8 к Урок № 5 _________________
классика балетного жанра
Цели урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.
Задачи урока: образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио; уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле, приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков. воспитательные — воспитание патриотизма. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия». Тип урока: расширение и углубление знаний.
Ход урока.
1. орг. момент
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин (раек-лица, сидящие в театре в верхних местах над ложами – «толпа»)
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? О театре
Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.
Придворный балет
Род зрелища в XV веке при дворах итальянской знати, а с конца XVI века при французском дворе, сочетал в себе чтение поэзии, исполнение вокальной и инструментальной музыки, хореографические и сценографические постановки. юдовик XIV и балет
В царствование Людовика XIV придворный балет переживает свой расцвет. В 1651—1670 годах король поддерживает «балеты в выходах» личным участием
При поддержке кардинала Мазарини ридворный балет постепенно становится инструментом политической пропаганды, подчеркивая великолепие Франции и ее монарха.
В 1670 году Людовик XIV отказывается от участия в постановках, что завершает эпоху придворного балета "Король-солнце" Людовик XIV получил свое прозвище от исполняемой им балетной партии Солнца в балете Жан Батиста Люлли
Балет – сценическое искусство
Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером
Жан-Жоржем Новерром (1727—1810). Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.
В 18 веке балет существовал в Германии, Швеции, Голландии. Формы, заимствованные у итальянского и французского балета, обогащались национальным колоритом.
Балет в XVIII веке Рубеж 18-19 веков — эпоха расцвета балета в России
Мариус Петипа (1818-1910) «Отец русского балета»; «Француз с русской душой»; «Великий хореограф русского балета»; создал балеты, которые стали шедеврами и вошли в Золотой фонд мировой балетной классики.
На развитие русского балета оказали большое влияние «Русские сезоны» (1908-1929) театрального деятеля и критика Сергея Дягилева, которые пользовались большим успехом во Франции и Великобритании. Основная цель «Русских сезонов» - популяризация русской культуры в Европе. «Русские сезоны»
- Посмотрите на картинку и скажите, какому жанру посвящен наш урок? Балет
- Угадайте, кто создатель русского классического балета? П. И. Чайковский. Он автор трех балетов. Щелкунчик Спящая красавица Лебединое озеро
III. Изучение нового материала ( /)
Балет — от итальянского «танцевать» Балет — сложный жанр. Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».
Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.
По тематике балеты бывают разные:
лирический, эпические драматические лирико-драматические эпико-драматические балет-поэма балет-сказка опера-балет.
Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)
Любой балет не может обойтись без:
- Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы.
- Характерный танец - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.
- Пантомима — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.
Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
Балетные термины:
Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история
КОМПОЗИТОР - человек, сочиняющий музыку. пишет балетную музыку на основе либретто. Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета.
Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера.
Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа.
БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре! Мужчины – танцоры балета.
Антре (франц.- выход) - красивое вступление в больших танцевальных эпизода сценах.
ХУДОЖНИК создаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия.
Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец.
Знакомство с атрибутами балета
Пачка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.
Пуанты (от фр. pointe — острие) специальная балетная обувь, в которой балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах). За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
До начала танца балерина должна разогреть ноги и сами туфли. Иначе возможна серьёзная травма, вплоть до перелома ноги.
В балете, как и в опере, есть главные герои, которые танцуют, по одному, вдвоем и т.д.
Эти слова все французские:
На экране — виды танцев: па-де-де - танец вдвоем па-де-труа - танец втроем гран-па – большой танец адажио - медленный танец главных героев
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:
VII. Подведение итогов. Рефлексия
Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».