СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация дисграфических ошибок и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как определить дисграфические ошибки у  ребенка и помочь ему в их преодолении.

Просмотр содержимого документа
«Классификация дисграфических ошибок и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя.»

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

  2. пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

  3. пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

  4. замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен,люгкий — легкий;

  5. замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока-зываед — показывает

  6. перестановки букв и слогов: онко—окно,

  7. недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,диктан — диктант;

  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

  9. искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

  10. слитное написание словд их произвольное деление: два— два, бой--    часов — бой часов, в  ся — вся;

  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

  12. нарушение смягчения согласных: болшой — большойтолко — толь­ко, мач — мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появи­лось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

  2. нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

  3. замена слов по звуковому сходству;

  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухни — набухли;

  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;

  4. зеркальное написание букв: с,э,ю;

  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии   (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова:зуп — зуб, дорошка — дорожка;

  3. обозначение смягчения согласных;

  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.


Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя

.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.


Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.


Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё - ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.


Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одно неправильную.

Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.


Ошибки на уровне слов.

Слитное написание слов, особенно служебных. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова, пишет их слитно. Границы слов могут не только исчезать, но и смещаться. Иногда ошибки на уровне слова проявляются в том, что ребенок придумывает свое несуществующее слово («поленой» цветок; «медведий» хвост).

Что делать? Помочь ребенку сформировать понятие «слово». В т.ч. показать ребенку значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.

Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два неслова (две части, не имеющие смысла).

Также бороться с дисграфическими ошибками на уровне слова помогает часто используемое в начальных классах задание: среди родственных слов найти лишнее (гусь, гусенок, гусыня, гуськом, гуси, гусеница).

Полезно поиграть со словом, переставляя буквы внутри него: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово; из каждой буквы слова придумать новое слово; составить наибольшее количество слов из букв одного длинного слова.

Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменить словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот: заменить сложное слово словосочетанием; догадаться, из каких слов сложилось сложное слово: самовар – сам варит.


Ошибки на уровне предложения.

Отсутствие границ предложения (заглавная буква в начале и точка в конце предложения).

Ошибки в согласовании слов (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).

Ошибки при перечислении однородных членов предложения (учит честности, смелости и беречь природу).

Неверное по смыслу употребление предлогов в предложении.

Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам.

Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).

Игра «Живое слово». Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.

Разделить сплошной текст на слова и предложения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!