Просмотр содержимого документа
«Классицизм в русском и мировом искусстве. 9 класс»
Литература XVIII века
Классицизм
в русском и мировом искусстве
Русская литература XVIII века (краткий обзор)
Периоды
Характер периода
1. Литература Петровского времени
Имена
Переходный характер, процесс «обмирщения», формирование светской культуры.
2. 1730-1750 гг.
3. 1760-пер.пол.70-х гг.
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды
Феофан Прокопович
А.Д.Кантемир
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов
А.П.Сумароков
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма
4. 1715-1800
В.И.Майков
Н.И.Новиков
М.Д.Чулков
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление традиций реализма.
Д.И.Фонвизин
Г.Р.Державин
И.А.Крылов
А.Н.Радищев
Классицизм как ведущее литературное направление
- Классицизм – фр. classicisme , от лат. classicicus – образцовый
- Художественный стиль в западноевропейской литературе и искусстве 17- нач.19 века.
Истоки мирового классицизма: архитектура
Живопись
Зарубежная литература
Корнель Мольер
Теоретик классицизма Никола Буало
Предпосылки возникновения классицизма в России
- Процесс формирования нации,
- подъём государственности
- небывалый для России расцвет светской культуры
историко-идеологическая почва, питавшая патриотический пафос русского классицизма .
Основные принципы классицизма:
- Обращённость к формам и образам античного искусства как классическим и идеальным образцам
- Подражание природе, т.к. в ней всё чётко, ясно и подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле.
- В основе эстетики – рационализм (от лат. ratio - разум)
Герои
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий…
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остаётся он всегда самим собой.
Н. Буало
- Герой обладает доминирующей чертой характера,
- Характер статичен (т.е. не меняется по ходу сюжета)
- Строгое деление героев на положительные и отрицательные
«Система амплуа»
Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
- Идеальная героиня
- Герой-любовник
- Второй любовник (неудачник)
- Резонёр – герой, не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку.
- Субретка –весёлая горничная, которая активно принимает участие в интриге.
Сюжет
героиня
Герой – любовник Второй любовник
Порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трёх единств
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечёт;
Лишь в этом случае оно нас увлечёт.
Н. Буало
- Единство времени,
- Единство места,
- Единство действия.
Строгая иерархия жанров
высокие
низкие
- Общественная жизнь, история
- Герои: полководцы, монархи
- Жанры: трагедия, эпопея, ода
- Герои: обычные люди
- Жанры: комедия, сатира, басня
Основоположники русского классицизма
М.В. Ломоносов
В.К.Тредиаковский
А. Кантемир
М.В. Ломоносов
А.П. Сумароков
Домашнее задание