Классификация дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен,люгкий — легкий;
замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока-зываед — показывает
перестановки букв и слогов: онко—окно,
недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,диктан — диктант;
наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
слитное написание словд их произвольное деление: два— два, бой-- часов — бой часов, в ся — вся;
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, мач — мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
замена слов по звуковому сходству;
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухни — набухли;
пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;
зеркальное написание букв: с,э,ю;
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии (риск дизорфографии)
безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова:зуп — зуб, дорошка — дорожка;
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя
.
Ошибки на уровне буквы и слова.
Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).
Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
гласные о – у, ё - ю;
заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
соноры л – р, й – л, м –н;
свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.
Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.
Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
В ряду правильно написанных букв найти одно неправильную.
Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.
Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.
Ошибки на уровне слов.
Слитное написание слов, особенно служебных. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова, пишет их слитно. Границы слов могут не только исчезать, но и смещаться. Иногда ошибки на уровне слова проявляются в том, что ребенок придумывает свое несуществующее слово («поленой» цветок; «медведий» хвост).
Что делать? Помочь ребенку сформировать понятие «слово». В т.ч. показать ребенку значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.
Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два неслова (две части, не имеющие смысла).
Также бороться с дисграфическими ошибками на уровне слова помогает часто используемое в начальных классах задание: среди родственных слов найти лишнее (гусь, гусенок, гусыня, гуськом, гуси, гусеница).
Полезно поиграть со словом, переставляя буквы внутри него: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово; из каждой буквы слова придумать новое слово; составить наибольшее количество слов из букв одного длинного слова.
Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменить словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот: заменить сложное слово словосочетанием; догадаться, из каких слов сложилось сложное слово: самовар – сам варит.
Ошибки на уровне предложения.
Отсутствие границ предложения (заглавная буква в начале и точка в конце предложения).
Ошибки в согласовании слов (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).
Ошибки при перечислении однородных членов предложения (учит честности, смелости и беречь природу).
Неверное по смыслу употребление предлогов в предложении.
Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам.
Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).
Игра «Живое слово». Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.
Разделить сплошной текст на слова и предложения.