательными веществами и имеющих оболочки (известковые или кожистые), защищающие их от иссушения.

-Каким может быть развитие организма? прямым и с превращением.

У пресмыкающихся развитие прямое.

(запись в тетрадь)

Вопросы классу: Какое влияние на жизнь других животных оказывают ящерицы и змеи? Являются звеном в цепи питания.

Какой интерес для людей представляют крокодилы, черепахи, змеи? (запись в тетрадь значения пресмыкающихся)

5.Закрепление изученного.

Приведите примеры в строении пресмыкающихся, доказывающие их более высокую организацию по сравнению с земноводными (пользуясь таблицей). Найдите черты сходства в организации ящериц и змей.

6.Итоги урока. Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Выучить параграф учебника, записи в тетради.

Подготовить сообщения о разных отрядах и видах пресмыкающихся (ящерица прыткая, зеленая; вараны; хамелеон; змеи; крокодилы; черепахи; гаттерии).












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!