Классификация методов обучения (А.В. Хуторской)
Критерий – интеллектуальные и личностные свойства учащегося (как элементы «Образа ученика»).
Когнитивные методы.
Цель – развитие когнитивных (познавательных) свойств учащихся через познание объекта.
Метод эмпатии.
Посредством образных представлений учащийся пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать его и познать его изнутри. «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни…». Затем, будучи в образе, учащийся задает объекту-себе вопросы (о происхождении объекта, его строении, функциях, особенностях). Развивается спсособность мыслить, понимать явление с различных точек зрения. Задействованы не только мышление, но и эмоции. Эффективно в обучении младших школьников, которые часто «очеловечивают» предметы.
Метод символического видения.
Символ – глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл. При этом символ выступает и как средство познания этой реальности. Учащийся наблюдает за объектом и пытается изобразить его символ в графической, знаковой, словесной и др. форме и объяснить его. Предварительно учитель приводит примеры символов: свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира, блин – символ Масленицы и др.
1.3. Метод сравнения (предметов, теорий, точек зрения, подходов; учитель может задать вопросы – «Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать?»
1.4. Метод исследования.
Осуществляется по программе: цель исследования – факты об объекте, опыты – гипотеза исследования – план работы - новые факты об объекте – выводы.
1.5. Метод конструирования понятий.
Примеры понятий – число, слово, небо, зима, движение, величина, алгоритм, молекула. Учащиеся пытаются дать определение понятиям. Ответы записываются на доске. Затем выводится групповое определение понятия.
Креативные методы.
Цель – развитие творческих способностей, творческого мышления через получение нового продукта.
Метод «Если бы…»
Составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-нибудь изменится. Например,
- увеличится в 10 раз сила гравитации;
- исчезнут окончания в словах или сами слова;
- все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские;
- хищники станут травоядными;
- все люди переселятся на Луну.
2.2. Метод гиперболизации.
Для развития воображения привести примеры на грани реальности и фантазии:
- увеличить или уменьшить объект познания, его отдельные качества или части;
- придумать самое длинное слово или самое малое число;
- приготовить самый сладкий чай, самый соленый огурец.
2.3. Метод агглютинации.
Учащийся соединяет несоединимые качества, части объектов. Например, горячий снег, вершина пропасти, объем пустоты, сладкая соль, черный свет, сила слабости, бегающее дерево и т.п.
2.4. Мозговой штурм.
Цель – развитие творческого, гибкого мышления, свободного от стереотипов через генерацию идей.
Этапы:
Определение правил работы. Формулировка проблемы, формирование групп по 3-5 человек и экспертной группы. К каждой группе прикрепляется эксперт, фиксирующий на бумаге идеи.
Правила мозгового штурма.
Во время МШ нет ни начальников, ни подчиненных – есть ведущий и участники.
Требуется полное освобождение от стереотипов и традиций, поощряются юмор и раскованность, полная свобода воображения.
Рекомендуется задавать вопросы для уточнения, поощрять и поддерживать.
Запрещается критика, оценки, ничего не отвергается.
Мысли формулируются тщательно и кратко.
Поощряются оптимизм и уверенность, что повышает умственную энергию человека.
Разминка. Быстрый поиск ответов на тренировочные вопросы. Цель – раскрепощение.
Мозговой штурм. По сигналу ведущего начинается процесс высказывания идей. Время – 10-15 мин.
Оценка и отбор экспертами наилучшей идеи. Идеи объединяются по общим принципам, подходам.
Сообщение о результатах. Обсуждение итогов, их публичная защита. Критика, контр-идеи, обсуждение препятствий реализации выбранных идей. Окончательный вариант фиксируется на доске.
Оргдеятельностные методы.
Цель – развитие умений организации и самоорганизации.
3.1. Метод ученического целеполагания.
- выбор целей из набора, предложенного учителем.
- обсуждение целей на реалистичность, достижимость.
- классификация выбранных целей с их конкретизацией.
- иерархизация целей учащимися.
3.2. Метод ученического планирования.
Учащемуся предлагается спланировать свою работу на определенный период – урок, день, неделю, тему, раздел. В ходе работы учащийся фиксирует возможные изменения, анализирует их причины.
3.3. Метод нормотворчества.
Разработка учащимися норм индивидуальной и коллективной деятельности, правил и законов класса. Например, составить инструкцию: «Как изучать слово?», «Как слушать музыку?», «Как наблюдать явление?» и т.д.
3.4. Метод взаимообучения.
3.5. Метод рецензий.
Схема рецензии:
Как построено выступление, общая структура и логика изложения.
Полностью раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.
Что понравилось в выступлении, о чем рассказано наиболее удачно.
Замеченные неточности, ошибки. Дополнения к выступлению.
Пожелания выступающему.
Общая оценка выступления.
3.5. Метод рефлексии.
Рефлексия может быть текущей и итоговой. Схема рефлексии:
Что я научился делать?
В чем я изменился?
Какое мое самое большое достижение за прошедший год?
Какова была моя самая большая трудность? Как я ее преодолел или буду преодолевать?