СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация фонетический единиц русского языка. Звук речи и фонема. Соотношение буквы и звука .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификация фонетический единиц русского языка. Звук речи и фонема. Соотношение буквы и звука .»



Занятие 2.

Тема: Классификация фонетический единиц русского языка. Звук речи и фонема. Соотношение буквы и звука ( 2часа).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепить умения учащихся производить фонетический разбор слова.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока. Запись в тетрадь.

3.Слово учителя.

Мы приступаем к данной теме, опираясь на полученные вами ранее знания. Традиционно, изучение и повторение русского языка начинается с фонетики.

-Что изучает фонетика?

4.Запись в тетради:

Фонетика- это раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка.

-Назовите наименьшую единицу языка, которой мы будем оперировать при работе над данной темой?

-Действительно, это ЗВУК.

5.Запись в тетради:

ЗВУК-это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.

6.Вопрос:

-При помощи какого графического знака звук обозначается на письме? Верно, БУКВА.

7.Сейчас мы с вами более подробно остановимся на звуках. Итак, звук- это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.

-Я предлагаю вам восстановить в памяти знания о звуках русского языка. А поможет вам в этом схема, которую я предлагаю вам занести в тетради и заполнить .

Звуки





Гласные Согласные

( 6 звуков)

А, О, У, И , Э, Ы



Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, Они состоят главным образом из голоса при почти полном отсутствии шума. не встречая каких-либо преград.



лабиализованные(огубленные)-О.У

ГЛАСНЫЕ

Нелабилизованные

(А.Э.И.Ы)

При произнесении лабилизованных гласных губы вытягиваются вперед и принимают округлую форму.

8.Ударные и безударные.

-Подскажите, какими еще могут быть гласные с точки зрения ударения?(ударные и безударные)

9.Йотированные гласные

В русском языке есть так термин, как «Йотированные» гласные! Расскажите мне о них подробнее, пожалуйста?

1.Йотированных гласных 4: Е.Е,Ю,Я

2.Употребляясь после мягкого согласного, они передают звуки: Э,О,У.А (Черный, люк, ряд)

3.В начале слова, после разделительных Ъ и Ь знаков они передают 2 звука: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА.(ЕЖ,ЛИНИЯ)

-Кто -то звук Й обозначает J!

В русском алфавите нет отдельной буквы для обозначения мягких согласных звуков, поэтому для обозначения мягкости согласных используется не только Ь, но и йотированные гласные Е,Е,Ю,Я ,а также И.

10.Разминка.

Я предлагаю вам устроить разминку после теоретического блока о гласных. Для этого выполним задание:

1)Те, кто сидят в ряду слева от меня – 1 вариант, справа-второй вариант.

Я предлагаю вам слова ,в которых есть йотированные гласные.1 В.-записывают только те, где эти йотированные обозначают 1 звук,

2 В-2 звука.

Петли,полет,скамья,язык,мясо,вьюга,ругаться,блистающий,воркование,весь,деньдлинная,вести,уходя,влево,опустился,любить,слушают,молодая,карусель,дубовые,ясный.

2)второе задание:графически обозначить йотированные гласные звуки в следующих словах по образцу: КОЛОДЭЗНЫЙ,ЙУРКИЙ

Янтарный, земной ,июньский, акварель, трехъярусный, фаянс, ярость, друзья.

11.Согласные звуки.

Согласными называют звуки, при образовании которых в органах речи воздух встречает какие-либо преграды. Они состоят или только из шума или из голоса и шума.

Возвращаясь к нашей схеме, мы с вами попробуем закончить ее , внеся в нее сведения о согласных звуках.

-Итак какие звуки называются согласными,мы записали.

СОГЛАСНЫЕ

37 звуков

СОНОРНЫЕ (из шума,или из шума и голоса) ШУМНЫЕ

(Л, Л, М,М,Н,Н,Р,Р)

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ

-Большинство из них образуют пары по звонкости-глухости:

Б-п,в-ф,д-т,з-с,ж-ш,г-к.

Всегда звонкие: Н,Л,М,Р,.

Всегда глухие-Х,Ц,Ч,

По твердости-мягкости согласные тоже образуют пары.

Всегда твердые-Ж,Ш,Ц.

Всегда мягкие_Щ,Ч,Й.

11.Буквы.

В русском языке ,как мы уже сказали,звуки передаются на письме буквами.Букв в русском алфавите 33,каждая из которых имеет свое название.Они могут быть как строчными (а),так и прописными(А).

12.РАЗМИНКА.

1)Выпишите слова,где все согласные звонкие(1 В),все согласные глухие-2В.

Отдал, отзвук ,взять, боязнь ,борода ,скоба, груз, друг, больной, нота.

МОЛОДЦЫ!

12.СЛОГ.

Говоря о согласных и гласных звуках,мы обязаны поговорить о слоге.

-Что же такое слог?

Слог-это один гласный звук либо сочетание гласного с одним или несколькими согласными,который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.

Открытый слог заканчивается гласным звуком.

Закрытый слог заканчивается согласным звуком.

Число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков.

13.Разминка.

Разделите предложенные слова на слоги и охарактеризуйте каждый слог по образцу: раз-мин-ка 1-З,2-З,3-О.

Безбрежный,громкий,война,дореволюционный,приоткрыть,парта,русский,шерстяной,южный,ягода.

14.Итог работы.

-Что такое звук?

-Графическое обозначение звука на письме?

-В зависимости от произношения согласные делятся на…?

-Назовите пары согласных по звонкости-глухости?

-Что такое слог?

-Чем отличаются открытый и закрытый слог друг от друга?.

15.Домашнее задание:

1.Запомнить теорию.

2.Выполнить транскрипцию: лестный,столб,солнце,поднявший.