СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация дизартрии у детей с ДЦП

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация дизартрий у детей с ДЦП

Просмотр содержимого документа
«Классификация дизартрии у детей с ДЦП»

Классификация дизартрии по синдромологическому

подходу И.И. Панченко:

Врач определяет  ведущий неврологический синдром:

1) спастический порез (синдром пишут, когда отмечаются любые нарушения тонуса),

2) тонические нарушения управления речевой деятельностью по типу ригидности (максимальное увеличение тонуса),

3) гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения),

4) атаксия – нарушение координации движений (несоразмерность движений),

5) апраксия ( ребёнок не может выбрать пространственно-артикуляционную позу).

        Исходя из ведущего синдрома   и выделяют формы дизартрии:

форма дизартрии

спастико-паре-

тическая дизар-

трия

спастико-ригидная дизартрия

гиперкинетическая

дизартрия

атактическая

дизартрия

характер нарушения мышечного тонуса

спастичность, реже

-гипотония

спастичность мышц и ригидность (максимальное резкое увеличение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усиливающееся под влиянием раздражителей)

дистония, реже гипотония (большая). Тонус зависит от внешних влияний, эмоционального состояния, произвольных движений

гипотония

наличие непроизвол-

ьных насильствен-

ных движений,

синкинезий

синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма

частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения)

гиперкинезы языка, лица, шеи в покое, усиливаются при произносительных попытках. Синкинезии

тремор языка (при целенаправ-

ленных движениях

нарушения артикуляцион-

ной  моторики,

артикуляцион-

ного праксиса,

мимики

снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз; переключение от одной артикуляции к другой. Гипомимия лица.

объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение с удлинённым латентным периодом (до нескольких минут. При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешанная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное)

объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощущения артикуляционной позы и при переключении от одной артикуляции к другой, то есть страдает автоматизация артикуляционных движений

дисметрия (несоразмер-

ность) артикуляционных движений; чаще- гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов. Мимика вялая.


спастико-паретическая

спастико-ригидная

гиперкинетическая

Атактическая

состояние акта приёма пищи (жевание, глотание)

акт приёма пищи замедлен, но координирован

грубо нарушены жевание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием, глотанием

процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы

жевание ослаблено

разборчивость речи, нарушения звукопроизно-шения

разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены чёткого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих

розборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены чёткого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих.

разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порой малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков непостоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры)

разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки

нарушения

дыхания

нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий)

тяжёлые нарушения дыхания

тяжёлые нарушения дыхания

асинергия – асинхронность дыхания, голосообразова-ния  и артикуляции

нарушения

голоса

голос недостаточной силы и звонкости (тихий, слабый, истощающийся, глуховатый). Может быть назализация

голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый

голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация.

голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком

нарушения

просодики

снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации (голос маломодулированный, монотонный)

модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый

мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (монотонность)

Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм скандированный. Темп замедленный.

вегетативные расстройства

гиперсаливация

гиперсаливация

гиперсаливации при «чистом» гиперкинетическом синдроме нет

может быть гиперсаливация

ведущий

синдром

спастический парез

спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности

гиперкинез

атаксия

форма ДЦП

спастическая диплегия, гемипарез

двойная гемиплегия

гиперкинетическия форма ДЦП

атонически-астатическая форма ДЦП