СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс Земноводные или Амфибии.Внешнее строение,происхождение,скелет и мускулатура земноводных на примере лягушки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внешнее строение земноводных,происхождение.Особенности строения скелета и мыщц.

Просмотр содержимого документа
«Класс Земноводные или Амфибии.Внешнее строение,происхождение,скелет и мускулатура земноводных на примере лягушки.»

МКОУ «Курахская СОШ-Детский сад№1»








Открытый урок по биологии в 7 «А»классе



Класс Земноводные или амфибии.

«Внешнее строение, происхождение, скелет и мускулатура земноводных на примере лягушки»











Учитель биологии: Амиргамзаева Р.Т.

2018г.

Разработка открытого урока по теме:

«Внешнее строение, происхождение, скелет и мускулатура земноводных

на примере лягушки»

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни; познакомиться с их классификацией и многообразием.

Оборудование:презентация,таблица«Класс Земноводные»,влажный препарат, модель скелета лягушки, раздаточный материал, тесты

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний уч-ся: Тестирование по теме: « Рыбы»(Приложение1)

  3. Изучение новой темы.

Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад.(слайд 4)

Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше.

Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен. Лягушки, жабы, жерлянки, животные с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. Таким образом, мы с вами определили, что Класс Земноводные, или Амфибии включают три отряда: Бесхвостые, Хвостатые и Безногие.(слайд5,6)

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяги

Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить ряд проблем(слайд7)

  1. Дыхание кислородом воздуха.

  2. Проблема высыхания.

  3. Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.

  4. Изменение характера передвижения.

  5. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты для отложенных яиц от высыхания.

  6. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.

  7. Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижения температуры в осеннее и зимнее время.

Естественно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных.(слайд8)


Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Но и связь с водой амфибии не утратили.

У вас на столах таблицы «Черты приспособленности земноводных к наземной и водной средам», попробуйте правильно распределить эти черты амфибий в ходе моего рассказа.

У учащихся на столах таблицы, которые они заполняют по ходу рассказа учителя.

Слайды9,10,11,12

Кожа у земноводных мягкая, голая, обильно увлажнённая секретами многочисленных слизистых желёз, проницаемая для газов и воды. Наряду с лёгкими она участвует в дыхании. В коже некоторых земноводных располагаются ядовитые железы, служащие ему орудием защиты.

У земноводных нет грудной клетки, поэтому воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости. На суше земноводные передвигаются с помощью четырёх конечностей, типичных для наземных животных.

У амфибий впервые появляются веки, которые не только защищают глаза от механических повреждений, но и предотвращают высыхание роговицы. В связи с жизнь на суше у земноводных впервые появляется и барабанная перепонка.

Большинство видов земноводных обитает в тропиках. Как правило они активны в сумерки или ночью, ведь в это время влажность воздуха выше, чем днём. В умеренных и северных широтах земноводные уходят на зиму в укрытия – ямы на дне водоёмов, норы грызунов, прогнившие корни деревьев, кучи мха и т.д.

У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. Благодаря кожному дыханию, земноводные подолгу могут находиться в воде, не всплывая за новой порцией воздуха. Икра земноводных развивается только в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.(слайд13)

Учитель и учащиеся проверяют заполненные таблицы.(слайд4)

«Черты приспособленности земноводных».

К наземной среде

К водной среде

  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание

  • Лёгкие; ноздри

  • Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза

  • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха

  • Свободные конечности для передвижения

  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде

  • Размножение возможно только в воде

  • Кожное дыхание

Интересно значение кожи амфибий, богатой многочисленными железами, за счёт которых она постоянно остаётся влажной. С одной стороны, влажная кожа – открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Поэтому они держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико. С другой стороны, кожа земноводных мастерски пополняет запасы воды. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Достаточно припасть брюшком к влажной земле или траве, и запасы воды пополнены. Кожа – единственная одежда амфибий, поэтому она конечно, снашивается. Поэтому лягушки меняют кожу не менее четырёх раз.


(Слайд 14)Физкульминутка


Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и их мускулатуре.

Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?(слайд15)

На столах учащихся рисунки «Скелет земноводных».

В скелете главнейшие изменения, по сравнению с рыбами, мы находим, в строении конечностей и их поясов, состоящих соответственно из плечевого и тазового поясов, костей плеча и бедра, предплечья и голени, кисти и стопы. Имеется крестец, на котором тазовые кости получили прочное сочленение с позвоночником.

