Просмотр содержимого документа
«Классические правила ведения диалога»
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра изобразительного искусства и дизайна
Классические правила ведения диалога
Выполнила: Акулова А. В.
Приняла: Дорошук Л. А.
Шадринск 2016
«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать»
А. П. Чехов
«...по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К. Паустовский
В основе речевых отношений должны быть доброжелательность и умение слушать. Очень важно в общении услышать друг друга. Внимание к собеседнику, к аудитории необходимы также для того, чтобы начать говорить. Выражаясь парадоксально, речь начинается со слушания, понимания обстановки, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках.
Основные правила ведения диалога систематизированы по данным пословиц о речи, также выделяются правила для говорящего и правила для слушающего.
Правила, определяющие отношение людей в диалоге:
- человек оценивается по знанию форм речевого поведения (этикета)
- невежливая речь запрещается, рекомендуется вежливость
- запрещается оскорбление словом
Правила, определяющие порядок ведения беседы:
- слово предшествует другим действиям
- слушание предшествует говорению
- умолчание есть часть диалога.
Типичные ошибки в диалоге:
- ошибка в нарушении предмета диалога
- ошибка в избрании участника диалога
- ошибка в порядке ведения диалога.
Правила для говорящего:
- правила осторожности;
- замысел речи;
- типичные ошибки: неуместность речи; тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны); многословие;
Правила для слушающего:
- необходимо видеть различие в речи, получаемой от разных лиц:
- необходимо выделять истинные и ложные сведения;
- необходимо определять искренность говорящего;
- необходимо видеть ошибки в содержании речи говорящего (нелогичность, неопределенность суждений).
Старые, но не устаревшие правила ведения диалога:
- рассуждать следует, соблюдая качества речи;
- говорить кстати;
- привносить в разговор добросердечие;
- говорить о личном только по просьбе собеседника;
- не хвастать знакомством с людьми высокого положения;
- не отводить кого-нибудь в сторону во время общего разговора;
- не расспрашивать о происхождении;
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существуют определенные правила для говорящего и слушающего, которые обеспечивают максимальную эффективность общения.
Беседа должна вестись в доброжелательной обстановке. Нельзя использовать в речи выражения, наносящие адресату моральный ущерб: обиду, оскорбление, выказывать пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника...