СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Цели:  дать понятия «русская музыка»,«авангардизм»; привести примеры. разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке; развивать знания о музыке; воспитывать любовь к музыке.

                                                                           Ход урока

     Истинное новация в искусстве-

          это, прежде всего, новация духа,

                                                                                                                         идеи. Форма лишь выражает

найденное  художником новое

содержание, воплощает его в

материале искусства.

Д. Шостакович

I.  Русская музыкальная классика

   Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций. Это понятие объединяет русский музыкальный фольклоррусскую академическую музыкурусскую духовную музыкурусский романс.

   Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности[5]. Поскольку русская народная музыка неоднородна, она имеет корни и других племён, проживавших на территории Киевской Руси: финно-угорских, тюркских и других.

   До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — ОкиВолгиДона. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка

 II.    М.И.Глинка- основоположник русской классической музыки

                                                             

  1. Просмотр презентации

     2. Слушание М.И.Глинка « Ах ты душечка»

- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- Что бы вы нарисовали, слушая ее??

III.  Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

   Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря  индивидуальности автора  и веянью современной жизни.

   В искусстве новаторство заключается  не в самоцельном  поиске необычных  (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещенных» выразительных средств. Все зависит от того, как и для чего они использованы. Мы с вами знаем, что в искусстве красота не разделима с жизненной правдой, если нет правды то и нет красоты. Искусство исчезает.

   Представители крайнего авангарда сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они на прочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности,  ни маршевости, ни танцевальности.

Французский авангардист Пьер Булез говорил: «Существуют три вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония и ритм».

Например:

Додекафония ( буквально- двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, используя лишь 12 соотнесенных между собой звуков, то есть сочинение внетональными  звуками. Термина «мелодия» не существует вместо него серия повторяющихся звуков , построенных по принципу точного отсчета.  Ганс Эслер говорил: 2По этой системе может сочинять каждый дурак, усвоивший правила игры».

Алеаторика  ( от греческого «алеа» - игра в кости) – течение , в основе творчества которого лежит  принцип случайности . музыкальные композиции могут строится с помощь «жребия»- на основе ходов шахматной партии, разбрызгивание чернил по нотной бумаге, бросание игральных костей и т.д.

Авангардизм отрицает  все, что характерно для классической музыки.  Но ведь нельзя создать новый литературный язык  или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов  и электромузыкальных  инструментов, новыми ритмами  рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно - режиссёрскими решениями.

Если в середине XX в. Новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика, «поп- музыка», и «авангардизм», то к концу XX  в. Эти направления в своих  лучших проявлениях начинают объединяться.

 IY. Знакомство с авторской песней  Б.Окуджавы.

                                                     

   1.Биография Булата Окуджавы

   Булат Окуджава- один из самых известных советских и российских поэтов и бардов — Булат Окуджава. Краткой биографией, творчеством и личной жизнью певца интересуются многие поклонники. И это не удивительно, авторские песни композитора остаются популярными даже после его смерти, они звучат с телевизионных экранов, их с удовольствием поют за праздничным столом.

  Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри  стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

     2. Слушание песни Б. Окуджавы «Музыкант».

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего ее беречь. Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь. И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она.

V Песня  Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

  1. Слушание.
  2. Разучивание.

VI  Итог урока.

     Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные, чем  законы  физики и химии, - извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство -  это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта  человечества.

VII Домашнее задание. Запомнить и записать в тетрадь понятия «русская музыка», «авангардизм».

Просмотр содержимого документа
«Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.»

Тема. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Цели:  дать понятия «русская музыка»,«авангардизм»; привести примеры. разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке; развивать знания о музыке; воспитывать любовь к музыке.

Ход урока

     Истинное новация в искусстве-

          это, прежде всего, новация духа,

                                                                                                                         идеи. Форма лишь выражает

найденное  художником новое

содержание, воплощает его в

материале искусства.

Д. Шостакович

I.  Русская музыкальная классика

Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций. Это понятие объединяет русский музыкальный фольклор, русскую академическую музыку, русскую духовную музыку, русский романс.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности[5]. Поскольку русская народная музыка неоднородна, она имеет корни и других племён, проживавших на территории Киевской Руси: финно-угорских, тюркских и других.

До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка

 II.    М.И.Глинка- основоположник русской классической музыки

  1. Просмотр презентации

2. Слушание М.И.Глинка « Ах ты душечка»

- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- Что бы вы нарисовали, слушая ее??

III.  Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря  индивидуальности автора  и веянью современной жизни.

В искусстве новаторство заключается  не в самоцельном  поиске необычных  (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещенных» выразительных средств. Все зависит от того, как и для чего они использованы. Мы с вами знаем, что в искусстве красота не разделима с жизненной правдой, если нет правды то и нет красоты. Искусство исчезает.

Представители крайнего авангарда сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они на прочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности,  ни маршевости, ни танцевальности.

Французский авангардист Пьер Булез говорил: «Существуют три вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония и ритм».

Например:

Додекафония ( буквально- двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, используя лишь 12 соотнесенных между собой звуков, то есть сочинение внетональными  звуками. Термина «мелодия» не существует вместо него серия повторяющихся звуков , построенных по принципу точного отсчета.  Ганс Эслер говорил: 2По этой системе может сочинять каждый дурак, усвоивший правила игры».

Алеаторика  ( от греческого «алеа» - игра в кости) – течение , в основе творчества которого лежит  принцип случайности . музыкальные композиции могут строится с помощь «жребия»- на основе ходов шахматной партии, разбрызгивание чернил по нотной бумаге, бросание игральных костей и т.д.

Авангардизм отрицает  все, что характерно для классической музыки.  Но ведь нельзя создать новый литературный язык  или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов  и электромузыкальных  инструментов, новыми ритмами  рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно - режиссёрскими решениями.

Если в середине XX в. Новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика, «поп- музыка», и «авангардизм», то к концу XX  в. Эти направления в своих  лучших проявлениях начинают объединяться.

 IY. Знакомство с авторской песней  Б.Окуджавы.

1.Биография Булата Окуджавы

Булат Окуджава- один из самых известных советских и российских поэтов и бардов — Булат Окуджава. Краткой биографией, творчеством и личной жизнью певца интересуются многие поклонники. И это не удивительно, авторские песни композитора остаются популярными даже после его смерти, они звучат с телевизионных экранов, их с удовольствием поют за праздничным столом.

Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри  стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

2. Слушание песни Б. Окуджавы «Музыкант».

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

V Песня  Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

  1. Слушание.

  2. Разучивание.

VI  Итог урока.

Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные, чем  законы  физики и химии, - извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство -  это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта  человечества.

VII Домашнее задание. Запомнить и записать в тетрадь понятия «русская музыка», «авангардизм».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!