Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Задачи урока:
Образовательные:
развить представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;
сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;
сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.
Развивающие:
развивать навыки работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Оборудование:
Электронное приложение «Разнообразие живых организмов»
Проектор, ноутбук
Презентация (Приложение 1)
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний
1) Учащиеся первого варианта выполняют тест-контроль по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». Электронное приложение № 42.
2) Задание на доске «Выберите правильные утверждения» (Приложение 1. Слайд 1)
Выберите правильные утверждения:
Амфибии обитают исключительно на суше
Дышат амфибии легкими и кожей
У земноводных один круг кровообращения
Кожа голая, богата железами
Земноводные имеют плавательный пузырь
Предками земноводных были двоякодышащие рыбы
Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами
Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом
У земноводных имеется клоака
2. Изучение нового материала проходит в форме фронтальной беседы
1) Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая характеристика, особенности строения, размножения и развития.
Приложение 1. Слайд 3. Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?
Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно влачится по земле.
Приложение 1. Слайд 4. Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни?
Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост
Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или костными пластинами, защищающая тело от высыхания
Рост происходит во время линьки
На концах пальцев имеются роговые пластинки – когти
Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой
Приложение 1. Слайд 6. Рассмотрите скелет ящерицы и укажите его особенности, связанные с наземным образом жизни?
Два первых шейных позвонка очень подвижны;
Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена с грудиной, образуя грудную клетку
Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником
Приложение 1. Слайд 8. Рассмотрите внутреннее строение ящерицы, какие усложнения в строении систем внутренних органов произошли у пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?
Дыхание только легочное. Легкие имеют только ячеистое строение, появляются воздухоносные пути – трахея и бронхи
Трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную
Тазовые почки, что способствует экономии воды
Появляются зачатки коры больших полушарий
Приложение 1. Слайд 9 и текст учебника «Размножение и развитие» на странице 113. Почему прыткая ящерица может размножаться на суше?
Оплодотворение внутреннее
Яйца покрыты плотной кожистой оболочкой, предохраняющей от высыхания
Зародыш окружен водной оболочкой – амнионом
Имеется желточный мешок
2) Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных
Приложение 1. Слайд 10. Рассказ учителя
Устанавливая родословную земноводных, напомню о теменном глазе ящериц, который дает нам возможность разгадать значение маленьких теменных отверстий, характерных для черепов кистеперых рыб и земноводных. Эта морфологическая деталь, имеющая за собой давность по крайней мере в 300 млн. лет, сохраняющаяся у наших ящериц, но давно утраченная и рыбами и амфибиями, позволяет установить прямую родословную связь пресмыкающихся с древнейшими земноводными – стегоцефалами, процветающими в каменноугольном периоде. Появившиеся в конце этого периода древнейшие пресмыкающиеся по своему внешнему облику были близки к стегоцефалам.
3) Разнообразие пресмыкающихся, их классификация (Приложение 1. Слайд 11)
Когда-то было 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым остаткам, только четыре дожили до настоящего времени.
В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда:
Чешуйчатые (ящерицы, змеи)
Черепахи
Крокодилы
Клювоголовые (один вид – гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии)
3. Групповая самостоятельная работа за компьютерами с электронным приложением «Разнообразие живых организмов» (7 мин.)
Пользуясь электронным приложением № 43, выявите отличительные признаки:
группа – Отряд Чешуйчатые
группа – Подотряд Ящерицы
группа – Подотряд Змеи
группа – Подотряд Хамелеоны
группа – Отряд Черепахи
группа – Отряд Крокодилы
группа – Отряд Клювоголовые
Каждая группа отмечает отличительные признаки отрядов и подотрядов пресмыкающихся.
Приложение 1:
Слайд 13 подотряд Ящерицы
Слайды 14-16 подотряд Змеи
Слайд 17 подотряд Хамелеоны
Слайд 18 отряд Черепахи
Слайд 19 отряд Крокодилы
Слайд 20 отряд Клювоголовые
4. Закрепление
Выполнение теста-тренажёра № 43 электронного приложения «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
5.Домашнее задание:
Учебник с.112-115
Тетрадь-тренажер: с. 45 № 18, с. 60 № 5
Перья птиц, карандаши
Творческое задание: презентация «Пресмыкающиеся Самарской области»