классификация Информационных технологий
Часть 5. Технология распределенной обработки данных (РОД).
Кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории
Никитин Михаил Евгеньевич
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Распределенная обработка данных
- Распределение ресурсов компьютеров по отдельным функциональным сферам деятельности и изменение технологии обработки данных в направлении децентрализации
- Увеличение числа взаимодействующих пользователей Снятие пиковых нагрузок с централизованной БД Доступ к вычислительным ресурсам сети ЭВМ Обеспечение обмена данными между удаленными пользователями
- Увеличение числа взаимодействующих пользователей
- Снятие пиковых нагрузок с централизованной БД
- Доступ к вычислительным ресурсам сети ЭВМ
- Обеспечение обмена данными между удаленными пользователями
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Распределенная БД
- Может размещаться на нескольких серверах, для доступа к удаленным данным надо использовать сетевую СУБД
- Удаленный запрос – единичный запрос к одному серверу Удаленная транзакция – объединение нескольких удаленных запросов к одному серверу Распределенная транзакция – обработка запросов транзакции несколькими серверами Распределенный запрос – обработка запроса несколькими серверами
- Удаленный запрос – единичный запрос к одному серверу
- Удаленная транзакция – объединение нескольких удаленных запросов к одному серверу
- Распределенная транзакция – обработка запросов транзакции несколькими серверами
- Распределенный запрос – обработка запроса несколькими серверами
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Технологии РОД
- Технология файл-сервер – по запросу клиента файл-сервер пересылает запрошенный файл
- Целостность и безопасность не обеспечиваются в должной степени Обеспечивает многопользовательские запросы Большой трафик сети
- Целостность и безопасность не обеспечиваются в должной степени
- Обеспечивает многопользовательские запросы
- Большой трафик сети
- Клиент-сервер - по запросу клиента клиент-сервер пересылает данные из БД Высокий уровень диалоговой поддержки Защита данных Поддержка целостности Сокращение трафика
- Высокий уровень диалоговой поддержки
- Защита данных
- Поддержка целостности
- Сокращение трафика
Трафик сети – это поток сообщений в сети
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Файл-сервер
Файл-сервер
Хранение информации
Передача файлов БД для обработки
Рабочая станция
Рабочая станция
Рабочая станция
Обработка информации
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Клиент-сервер
Язык запросов SQL
Клиент-сервер
Хранение и обработка информации
Транспортировка извлеченных данных из БД
Рабочая станция
Рабочая станция
Рабочая станция
Готовая информации
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Платформа
- Тип процессора, ОС, добавочного оборудования и поддерживающих его программных средств
- Сетевые ОС серверов баз данных -Unix, Windows, Linux Сервера баз данных – Microsoft SQL-server, SQLbase-server, Oracle-server и др.
- Сетевые ОС серверов баз данных -Unix, Windows, Linux
- Сервера баз данных – Microsoft SQL-server, SQLbase-server, Oracle-server и др.
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Вставка рисунка
Технология информационных хранилищ
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Информационное хранилище (DWH)
- выполняют задачи сбора информации из БД, отображающих отдельные бизнес-процессы, АРМ, ИС и др. источников информации, в т. ч. из глобальных компьютерных сетей.
- насчитывают до 50 типов форматов, с которыми может взаимодействовать система
- Транзакционные OLTP-системы
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Информационное хранилище (DWH)
- Централизованное хранилище данных , в котором собрана информация из нескольких источников — операционных БД;
- Распределенное хранилище данных , которое представляет собой систему локальных хранилищ, ориентированных на определенную предметную область и функционирующих как единое информационное хранилище.
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Централизованное хранилище
- Представляет собой многомерную базу данных, которая имеет различные названия в конкретных реализациях ИАС:
- Univers (система Business Objects) Выборка (система «Контур Стандарт»), Гиперкуб (система SAS), Пул (система SАР R-З) и др.
- Univers (система Business Objects)
- Выборка (система «Контур Стандарт»),
- Гиперкуб (система SAS),
- Пул (система SАР R-З) и др.
- Технические средства персональный компьютер с предельно высокими техническими характеристиками, особенно объемами памяти, или компьютер класса мэйнфрейм и даже суперкомпьютер.
