СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Классика и современность »

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке в 7 классе . 1 четверть.

Просмотр содержимого документа
««Классика и современность »»

Предмет: музыка

Класс: 7 класс

Тема раздела : «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

Тема урока: «Классика и современность »

Номер урока в теме: урок № 1

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка 7 класс».

Дата проведения урока

______________

______________

______________

Цель урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

• проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,

классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

• актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

• выражение личностного отношения к музыке,

• систематизация знаний о музыке.

Развивающие : развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

• развивать представления, память, воссоздающее воображение,

• развивать зрительное и слуховое восприятия.

• развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные: воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

• воспитывать умение работать в коллективе.

• воспитывать художественный вкус учащихся.

Планируемые результаты

-Предметные: Знать понятия:

1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

-Метапредметные :

универсальные учебные действия

- познавательные УУД: - учащиеся должны знать, что классикой называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей;

-регулятивныеУУД: самостоятельно определять стиль музыки.

-коммуникативные УУД: уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать)

Личностные: самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных направлений (классическая, современная), стилей, жанров, композиторских школ.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

Ход урока

1. Организационный этап Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

2. Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний.

Учитель проводит интеллектуальную игру «Знатоки музыки», в качестве заданий для каждой группы служат иллюстрации небольших фрагментов произведений русской и зарубежной классики, которые учащиеся должны соотнести с соответствующими именами композиторов.

Слушание музыкальных фрагментов знакомых ребятам с последующим их анализом.

Учитель: - Предлагаю послушать фрагменты музыкальных произведений и заполнить вот такую таблицу , работая в парах (Звучит музыка. Ребята выполняют задание.)

Название произведения

Русская или зарубежная?

Старинная или современная

Фамилия композитора

1

Хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика»




2

«Марш»из балета «Щелкунчик»




3

«лесной царь»




Первичное усвоение новых знаний.

- Как можно назвать музыку, которую сейчас слушали? произведения, написанные композиторами прошлого, называются классическими или классикой.

– «Какие произведения называются классическими?». Работа с учебником стр 6.

в тетради записывается формулировка: классикой (от лат. classikus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.

Знакомство с понятием «классика жанра». Работа с учебником.

Учитель: - Прочитайте информацию о том, что такое «классика жанра» в учебнике. (Индивидуальная работа ребят.)

Работа с иллюстративным рядом учебника (с. 7) – группа «Битлз». Перед вами британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.

Слушание песни «Битлз» - «Yesterday»

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества.В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

Стиль эпохи

(старинная или современная музыка)

Стиль национальный (русская или зарубежная)

Индивидуальный стиль автора

Слушание «Токкаты и фуги ре-минор» И.-С. Баха (7 минут)

Учитель.  Итак, стиль музыкального произведения указывает на имя какого композитора?

Учащиеся. Иоганна Себастьяна Баха.

Учитель. Почему вы так решили?

Учащиеся. Потому что звучит орган; полифонический характер звучания во II части.

Учитель. Но для органа в полифоническом складе (форма фуги) сочиняли многие композиторы, никто, кроме Баха, не достигал такого высочайшего совершенства музыки в этом роде. Теперь поговорим о характере, образах музыки, об идеях, которые хотел передать И.-С. Бах.

Учитель. Вам сложно было воспринимать эту музыку, понятна она вам?

Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.

Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить следующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Бах». Возможно обратная последовательность: «Бах – современность».

За более оригинальную, интересную цепочку я поставлю оценку, также оценю того, кто придумает больше вариантов последовательного перехода(Прием - "пропущенное слово").

На выполнение работы дается 5 минут

Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.

Пример нескольких ответов:

Современность – жизнь; жизнь – красота; красота – музыка; музыка – Бах.

Современность – мир; мир – вечность; вечность – Бах.

Бах – человечность; человечность – гуманизм; гуманизм – демократия; демократия – современность.

Бах – чувства; чувства – восприятие; восприятие – действительность; действительность – современность.

Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Баха и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, современного. Воспитывающего глобальные, вечные, глубокие темы жизни, счастья, человеческого достоинства, силу духа, право на равенство.

Первичная проверка понимания

«Мозговой штурм»

Учитель: - Можно ли назвать музыку, прозвучавшую сегодня на уроке, современной? (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Может ли классика, классическая музыка быть современной, а современная классической? (Да.)

Учитель: - Нужна ли вам эта музыка? Обоснуйте ответ. (Ответы обучающихся.)

Первичное закрепление.

Учитель:- В завершении урока прошу вас составить синквейн по выбору: «Классика». «Современность». (По выполнении задания, листы с синквейном обучающиеся сдают учителю.)

Рефлексия и информация о домашнем задании

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.

Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича.

«Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека»

Домашнее задание 1.сообщение о группе «Битлз», 2.найти интересные сайты о музыке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!