СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Классификация лиц с нарушением слуха"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа классификации:

  • Степень потери слуха
  • Время потери слуха
  • Уровень развития речи.

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:

  1. Глухие (неслышащие): дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею:
  • Ранооглохшие: дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах его развития. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные, резкие звуки.
  • Позднооглохшие: дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована.
  1. Слабослышащие (тугоухие): дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха:
  • с сохранным интеллектом.
  • с УО.

Просмотр содержимого документа
«"Классификация лиц с нарушением слуха"»

Классификация лиц с нарушением слуха»


  1. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха;

  2. Глухота и тугоухость.


1 вопрос

Классификации нарушений слуха

Рахиль Марковна Боскис:

Основа классификации:

  • Степень потери слуха

  • Время потери слуха

  • Уровень развития речи.

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:

  1. Глухие (неслышащие): дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею:

  • Ранооглохшие: дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах его развития. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные, резкие звуки.

  • Позднооглохшие: дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована.

  1. Слабослышащие (тугоухие): дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха:

  • с сохранным интеллектом.

  • с УО.

Лев Владимирович Нейман:

Выделяет 4 группы в зависимости от объёма воспринимаемых частот:

1 группа: глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик).

2 группа: глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные «о» и «у»; способны воспринять другие очень громкие звуки  на небольшом расстоянии.

3 группа: дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.

4 группа: дети, воспринимающие частоты от 1250 до 2000 Гц.

Дети, относящиеся к 3 и 4 группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии.

Слабослышащие дети в зависимости от величины (500-4000 Гц) относятся к тугоухим в различной степени:

1 степень: менее 50 дБ

2 степень: 50-70 дБ

3 степень: более 70 дБ.
 

Международная медицинская классификация:

1 степень тугоухости: менее 40 дБ

2 степень: 40-55 дБ

3 степень: 55-70 дБ

4 степень: 70-90 дБ

Снижение слуха более, чем на 90 дБ – глухота.
 

Борис Сергеевич Преображенский:

Степень

Расстояние, на котором воспринимается речь

Разговорная

Шёпот

Лёгкая

6-8 м

От 3 м

Умеренная

4-6 м

1-3 м

Значительная

2-4 м

У ушной раковины – 1 м

Тяжёлая

Ушная раковина – 2 м

0 м или не воспринимается

2 вопрос

Все причины и факторы нарушения слуха следует разделить на три группы:

1) наследственная глухота или тугоухость;

2) врожденное нарушение слуха (факторы, воздействующие на
развивающийся плод во время беременности матери);

3) приобретенное нарушение слуха (факторы, действующие на
сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни).

Автором педагогической классификации детей с нарушением слухаявляется P.M. Боскис. В основу своей классификация автор предложила критерии, учитывающие своеобразие развития детей:

1) время возникновения нарушения слуха;

2) степень поражения слуховой функции;

3) уровень развития речи при данной степени поражения слухо­
вой функции.

Учет этих критериев позволяет выделить такие группы детей с нарушением слуха:

• глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие);

• глухие (неслышащие), сохранившие речь (позднооглохшие);

• слабослышащие с развитой речью;

• слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.



Неслышащие и слабослышащие различаются по способам вос­приятия речи и условиям ее формирования: первые овладевают зри­тельным и слухозрительным (с помощью специальных технических средств) восприятием словесной речи только в процессе обучения. Вторые - могут самостоятельно овладевать восприятием речи раз­говорной громкости на слух.

Всех детей с нарушением слуха по степени поражения слуховой функции подразделяют на две основные группы.

1. Глухие (неслышащие) дети это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Эти дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, кото­рое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве. У большинства неслышащих детей имеется оста­точный слух, и они могут воспринимать только очень громкие зву­ки (силой от 70-80 дБ).

Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохгаих); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглох'ших).

Глухота вызывает более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недораз­витие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмо­ций, чувств, характера и других сторон личности. Недостаток слу­ховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка.

Средством общения со слышащими являются естественные же­сты, между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи.

К позднооглохшим относятся дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели ре­чью, т.е, в 2-3-летнем и более позднем возрасте.

Потеря слуха у позднооглохших детей может быть разной. У них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают обращенную к ним речь. Иногда это ведет к полному отказу ребен­ка от общения и даже к психическому расстройству. Проблема со­стоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать уст­ную речь.

Потеря имеющейся речи, как правило, происходит постепенно ихарактеризуется рядом особенностей: появляются слова и фразы с фонетическими и грамматическими искажениями, возникает смазанность речи. При потере слуха в раннем дошкольном возрасте без своевременного оказания помощи ребенку и его родителям речь распадается очень быстро.

Среди основных особенностей неслышащих детейисследовате­ли называют:

• задержку в развитии локомоторных функций (около 70% на­чинают позже держать голову, сидеть, стоять, ходить (разрыв по сравнению с нормой составляет 2-3 месяца));

• неспособность самостоятельного овладения речью и невоз­можность ее формирования без специального образования (дети становятся глухонемыми);

• наличие остаточного слуха у большинства неслышащих;

• недостаток слуховых впечатлений и как следствие обедненмость внутреннего мира ребенка;

• ограниченные возможности в овладении словесной речью как средством общения и познания окружающего мира негативно влия­ют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой
сферы и др.;

• использование естественных жестов в качестве средства обще­ния со слышащими и мимико-жестикуляторной речи как средства общения между собой;

• опережение понимания речи по сравнению с формированием возможности собственного высказывания в устной, дактилыюй или письменной форме.

