КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
«Основы коммерческой деятельности»
Розничная торговая сеть
— это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговли:
- закупка, продажа товаров;
- транспортировка;
- хранение;
- принятие риска;
- финансовая деятельность;
- информирование рынка, получение информации о рынке;
- подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Задачи розничной торговли:
- изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
- определение ассортиментной политики;
- формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
- обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
Классификация розничных торговых организаций:
- виды и особенности устройства;
- тип организации;
- форма торгового обслуживания;
- тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
- функциональные особенности организации.
По стационарности
- Стационарный торговый объект:
Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям.
Нестационарный торговый объект:
Развозная торговля
- автомагазины,
- автолавка,
- автофургон,
- автоцистерна.
Разносная торговля
- лоток,
- тележка,
- торговые автоматы и др.
По организационно-правовым формам:
- Общество с ограниченной ответственностью - ООО,
- Акционерное общество - АО,
- Потребительские кооперативы,
- Индивидуальные предприниматели - ИП
По формам обслуживания:
- Продажа товаров по образцам
- Обслуживание через прилавок
- по предварительным заказам
По размеру торговой площади
- мелкие - до 250 м2, средние - от 251 до 1000 м2, крупные - от 1001 до 5000 м2, особо крупные - свыше 5000 м2.
- мелкие - до 250 м2,
- средние - от 251 до 1000 м2,
- крупные - от 1001 до 5000 м2,
- особо крупные - свыше 5000 м2.
По форме собственности:
- Независимые розничные торговцы.
- Торговая сеть.
- Розничные франшизы.
- Арендуемый отдел.
С учетом типа здания и его объемно-планировочного решения:
По видам (товарной специализации):
- универсальные специализированные узкоспециализированные комбинированные со смешанным ассортиментом продовольственные магазины непродовольственные магазины.
- универсальные
- специализированные
- узкоспециализированные
- комбинированные
- со смешанным ассортиментом
- продовольственные магазины
- непродовольственные магазины.
- Специализация розничной торговой сети – это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле определенными группами товаров.
По ценовому уровню:
- элитные магазины («Бутик», магазин-салон) магазины со среднем уровнем цен (супермаркет, гипермаркет) магазины с низким уровнем цен («Секонд хенд», «Сток», «Кеш енд Кэрри», «Дискаунтер»).
- элитные магазины («Бутик», магазин-салон)
- магазины со среднем уровнем цен (супермаркет, гипермаркет)
- магазины с низким уровнем цен («Секонд хенд», «Сток», «Кеш енд Кэрри», «Дискаунтер»).
Типизация - система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Способствует:
- рациональному управлению
- снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов
- устраняет излишнее многообразие типов магазинов.
1. Универсальные магазины:
- Гипермаркет, универмаг, магазин-склад, Универсам, Супермаркет, Гастроном
2. Специализированные продовольственные магазины:
- «Хлеб», «Овощи-фрукты», «Рыба», «Мясо», «Минеральные вода» т.д.
3. Специализированные непродовольственные магазины:
- «Одежда», «Обувь», «Ткани», «Электротовары», «Мебель», «Книги», «Охотник» и т.д.
4. Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом:
- магазины товаров повседневного спроса,
- Мини-маркет.
5. Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом:
- Торговый дом, Товары для дома, для детей, для будущих мам, для новорожденных, для полных.
6. Прочие неспециализированные магазины:
- «Продукты», Промтовары, Комиссионный магазин, «Сток», «Секонд хенд», «Дисконт», «Кеш энд керри», «Дискаунтер» «Бутик», магазин-салон.
Факторы, влияющие на размещение магазина
- градостроительные
- транспортные
- социальные
- экономические