- персональный компьютер с предельно высокими техническими характеристиками, особенно объемами памяти, или
- компьютер класса мэйнфрейм и даже суперкомпьютер.
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Распределенное хранилище
- хранение данных на основе распределения функций информационного хранилища по местам возникновения информации между локальными БД.
- трансляция каждого запроса к каждой БД, обработку, увязывание, согласование, компоновку извлеченных данных в режиме реального времени и предоставление их пользователю.
- экономия ресурсов (прежде всего, памяти) ВС, но увеличивается время реакции системы на запрос пользователя.
- режим непосредственного обмена оnIinе
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Требования к технологии ( DWH )
- Малая задержка
- Высокая пропускная способность (не менее 100 Mбит/сек)
- Надежность
- Возможность работы на больших расстояниях
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Технологии электронного документооборота
Лекция 2. Часть 3.
Кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории
Никитин Михаил Евгеньевич
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Компоненты системы электронного документооборота (СЭД)
- Системы управления документами
- Системы массового ввода бумажных документов
- Системы автоматизации деловых процессов
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
1. Системы управления документами (СУД)
- Обеспечивает интеграцию с приложениями, хранение данных на разных устройствах, распределенную обработку данных, поиск, индексацию электронных документов, коллективную работу с документами.
- Индексация
- Атрибутивная индексация Полнотекстовая индексация
- Атрибутивная индексация
- Полнотекстовая индексация
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
- EDMS-сервер (Electronic Document Management System) – реализация функций управления СЭД
- DOCS OPEN (PC DOCS)
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
2. Системы массового ввода бумажных документов
- Для массового ввода бумажных документов архива посредством сканера и перевода их в электронный вид посредством операций выравнивания изображений, чистки, подготовки документа к распознаванию, распознавание и формирования задания.
- Классы систем распознавания:
- Оптическое распознавание OCR Интеллектуальные системы распознавания ICR (штрих-коды, специальные метки)
- Оптическое распознавание OCR
- Интеллектуальные системы распознавания ICR (штрих-коды, специальные метки)
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
- Для каждого документа, прошедшего систему массового ввода, создается задание
- Задания содержат статус, параметры, маршрут движения документа (workflow), что позволяет управлять движением документа и выполнением действий над ним
- Workflow содержит набор сведений о документе: перечень сотрудников, участвующих в его разработке, или последовательный список исполнителей
- Задания размещаются на сервере БД
- После распознавания документ поступает в СУД, где происходит индексация
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
3. Системы автоматизации деловых процессов
- Для моделирования деятельности каждого сотрудника, работающего с электронными документами
- Состоит из:
- графического редактора (обрабатывает задания, формирует и размещает карты деловых процессов в базу карт деловых процессов), модуля преобразования карт деловых процессов (обрабатывает карты деловых процессов и формирует конкретное АДП- приложение, которое моделирует деятельность одного сотрудника и ориентировано на роль, которую он исполняет) модуля управления деловыми процессами (запускает АДП-приложение на выполнение и управляет их работой)
- графического редактора (обрабатывает задания, формирует и размещает карты деловых процессов в базу карт деловых процессов),
- модуля преобразования карт деловых процессов (обрабатывает карты деловых процессов и формирует конкретное АДП- приложение, которое моделирует деятельность одного сотрудника и ориентировано на роль, которую он исполняет)
- модуля управления деловыми процессами (запускает АДП-приложение на выполнение и управляет их работой)
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Workflow-системы
- Action Workflow
- StaffWare
- OPTiMA-WorkFlow
- Мотив
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Функции СОД
- Библиотечные службы
- Управление деловыми процессами
- Работа с составными документами
- Управление деловыми документами
- Интеграция с внешними приложения
- Автоматизация жизненного цикла документа
- Поддержка принятия решений
- Извлечение и накопление информации из внешних источников Анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответствия бизнесу Формирование и предоставление интеллектуального капитала сотрудникам предприятия
- Извлечение и накопление информации из внешних источников
- Анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответствия бизнесу
- Формирование и предоставление интеллектуального капитала сотрудникам предприятия
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Технологии групповой работы и интранет/интернет
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Функции технологии обеспечения групповой работы
- Универсальный почтовый ящик
- Электронная почта
- Персональный календарь
- Средство группового планирования
- Управление заданиями
- Последовательная маршрутизация
- Управление деловыми процессами
- Создание базы карт деловых процессов и маршрутизация электронных документов Управление и контроль простых деловых процессов Визуальное представление деловых процессов Визуальное общение