На столах учащихся заготовки таблиц(учащиеся заполняют их в ходе самостоятельной работы с учебником стр.176-177)



(слайд16)

«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп

Мозговая часть, кости челюстей с зубами (единое образование)

Защита головного мозга

2. Позвоночник

Позвонки (1-шейный, 7-туловищный без рёбер, 1-кресцовый, хвостовая кость)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3. Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости (коракоиды)

Опора для передних конечностей

4. Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

5. Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6. Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые, кости стопы

Участвуют в передвижении


Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

По сравнению с рыбами только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

  1. Закрепление.(слайд17,18)

  1. Какие новые отделы позвоночника появились у земноводных по сравнению с рыбами? (Шейный и крестцовый)

  2. Какие отделы различают в теле лягушки? (Голову, туловище и две пары конечностей)

  3. Чем глаза лягушки отличаются от глаз рыб? (имеют веки)

  4. Чем представлена наружная часть органа слуха? (Барабанными перепонками)

  5. Сколько позвонков в шейном и крестцовом отделах? (по одному)

  6. Сколько позвонков в туловищном отделе? (семь)


(Слайд19) Д/з Текст параграфа изучить на стр.130-133 , ответить на вопросы,выполнить задания 119-124в р.т.











Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде














Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде
























Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде







































«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп



2. Позвоночник



3. Плечевой пояс



4. Скелет передних конечностей



5. Пояс задних конечностей



6. Скелет задних конечностей







«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп



2. Позвоночник



3. Плечевой пояс



4. Скелет передних конечностей



5. Пояс задних конечностей



6. Скелет задних конечностей










Контрольный тест по теме «РЫБЫ»

1 вариант


Выберите один правильный вариант ответа из предложенных.

1. Хорда- это:

А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него костных или хрящевых защитных образований;

Б) плотный эластичный тяж, играющий роль внутреннего скелета;

В) эластичная трубка, в канале которой находится головной мозг.

2. Большинство рыб относится к классу:

А) костных; Б) хрящевых;

3. К парным плавникам относятся:

А) спинной и хвостовой; Б) только брюшные; В) грудные и брюшные.

4. Плавательный пузырь выполняет функции у рыб:

А) только гидростатические;

Б) гидростатические, дыхательные, функции поддержания постоянства состава крови.

5. Орган боковой линии у рыб проходят:

А) от переднего конца тела до заднего, Б) от головы до середины туловища.

6. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:

А) кожными железами; Б) чешуей; В) боковой линией.

7. У рыб глаза всегда открыты, потому что:

А) веки срослись и превратились в неподвижную оболочку;

Б) веки отсутствуют; В) веки неподвижны.

8. Через сердце рыб проходит:

А) артериальная кровь; Б) смешанная кровь; В) венозная кровь.

9. Оплодотворение у рыб:

А) внутреннее; Б) наружное

10. Кровеносная система у рыб:

.


Выберите три верных ответа из шести.

11. Какие из перечисленных организмов относятся к отряду костно-хрящевых рыб?

1) белуга, 2) катран, 3) осетр,

4) сазан, 5) стерлядь, 6) треска.


12.Расположите в правильном порядке стадии развития окуня:

1) зародыш, 2) икринка, 3) малек,

4) взрослый карась, 5) личинка.



Задания со свободной формой ответа:


13.Что такое боковая линия??









Контрольный тест по теме «РЫБЫ»

2 вариант


Выберите один правильный вариант ответа из предложенных.

1.Главную роль при движении вперёд играет плавник 
А) хвостовой  Б) грудной 
В) брюшной  Г) спинной 

2. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

А) хрящевых рыб; Б) костных рыб.

3. Спинной плавник выполняет функции:

А) создание устойчивости тела при движении;

Б) защита от хищников; В) те и другие функции.

4. Плавательный пузырь имеется:

А) у всех видов рыб; Б) только у хрящевых;

В) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных.

5.Основной функцией плавательного пузыря является… 

А) переваривание пищи  Б) дыхание рыб под водой 

В) обеспечение плавучести рыб 

6.Чем прикрыты снаружи жабры? 

А) жаберными тычинками  Б) жаберными лепестками 

В) жаберными дугами  Г) жаберными крышками 

7. При помощи органов зрения рыбы видят предметы расположенные:

А) далеко; Б) вблизи; В) как вблизи, так и далеко.

8.Сердце рыб… 

А) однокамерное  Б) двухкамерное  В) трёхкамерное 

9.Выделительная система у рыб представлена… 
А) только мочевым пузырём  Б) только почками 
В) почками, мочеточниками, мочевым пузырём и мочеиспускательным каналом

10.Отряд Кистепёрые относится к классу… 
А) хрящевые рыбы  Б) костные рыбы 
В) сельдеобразные рыбы  Г) костно-хрящевые


Выберите три верных ответа из шести.

11. Какие признаки характерны для хрящевых рыб?

  1. Наличие плавательного пузыря,

  2. Хрящевой скелет,

  3. Отсутствие ребер,

  4. Отсутствие плавательного пузыря,

  5. Наличие жаберных крышек,

  6. Отсутствие жаберных крышек.


12.Расположите в правильном порядке стадии развития карася:

1) зародыш, 2) икринка, 3) малек,

4) взрослый карась, 5) личинка.


Задания со свободной формой ответа:


13. Почему кистеперую рыбу латимерию называют живой «ископаемой»?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!