СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс Пресмыкающиеся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использовать для проведения урока по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Класс Пресмыкающиеся»

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Задачи урока:

Образовательные:

развить представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;

раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;

сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;

сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.

Развивающие:

развивать навыки работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.

способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Оборудование:

Электронное приложение «Разнообразие живых организмов»

Проектор, ноутбук

Презентация (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка знаний

1) Учащиеся первого варианта выполняют тест-контроль по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». Электронное приложение № 42.

2) Задание на доске «Выберите правильные утверждения» (Приложение 1. Слайд 1)

Выберите правильные утверждения:

Амфибии обитают исключительно на суше

Дышат амфибии легкими и кожей

У земноводных один круг кровообращения

Кожа голая, богата железами

Земноводные имеют плавательный пузырь

Предками земноводных были двоякодышащие рыбы

Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами

Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом

У земноводных имеется клоака

2. Изучение нового материала проходит в форме фронтальной беседы

1) Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая характеристика, особенности строения, размножения и развития.

Приложение 1. Слайд 3. Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно влачится по земле.

Приложение 1. Слайд 4. Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни?

Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост

Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или костными пластинами, защищающая тело от высыхания

Рост происходит во время линьки

На концах пальцев имеются роговые пластинки – когти

Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой

Приложение 1. Слайд 6. Рассмотрите скелет ящерицы и укажите его особенности, связанные с наземным образом жизни?

Два первых шейных позвонка очень подвижны;

Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена с грудиной, образуя грудную клетку

Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником

Приложение 1. Слайд 8. Рассмотрите внутреннее строение ящерицы, какие усложнения в строении систем внутренних органов произошли у пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?

Дыхание только легочное. Легкие имеют только ячеистое строение, появляются воздухоносные пути – трахея и бронхи

Трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную

Тазовые почки, что способствует экономии воды

Появляются зачатки коры больших полушарий

Приложение 1. Слайд 9 и текст учебника «Размножение и развитие» на странице 113. Почему прыткая ящерица может размножаться на суше?

Оплодотворение внутреннее

Яйца покрыты плотной кожистой оболочкой, предохраняющей от высыхания

Зародыш окружен водной оболочкой – амнионом

Имеется желточный мешок

2) Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных

Приложение 1. Слайд 10. Рассказ учителя

Устанавливая родословную земноводных, напомню о теменном глазе ящериц, который дает нам возможность разгадать значение маленьких теменных отверстий, характерных для черепов кистеперых рыб и земноводных. Эта морфологическая деталь, имеющая за собой давность по крайней мере в 300 млн. лет, сохраняющаяся у наших ящериц, но давно утраченная и рыбами и амфибиями, позволяет установить прямую родословную связь пресмыкающихся с древнейшими земноводными – стегоцефалами, процветающими в каменноугольном периоде. Появившиеся в конце этого периода древнейшие пресмыкающиеся по своему внешнему облику были близки к стегоцефалам.

3) Разнообразие пресмыкающихся, их классификация (Приложение 1. Слайд 11)

Когда-то было 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым остаткам, только четыре дожили до настоящего времени.

В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда:

Чешуйчатые (ящерицы, змеи)

Черепахи

Крокодилы

Клювоголовые (один вид – гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии)

3. Групповая самостоятельная работа за компьютерами с электронным приложением «Разнообразие живых организмов» (7 мин.)

Пользуясь электронным приложением № 43, выявите отличительные признаки:

группа – Отряд Чешуйчатые

группа – Подотряд Ящерицы

группа – Подотряд Змеи

группа – Подотряд Хамелеоны

группа – Отряд Черепахи

группа – Отряд Крокодилы

группа – Отряд Клювоголовые

Каждая группа отмечает отличительные признаки отрядов и подотрядов пресмыкающихся.

Приложение 1:

Слайд 13 подотряд Ящерицы
Слайды 14-16 подотряд Змеи
Слайд 17 подотряд Хамелеоны
Слайд 18 отряд Черепахи
Слайд 19 отряд Крокодилы
Слайд 20 отряд Клювоголовые

4. Закрепление

Выполнение теста-тренажёра № 43 электронного приложения «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

5.Домашнее задание:

Учебник с.112-115

Тетрадь-тренажер: с. 45 № 18, с. 60 № 5

Перья птиц, карандаши

Творческое задание: презентация «Пресмыкающиеся Самарской области»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!