Методическая разработка на тему

Роль нетрадиционных уроков в обучении по профессии «Повар, кондитер» - рекомендована к практическому применению в работе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессиям «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания».
Предложены методические рекомендации мастерам производственного обучения относительно подготовки и проведения уроков – по особенностям их деятельности в целях успешного овладения ими профессиональными умениями и навыками

Введение
В основу методической разработки положено исследование возможностей использования проведения нетрадиционных уроков по изучению предмета Кулинария. Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности учащихся, развитие абстрактного мышления в учебно-воспитательном процессе.
Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к предмету является проведение уроков в нетрадиционной форме.
Проведение нетрадиционных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения по профессии менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся.
Время, в котором мы живем, выдвинуло перед начальным профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением.
Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия кулинарии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 60 % из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Это оказалось неожиданным результатом для самих учителей и мастеров производственного обучения. Довольно высоко стремление учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Вместе с этим учителя озадачены тем, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения.
Именно поэтому перед мастерами и преподователями стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях спецдисциплины и учебной практики каждый учащийся работал головой и руками и активно, и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.
Необходимо смелее использовать на своих уроках игровые ситуации, особенно на I курс обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников, начиная знакомство с предметом, на учащихся обрушивается большой поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить учащимся.
Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Нетрадиционные формы проведения уроков значимы для личностей деятельности. Деятельность учащихся превращается в общественно-значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний.
На занятиях все учащиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуацию успеха и формирование положительной мотивации применяю различные методы стимулирования учащихся.
Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве (это распределение видов деятельности, обязанности и ответственность).
Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Такие занятия помогают лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Урок как основная единица учебного процесса
Урок – это основная организационная форма обучения.
Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач.
Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Хороший урок - дело непростое. Искусство проведения уроков зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока являются грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в тоже время эффективными.
Что же такое нетрадиционный урок?

Нетрадиционные уроки
Что такое нетрадиционный урок?
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, формы, которые вызывают прежде всего интерес учащихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию.
Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.
Классификация нестандартных уроков:
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками.
- Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов;
- Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;
- Уроки с различным составом учащихся (деление на подгруппы).
Виды нестандартных уроков:
- Урок - деловая игра;
- Пресс-конференция;
- Лекция;
- Бинарный урок;
- Уроки – экскурсии;
- Театрализованные уроки;
- Уроки типа КВН;
- Уроки с групповыми формами работы.
Почему же нестандартные уроки получили такое распространение?
Мастер производственного обучения постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков, занятий. Такие поиски направлены на решение цепи обучающихся и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения учащимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Конспект урока «Кулинарный поединок»
Цель мероприятия:
- Способствовать объединению других групп параллели.
- Содействовать проявлению творческих качеств учащихся.
- Выявление лидерских качеств учащихся.
- Развитие умений работать в команде и коллективе.
- Установление тесных дружеских связей коллектива групп.
Ход мероприятия:
Конкурс № 1 «Если звезды зажигают»
Конкурс – представление команд.
В этом конкурсе оценивается выступление команд по следующим критериям:
- Мобильность по изготовлению эмблемы команд
- Оригинальность
- Сплоченность команды
- Артистизм
- Знания спецдисциплин
Оценка конкурса – 10 баллов.
Конкурс № 2 «Это мы не проходили»
Конкурс интеллектуальной разминки знатоков пословиц и поговорок о профессии.
На доске таблица из двух колонок, в первой начало пословицы или поговорки, во вторую необходимо вписать ответы. За каждую неверно собранную карточку – штраф 1 балл.
1.
Чай пить
Не дрова рубить
2.
Хлеб везде хорош
И у нас за морем
3.
Ужин не нужен
Был бы обед
4.
Сама испекла пирожок
Сама и кушает
5.
Не котел варит
А стряпуха
6.
На чужой каравай
Рот не разевай
7.
Мешай сметану
Масла дождешься
8.
Добрая слава
Лучше мягкого пирога
9.
Хлеб
Всему голова
10.
Не красна изба углами
А красна пирогами
Оценка – 1 балл за каждый ответ.
Конкурс № 3 «Что? Где? Когда?»
В этом конкурсе задаются вопросы, связанные с профессиональными, историческими знаниями по профессии.
Вопрос № 1.
Французы, американцы и др. не представляют новогоднего стола без
традиционной, жареной индейки, а вот в Венгрии и Австрии считается, что птицу есть в этот вечер нельзя. Почему?
Ответ: есть поверие, что в новом году от них улетит счастье.
Вопрос № 2.
Как называется полный комплект столовой посуды?
Ответ: Сервиз.
Вопрос № 3.
Без рук, без ног, а в гору лезет. Что это?
Ответ: Тесто.
Вопрос № 4.
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?
Ответ: Лавровый лист.
Вопрос № 5.
А. С. Пушкин дал герою своего произведения прозвище «толоконный
лоб». Что на Руси называлось толокном? И какое кулинарное изделие
любил герой из данного сырья, в честь чего и получил прозвище?
Ответ: Овсяная крупа.
Вопрос № 6.
Персонаж русской сказки Колобок не знает группу изделий и классификацию вида теста. К какому он относится?
Ответ: группа пряники. Пряничное тесто.
Вопрос № 7.
Сформируйте закон бутерброда.
Ответ: падает маслом вниз.
Вопрос № 8.
Из какой муки раньше пеклись русские блины?
Ответ: из гречишной.
Конкурс № 4 «Выбери меня»
Участникам команды № 1 предлагается выбрать продукты, которые Вам больше по вкусу. А второй команде охарактеризовать нрав человека по избранному вкусу.
Список продуктов:
- Яблоко.
- Клубника.
- Земляника.
- Капуста.
- Картофель.
- Лимон.
- Соленые огурцы.
- Торт.
- Любите яблоки – вы усердны в учебе.
- Любите клубнику – у вас утонченный вкус.
- Любите землянику – у вас часто душевные переживания.
- Любите капусту – вы покладисты в споре.
- Любите картофель – вы уравновешены.
- Любите кислое - вы эгоистичны.
- Любите сладкое – вы романтик.
Оценивают артистизм в ответе по 1 баллу.
Жюри подводит итоги, награждают победителей.

