Классические дары Фребеля
Первый дар – ТЕКСТИЛЬНЫЕ МЯЧИКИ
Цель: Тренировка мелкой моторики рук.
Изучение цвета. Развитие умения выделять величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и др.
С помощью мячиков , подвешенных на нитях, обучение направлению движения в различные стороны (вправо, влево, наверх, вниз, назад), формирование пространственной ориентации.
Педагоги рекомендуют с трех месяцев использовать мячики для развития тактильно-двигательного восприятия, ребенок учится захватывать мячик ладошкой, пальцами, удерживать и совершать с ними различные манипуляции.
Мяч с верёвочкой — прекрасный материал для закрепления геометрических фигур.
Второй дар – ОСНОВНЫЕ ТЕЛА (деревянные шар, цилиндр и куб) – предназначается для детей трех - четырех лет.
Играя этими предметами, ребенок знакомиться с основными свойствами предметов: их формой, весом, твердостью, подвижностью.
Цель:
- Знакомство с разными формами предмета
- Сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой
- Формирование самостоятельных исследовательских навыков
- Изучение передвижения предмета по траектории и различным направлениям
- С помощью фигур, подвешенных на нитях, обучение направление предмета, формирование пространственной ориентации
- Развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка.
Третий дар - КУБ ИЗ КУБИКОВ ( деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков). С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы. Предназначен для детей 4 лет.
.
Четвертый дар - КУБ ИЗ БРУСКОВ 8 деревянных плиточек.
Пятый дар - КУБИКИ И ПРИЗМЫ
Шестой дар- КУБИКИ, СТОЛБИКИ, КИРПИЧИКИ
Дары 3-4 дают возможность в наглядной форме объяснить ребенку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей, знакомит с числом.
Исследуя кубики, ребенок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т.д.) Всему, что построил ребенок дается название и идет сравнение реального объекта с получившейся моделью.
Дары 5-6 включают большее количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.
Примеры конструирования из кубиков для детей по методике Фрёбеля
Седьмой дар – ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ равносторонние, равнобедренные
и прямоугольные треугольники, круги, ромбы и квадраты.
Цвет: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый,
черный и белый.
Цель:
- Изучение геометрических фигур.
- Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме.
- Тренировка мелкой моторики рук,
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Подготовка руки к письму
- Развитие творческих способностей
– составление различных узоров, предметных
и сюжетных картинок.
Восьмой дар – ПАЛОЧКИ
6 наборов палочек различной длины (25, 50, 100, 120 и 150мм.)
Цель:
- Тренировка мелкой моторики
- Развитие зрительно-моторной координации
- Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера
- Обучение счёту и использование в качестве счетного материала
- Выполнение простейших математических действий ( сложение и вычитание)
- Развитие творческих способностей – составление узоров и построек.
Девятый дар – КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА (3-х разных размеров 25, 40и 50мм.)
Цель:
- Тренировка мелкой моторики
- Развитие зрительно-моторной координации
- Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера
- Развитие творческих способностей
– составление различных узоров, предметных
и сюжетных картинок.
Кольца позволяют ребенку обнаруживать целое/половину, диаметр/окружность, внутри/снаружи и концепцию направления кривой (или ориентации). Сколько сторон имеет круг? У круга есть углы?
Изогнутые линии довольно красивые и успокаивающие.
Дайте ребенку несколько частей для начала и добавьте больше по мере необходимости.
Для создания симметричного узора рекомендуется начинать с центральной части и изменять периферийные.
Десятый дар – ФИШКИ (точки)
Сортировка и упорядочение объектов - основа базовой математики.
А точки хорошо подходят для этой активности.
Помимо арифметических - сложение, вычитание и т.д.
Можно изучить основные понятия геометрии через идею положения и соединения фишек (точек), чтобы сформировать линию.
Бумага в клеточку идеально подойдет для изучения геометрии.
Фишки могут образовывать линии - вертикальные, горизонтальные, диагональные и т. д.
Или фигуры — круг, треугольник, квадрат и т.д.
Каждая линия или форма могут использоваться для представления чего-либо - человека, объекта - и могут быть представлены в виде истории или песни.
Бумага в клеточку и точки могут побудить ребенка к созданию симметричных геометрических узоров.
Позвольте ребенку создавать собственные рисунки и узоры. Направьте творчество ребенка таким образом, чтобы он учился не уничтожать уже созданное, а изменять и дополнять рисунок.
Одиннадцатый дар – ЦВЕТНЫЕ ТЕЛА Включает
цветные геометрические фигуры - куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр.
Возраст: с 2-3 лет
Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.
Двенадцатый дар – МОЗАЙКА, ШНУРОВКА (Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета)
Возраст: с 2-3 лет
Учит создавать рисунки по образцу и самостоятельно.
Тренирует мелкую моторику, способствует развитию речевых центров мозга.
Тринадцатый дар – БАШЕНКИ (Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр).
с 4-5 лет
Развивает навыки конструирования. Способствует улучшению воображения. Можно использовать, как дополнительный материал для даров с №3 по №6.
Четырнадцатый дар – Арки И ЦИФРЫ (3 разрезанных цилиндра
и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия).
с 4-5 лет
Развитие сенсомоторных навыков, подготовка руки к письму
и развитие творческих способностей.
Дополнительный дар №15
Цель: Удобство использования модулей, которые входят в состав набора по методике Фребеля
Доска для выкладывания позволяет максимально комфортно раскладывать материалы из игрового набора по методике Фребеля