Уровень и характер речевого развития при нарушении слуха об­условлены такими причинами как степень нарушения слуха, время возникновения слухового нарушения, педагогические условия раз­вития ребенка после наступления нарушения слуха, индивидуал ь-ные особенности ребенка.

Специальное обучение позволяет неслышащим детям овладеть словесной речью, расширить возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

2. Слабослышащие (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, по сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим от­носятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать 'звуки громкостью от 20-50 дБ, и если он слышит звуки только громкостью 50-70 дБ.

Основными особенностями слабослышащих детейявляются:

• нарушение многих функций и сторон психики, определяющих
ходразвития личности ребенка;

неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, из­меняющее ход общего развития, и осложнение социального взаимо-жтвия ребенка;

• развитие речи имеет замедленный поступательный характер и юдчинено особым закономерностям (А.А. Комарова).

У слабослышащих детей наиболее частыми являются следуго-дие нарушения речи:

• недостатки произношения;

• бедность лексического запаса;

• недостаточное усвоение звукового состава слова;

• неточное понимание и неправильное употребление слов;

• аграмматизмы;

• ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого тек-га.

Следует помнить, что даже незначительная степень понижения Чуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма и Зычных условиях обучения.

Если слабослышащий ребенок идет в массовую школу, он непре­менно испытывает затруднения, основные из которых:

• затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и
письма);

• специфические ошибки в диктанте и самостоятельном пись­ме;

• трудности понимания объяснений учителя;

• затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточмого понимания читаемого текста.

Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирова­ния.

2 вопрос

Глухота и тугоухость - это два самых серьезных заболевания, связанных с нарушением слуха.Рассмотрим подробнее, что они из себя представляют.

Глухота

Под глухотой понимается полное отсутствие или очень значительное понижение слуха. Главным признаком, отличающим ее от тугоухости, является невозможность восприятия речи окружающих.

Самый суровый диагноз - это абсолютная глухота, но она в нашей жизни встречается достаточно редко, обычно у человека сохраняется возможность слышать очень громкие звуки, даже встречаются случаи, когда больной может воспринимать некоторые хорошо знакомые слова, при условии, что они произносятся громко и около самого уха.

Различают два вида глухоты: врожденную и приобретенную. Болезнь считается врожденной, в случаях:

  • если поражения органов слуха произошло во время родов, например, по причине кровоизлияния или острой кислородной недостаточности у ребенка;

  • если она вызвана недоразвитием внутреннего уха или слухового нерва. Оно может быть наследственным, или же быть результатом перенесения инфекционной болезни матерью во время беременности. Повышенный риск возникновения патологии у плода несут такие заболевания, как корь, грипп, паротит эпидемический и другие. Также причиной нарушения слуха у ребенка часто является злоупотребление матерью алкоголем.

Приобретенная глухота в нашем мире встречается все чаще, во многом это связано с нашим образом жизни. Вот несколько причин, из-за которых она может развиться:

  • воспаление среднего уха, внутреннего уха, слуховой зоны головного мозга, слухового нерва;

  • инфекционное заболевание: менингит, корь, скарлатина, грипп и другие;

  • негативные воздействия окружающей среды - шум, вибрации, пары металла;

  • физические травмы и другое.

Особенное значение имеет глухота у детей, ведь нарушения слуха в период становления и развития речи ребенка может привести еще и к немоте.

Также стоит отметить, что глухота может обрушиться на человека внезапно (острая форма), а может развиваться постепенно. Однако результат и в том и другом случае - это потеря слуха.

Тугоухостью в медицине называют снижение слуха, но как уже было сказано выше, в отличие от глухоты при ней человек все еще может распознавать человеческую речь.

Различают несколько видов тугоухости: кондуктивную, сенсоневральную и смешную.

Кондуктивная - это такая тугоухость, при которой проблемы со слухом вызваны причинами, не связанными с внутренним ухом. Такая форма поддается медикаментозному, или хирургическому лечению, или же легко исправляема с помощью несложного слухового аппарата, усиливающего звуки.

Причиной сенсоневральной тугоухости, или как ее еще называют нейросенсорной, является нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы, вызванная в большинстве случаев поражением волосковых клеток улитки уха. Такая тугоухость необратима. Печально, но именно, она является наиболее распространенной.

Смешанная форма сочетает в себе признаки двух выше причисленных, и представляет собой кондуктивную тугоухость с поражением внутреннего уха.

Для определения тяжести заболевания проводится специальное обследование - аудиометрия. Выглядит оно примерно так: человеку дают прослушать по очереди звуки основных частот различной силы. Если человек слышит звуки уже при силе 25 дБ, то слух у него нормальный, если при 40 дБ - то у него легкая тугоухость, если только при громкости звука 90 дБ - то человек, страдает тяжелой формой тугоухости.

При выявлении у человека таких заболеваний, как тугоухость и глухота, в 90 случаях из ста, помочь жить ему нормальной жизнью может слухопротезирование.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!