Урок-сказка по теме: «Блюда из круп»
Цели:
- Научить учащихся варить манную кашу, дать представление о взаимосвязи продуктов.
- Развивать связную речь учащихся, память, мышление.
- Продолжать развитие гигиенических навыков во время приготовления пищи.
Наглядность:
- Различные виды круп;
- Молоко;
- Соль;
- Сливочное масло;
- Технологическая карта блюда «манная каша»;
- Плакат «химический состав различных круп».
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение и усвоение нового материала.
- Сказка «Про кашу»:
Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Все любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала, горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет – идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано – не видано посуды – и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: «Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном, и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями».
Отдохнула каша и пошла дальше, шла-шла и увидела огонь, поздоровалась с ним. Каша и ему рассказала о своем горе, а огонь и говорит: «Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания».
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла-шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: «Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу, бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока, и ты никогда не пригоришь».
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла-шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа «Артек». Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: «От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш». – И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: «И ты будешь намного вкуснее».
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит- висит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. «А» - думает каша – «зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют». Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: «К нам-то тебе и надо было. Мы - последний штрих в твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри, строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят, с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.
Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: «Щи да каша - пища наша!».
- Беседа с ………. Вопросы:
- Из чего готовят каши?
- Что такое крупа?
- Какие продукты необходимы для приготовления каши?
- Можно ли приготовить кашу из воды и крупы?
- А почему берут другие продукты? Например, масло?
- Назовите поговорки, сказки о каше.
- Почему существует выражение: «С ним каши не сваришь»?
- Грамзапись: отрывок из сказки Андерсена «Горшок каши»
Беседа с ………...Вопросы:
- О какой каше говорится в сказке?
- Почему каша считается ценной пищей?
- А вы, ребята, любите кашу? Ведь сегодня вы поучитесь сами варить кашу.
- Практическая работа.
- Ознакомление с инструкционно - технологической картой блюда «Манная каша».
- Повторение санитарно-гигиенических правил при работе на кухне, охрана труда и техники безопасности.
- Выполнение работы по-бригадно.
- Закрепление изученного материала
Бригадиры отчитываются о работе своей бригады. Вопросы:
- Какой посудой лучше пользоваться для приготовления манной каши?
- Как приготовить кастрюлю, чтобы каша не пригорала?
- Как следует варить кашу, чтобы не было комков?
- Что следует знать и помнить при варке любой каши?
- Когда и с чем подают кашу?
- Задание на дом:
- История происхождения крупы и блюд на их основе.
- Приготовить интересные рецепты любой каши.

Конспект урок-лекция
по теме: «Пищевая ценность плодов и овощей»
Цели урока:
- Развитие у обучающихся самостоятельного мышления, познавательных интересов;
- Закрепление полученных по теме знаний;
- Развить умение планировать ответ, выделяя главное.
Задачи урока:
- Развить умение сравнивать, анализировать;
- Развить умение излагать мысли, культуру речи;
- Привить интерес к профессии.
Методическое обеспечение:
- Плакаты виды овощей, плодов;
- Кроссворд;
- Дидактический материал для игры «Лото».
Ход урока
I. Организованная часть урока:
- Присутствие учащихся на уроке
- Цели, задачи урока.
Конспект урока
Зачитывает стихотворение учитель, в котором просматриваются тема и цели.
Я садовником трудилась,
Не на шутку рассердилась:
Вдруг на грядках овощи
Меж собой поспорили –
«Кто» на свете всех важнее?
Чтоб сей спор быстрей решить,
Надо бы нам поспешить
Поваров бы расспросить.
Фрукты спорили в корзинах:
«Кто» содержит витамины,
И пектин, и каротин?
«Кто» поможет всем больным
Вывести холестерин?
Каждый зная наверняка-
Жить без него никак нельзя.
II. Повторение пройденного материала:
Прошу Вас вспомнить, на какие группы делятся овощи и плоды.
Давайте вместе повторим о том, какую роль играют овощи в питании организма человека.
После того, как мы повторим тему, учитель предлагает разгадать кроссворд по данной теме:

Выводы
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения мастера производственного обучения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучающему предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Однако хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
""Роль нетрадиционных уроков в обучении профессии "Повар, кондитер""
Занимательная физика 5–6 классы
Электронная тетрадь по обществознанию ...
Электронная тетрадь по истории России...
Электронная тетрадь по английскому...
Электронная тетрадь по английскому...
Основы финансовой грамотности 8–9...
Алгебра 11 класc
Информатика 7 класс (Россия)
© 2020, Шустрова Валентина Андреевна 1174 9
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей