Классификация игр
Сколько игр вы знаете? Десять? Двадцать? Семьдесят? Прекрасно! А знаете ли вы, с кем, когда и в какие игры лучше всего играть? Определить возрастные границы применения игры достаточно просто (а многие игры и вовсе не имеют ограничений по возрасту, в них могут играть и взрослые, и малыши). Для того же, чтобы легче было выбрать из множества игр ту, которая решит вашу проблему на данный момент (займет ребят, познакомит, поможет выявить лидера, организовать активный отдых на перемене и т.д.), мы рекомендуем вам использовать классификацию игр, разработанную методистами педотряда «Искра».
На наш взгляд, более всего удобна классификация по виду деятельности участников в игре. Мы обозначили семь групп игр:
Художественные игры, требующие от участников проявления творческих и художественных способностей:
а) музыкальные: «Песенный футбол», «Песенный аукцион», программа «Угадай мелодию»;
б) актерские: «Американский студент», «Спонтанный театр»;
в) изобразительные: «Дополни рисунок», «Рисунок с закрытыми глазами»;
г) литературные (лингвистические): «Буриме», «Рассказ на одну букву».
Спортивные игры, направленные на физическое развитие:
а) игры на местности (в т.ч. «лесные» игры): «Светофор», «Бой за знамя»;
б) эстафеты: «Бег в мешках», «Бег на трех ногах»;
в) игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию: «День-ночь», «Кольцеброс».
Познавательные игры, активизирующие познавательную деятельность детей задания, связанные с различными областями знаний:
а) викторины, конкурсы: «Брейн-ринг», программа «Счастливый случай», игры «Контакт», «Города» и т.п.;
б) загадки и головоломки;
в) ребусы, шарады и т.п.
Интеллектуальные (развивающие) игры, направленные на тренировку психических процессов и умственных способностей:
а) памяти: «Запомни символы», программа «Меморина»;
б) внимания: «Коленочки», «Муха»;
в) наблюдательности: «Опиши предмет», «Три перемены в одежде»;
г) логического мышления: «Мой Правый Сосед», «Ренцзю»;
д) воображения: «Групповой рассказ», «Верю - не верю».
Психологические игры, дающие возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собой, направленные на:
а) осознание себя, самопознание: «10 предметов, что меня характеризуют», «Я - ассоциация», «Красный стул»;
б) доверие, взаимопонимание: «Зеркало», «Поводырь»;
в) умение слушать: «Рассказчик», «Салонный разговор»;
г) достижение согласия и разрешение конфликтов: «Необитаемый остров», «Покупка».
Организаторские игры, связанные с решением вопросов, возникающих при создании коллектива и в дальнейшей работе с ним:
а) знакомство с людьми и с местностью: «Снежный ком», «Клубочек», «Разведай. Выполни. Сообщи», «Найти человека»;
б) разбивка на группы: «Молекула», «Выбери пару»;
в) выявление лидера: «Построения», «Фотография»;
г) раскрепощение, сплочение группы: «Путаница», «Американская змея», «Скульптор»;
д) планирование: «Мозговой штурм», «Три интересных-встречи», «Разведка интересных дел»;
е) игры с залом «Мы охотимся на льва», «Барыня».
Трудовые игры, позволяющие участникам реализовать себя в реальной или смоделированной трудовой деятельности:
а) экономические: «Арбат», «Менеджер»;
б) профессионально-имитационные: «Почта», «Кукольный театр».
Попробуйте распределить известные вам игры по статьям нашей классификации. Вы убедитесь, что пользоваться ею очень удобно, т. к. она охватывает все разнообразие игр, необходимых в работе вожатого, воспитателя, руководителя клуба.