- Создание базы карт деловых процессов и маршрутизация электронных документов
- Управление и контроль простых деловых процессов
- Визуальное представление деловых процессов
- Визуальное общение
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Концептуальная схема групповой работы
Домен
(Primary)
Домен
Домен
Домен
Почтовое
Почтовое
Почтовое
отделение
отделение
отделение
Почтовый ящик
Почтовый ящик
Почтовый ящик
Пользователь
Пользователь
Пользователь
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
- Домен – сервер, содержащий каталог документов, каталог почтовых отделений, приложения Администратора ДБ
- Основные (Primary) – управляет управление всеми остальными доменами Вспомогательные
- Основные (Primary) – управляет управление всеми остальными доменами
- Вспомогательные
- Почтовое отделение – содержит средства электронной почты, ведение календаря, планирования, управления данными и заданиями
- Почтовый ящик – набор БД и каталогов, в которых помещаются сообщения и адресная информация
- Пользователь любой сотрудник
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Технологии интранет/интернет
- Интранет – обозначает корпоративную сеть и обеспечивает не только распространение, но и обработку электронных документов с помощью web-технологии
- Интранет/интернет – объединила в себе технологию локальной обработки данных, электронной почты, файловых серверов, технологий для организации групповой работы. Это механизм структурирования огромных объемов информации по разным предметным областям
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Инструменты интранет/интернет
- Web-сервер интранет
- Навигатор
- Редактор гипертекста
- Инструменты для организации дискуссий
- Инструменты для обслуживания архивов
- Инструменты для организации электронного документооборота
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
1. Корпоративные информационные системы (КИС)
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
27
КИС
- Автоматизированная система управления крупными территориально рассредоточенными предприятиями, имеющими несколько уровней управления, построенная посредством интегрированных информационных технологий и систем
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Назначение КИС
- Обеспечить решение внутренних задач управления:
- Бухгалтерский учет Финансовое планирование и финансовый анализ Управление договорными отношениями Расчеты с поставщиками и покупателями Анализ рынка Управление себестоимостью Управление кадрами и др.
- Бухгалтерский учет
- Финансовое планирование и финансовый анализ
- Управление договорными отношениями
- Расчеты с поставщиками и покупателями
- Анализ рынка
- Управление себестоимостью
- Управление кадрами и др.
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Принципы построения КИС
- Принцип подсистем управления, с разделением на уровне одного сотрудника
- Организация единого информационного пространства
- обеспечение комплексного обобщения и анализа данных различных подсистем на уровне одного сотрудника
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Свойства КИС
- Поддержка стандартов управления:
- MRP II ERP ERP II ISO 9000
- MRP II
- ERP
- ERP II
- ISO 9000
- Масштабирование КИС
- Корпоративные сетевые коммуникации
- Многоплатформенность приложений
- Специальные корпоративные ИТ
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Свойства КИС
5. Специальные корпоративные ИТ
- Бизнес моделирование КИС
- Бизнес моделирование КИС
- Реинжиниринг бизнес-процессов BPR Стандарты графического моделирования
- Реинжиниринг бизнес-процессов BPR Стандарты графического моделирования
- Реинжиниринг бизнес-процессов BPR
- Стандарты графического моделирования
- Объектно-ориентированный подход:
- Объектно-ориентированный подход:
- Объектно-ориентированный подход:
- Объектно-ориентированный подход:
- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процессов) IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки) DFD (диаграммы потоков данных) IDEF1X (представление структуры реляционной БД) Структурный подход: UML
- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процессов) IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки) DFD (диаграммы потоков данных) IDEF1X (представление структуры реляционной БД) Структурный подход: UML
- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процессов) IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки) DFD (диаграммы потоков данных) IDEF1X (представление структуры реляционной БД) Структурный подход: UML
- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процессов) IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки) DFD (диаграммы потоков данных) IDEF1X (представление структуры реляционной БД)
- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процессов)
- IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки)
- DFD (диаграммы потоков данных)
- IDEF1X (представление структуры реляционной БД)
- Структурный подход: UML
- UML
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
27
Свойства КИС
- Корпоративные сети
- Корпоративные сети
- Сервер БД, сервер приложений, сервер представлений, сервер факс-модемов, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и т.д. Сервис-ориентированная архитектура Создание систем поддержки принятия решений
- Сервер БД, сервер приложений, сервер представлений, сервер факс-модемов, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и т.д.
