СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация нестандартных уроков.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Классификация нестандартных уроков". С таким вопросом на заседании ТГПР "Молодой педагог" выступила Чернышкина Светлана Васильевна.

Просмотр содержимого документа
«Классификация нестандартных уроков.»

Классификация нестандартных уроков.

Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Конечно. Надо научиться проводить нестандартные уроки. Какие нестандартные уроки бывают? Давайте рассмотрим.

Уроки – деловые игры.

В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализация на практике.

Деловые игры делят на:

  • производственные,

  • организационно-деятельностные,

  • проблемные,

  • учебные

  • комплексные.

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

  1. Обоснование требований к проведению игры.

  2. Составление плана разработки игры.

  3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

  4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.

  5. Уточнение целей проведения игры, составление инструкций для ведущего и игроков, подбор и оформление дидактических материалов.

  6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участков.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

  • знакомство с реальной ситуацией;

  • построение ее имитационной модели;

  • постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;

  • создание игровой проблемной ситуации;

  •  определение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

  • разрешение проблемы;

  • обсуждение и проверка полученных результатов;

  • коррекция;

  •  реализация принятого решения;

  • анализ итогов работы;

  •  оценка результатов работы.

Уроки – ролевые игры.

Специфика ролевой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и предложенными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить на три группы:

  1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия.

  2. Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы - игровой ситуации.

  3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения игр могут быть различными. Это и воображаемые путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс - конференции, и уроки - суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов

  • подготовительного,

  • игрового,

  • заключительного

  • этапа анализа результатов игры.

Уроки-соревнования.

Основу урока-соревнования составляет соперничество команд, отвечая на вопросы и решая чередующиеся задания, предлагаемые педагогом.

Форма проведения таких уроков:

  • поединок,

  • бой,

  • эстафета,

  • соревнования и др.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

  • подготовительный,

  • игровой,

  • подведение итогов.

Для каждого конкретного урока эта структура наполняется содержанием в соответствии с темой урока. В конце урока определяется команда-победитель, подводятся итоги.

Урок-игра.

«Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Самый умный» и т.д. проводятся в соответствии со структурой своих телевизионных аналогов.


Если это урок-КВН, то в нем будут участвовать команды, жюри. Ребята заранее изготавливают эмблемы, продумывают названия команд, девизы, приветствия, готовят конкурс «Домашнее задание». Непосредственно на уроке проводятся разминка, конкурс капитанов, конкурс болельщиков и т.д.

Театрализованные уроки.

Чаще всего такая форма используется на уроках литературы, истории, обществоведения, географии. Для того, чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению (сюжету, событию), либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений. На театрализованном уроке можно чередовать драматизацию различных видов:

  • чтение по ролям с опорой на интонацию;

  • чтение по ролям с предварительным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев;

  • постановка «живых» картин;

  • составление спектакля с устным описанием декораций, костюмов, поз, мимики персонажей;

  • развернутое драматическое представление с декорациями и костюмами.

Уроки-консультации.

На уроках-консультациях проводится целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, обобщению и систематизации программного материала, а также по развитию умений и навыков. В зависимости от содержания и назначения выделяют:

  • тематические

  • целевые уроки-консультации.

Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам учебного материала.


Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, экзаменов, ЕГЭ. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольных работ и т.п. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: фронтальные, групповые, индивидуальные.


В ходе подготовки к проведению урока-консультации предварительная работа проводится и педагогом, и обучающимися. Педагог на основе анализа содержания изучаемого материала, ошибок, допущенных в контрольной работе, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он составляет перечень вопросов, которые надо рассмотреть на консультации. Обучающиеся готовят вопросы и задания, вызывающие затруднения, тем самым приобретая навык, готовиться к консультациям, сроки которых оговорены заранее. При этом целесообразно использовать не только учебник, но и дополнительную, справочную литературу.

Урок – путешествие.

Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает обучающихся в начале урока и не дает отвлечься до его окончания. Если урок-путешествие проводится по литературе, то путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг одного автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д. От других уроков путешествие отличается наличием карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, автобус, велосипед, космический корабль, машина времени, ковер-самолет и т.д.


Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры. Такой урок требует большой предварительной подготовки, логической законченности, увязки каждого этапа с идеей урока.

Урок – кроссворд.

Основой урока-кроссворда является разгадывание кроссворда по одной или нескольким темам. Работа может сочетаться с ролевой игрой, когда сами персонажи будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующий вопрос кроссворда.

Урок – загадка.

При проведении такого урока выполнение каждого задания сопровождается отгадыванием или составлением загадки. В начале занятия также может прозвучать загадка, ответ на которую ребята будут искать в течение урока. Разгадывание викторин может стать началом группового задания по различным направлениям: знакомство с историческим событием, литературным произведением, анализ произведения, оценка поведения отдельного персонажа, сравнительный анализ героев различных произведений и т.д.

Урок – портрет.

Итогом проведения урока данной формы должно стать создание «портрета». Это может быть сочетание художественного изображения, словесной характеристики, музыкального образа героя, писателя, поэта, города, страны, события, континента. «Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся.

Урок-встреча (пресс-конференция, интервью).

Беседу с писателем, литературным героем, историческим деятелем, путешественником, ученым можно с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий. Герои телемоста в исполнении обучающихся старших классов или родителей могут и сами прийти в гости, например, к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!