- Сервер БД, сервер приложений, сервер представлений, сервер факс-модемов, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и т.д.
- Сервис-ориентированная архитектура
- Создание систем поддержки принятия решений
- Интеграция предприятий с внешней средой Обеспечение высокого качества информации для принятия управленческих решений, надежность и защищенность КИС
- Интеграция предприятий с внешней средой
- Обеспечение высокого качества информации для принятия управленческих решений, надежность и защищенность КИС
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Типовой состав функциональных модулей КИС
- Финансы
- Инжиниринг
- Логистика
- Поставки
- Производство
- Персонал
- Компоненты общего назначения
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
ИТ создания КИС
- СУБД – система управления корпоративной БД
- Workflow – управление деловыми процессами
- GroupWare – система групповой работы в пределах каждой рабочей группы/отдела
- EDMS – система управления электронными документами
- OCR – система массового ввода печатной информации в компьютер
- Системы информационной безопасности
- Специальные программные средства
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
ИТ построения
- Клиент-сервер – высокоскоростной обмен данными в рамках рабочих групп корпоративной сети. Клиент и сервер должны быть расположены в одной логической подсети
- Интранет-технология – увеличивает трафик за счет увеличения ссылок на данные, расположенные на различных серверах предприятия.
- Интранет с приложениями реального времени Многофункциональная интегрированная сеть
- Интранет с приложениями реального времени
- Многофункциональная интегрированная сеть
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Транснациональные информационные системы
КИС +
- Централизованный расчет налогов, с учетом законодательства разных стран
- Преобразование валют в ходе транзакций
- Многоязычные экранные формы
- Формат числовых данных, характерных для данной страны
- Формат даты, времени, характерной для данной страны
- Календарь выходных и праздничных дней и пр.
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
- Виртуальный рынок рабочей силы
- Виртуальные рабочие группы и виртуальные компании
- Внештатные сотрудники
- Массовая адаптация к требованиям заказчика
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
- SAP ERP
- MS Business Solution
- Navision Axapta
- Navision
- Axapta
- 1C
- Галактика
- Парус
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Технологии систем поддержки принятия решений
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
27
СППР DSS (Decision Support System)
- СППР DSS (Decision Support System) – на базе аналитических данных подсказывают или помогают выбрать руководящему персоналу обоснованное решение, приносящее успех предприятию
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Назначение СППР
- Анализ данных, оценки ситуации для выработки решения
- Выявление ограничений на принимаемое решение, противоречивых требований, формируемых внутренней и внешней средой
- Генерация списка возможных решений (альтернатив)
- Оценки альтернатив
- Анализ последствий принимаемых решений
- Окончательный выбор решения
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
ИТ поддержки принятия решений
- ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
- сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе:
- направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
- высокая адаптивность.
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Варианты архитектур СППР
- На основе внутренних локальных БД
- На основе витрин данных, информация которых не дублируется
- На базе двухуровневой архитектуры информационного хранилища
- На базе трехуровневой архитектуры информационного хранилища
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Компоненты СППР
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Концептуальная схема автоматизированной системы управления
Запросы Ответы
EIS
Средства погружения
СЭД
Витрины
данных
Внутренние
данные
MIS
АРМ
OLAP
Информа-
ционные
хранилища
Внешние
данные
DSS
Data Mining
BIS
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
Технологии экспертных систем
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
27
Экспертная система
- Экспертная система – система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основании правил и предоставляемых пользователям фактов распознать ситуацию, поставить диагноз. Сформулировать решение или дать рекомендации для выбора действия
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
ИТ экспертных систем
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich
- Экспертные системы базируются на эвристических. Эмпирических знаниях, оценках, полученных от экспертов
- Модели знаний
- Фреймовые Объектно-ориентированные
- Фреймовые
- Объектно-ориентированные
27
© М.Е. Никитин, 2017 https://infourok.ru/user/nikitin-mihail-evgenevich