СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час 4 класс "Я гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час 4 класс "Я гражданин"»

ФИО участника экзамена

 Прилепко Анна Павловна

Тема мероприятия

 «Я – Гражданин России»

Цель мероприятия

Создание условий для формирования знаний о символах государства и умений определять права и обязанности гражданина России.

Задачи мероприятия

1. Формировать умение ориентироваться в символике своей страны.

2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Форма(ы) мероприятия

 Игра-путешествие

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

Беседа о нашем государстве; показ иллюстраций и слайдов; прослушивание аудиозаписи (гимна); соревнование; игра.
















Этап

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

  1. Подготовительный этап

Приветствие

- Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Павловна Сегодня я проведу у вас классный час.

Работа с ребусом

- Посмотрите на слайд и решите ребус.

- Кто решил, тихо сядут.

- Что это за слово? (Родина)

- Верно – это родина. Какая страна является нашей Родиной? (Россия)

- Поднимите руки, кто любит нашу Родину и гордится ей.

- Почему мы гордимся нашей родиной? Почему она самая лучшая? Она самая…. В ней самые…. (Она самая большая страна в мире, в ней много красивых мест и достопримечательностей. Прекрасная природа, огромные поля, свежий воздух)

Вывод: Родину мы любим за то, что мы родились и живём в ней. Каждый человек по-своему даёт определение слову родина. Родина — это то место, где человек чувствует себя дома, где ему приятно находиться.

Мотивация

- Сегодня я предлагаю вам пройти маршрутами игры «Россия – Родина моя». Вам предстоит путешествие по станциям, на которых вы должны будете проявить находчивость, смекалку и показать знания о нашей стране. Для этого путешествия вам нужно разделиться на 3 команды. У каждой команды будет свой маршрутный лист.

Постановка темы и цели

- Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о нашей Родине. Послушайте стихотворение.

Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И, если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь! 

- Какая главная мысль этого стихотворения? (Я – гражданин России!)

- Верно. Какая тема сегодняшнего занятия? (Тема: «Я – гражданин России»)

- Какую цель поставим на занятие?

- Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:

1. Станция «Флаг и герб России».

2. Станция «Гимн России».

3. Станция «Моя Родина – Россия».

4. Станция «Русские пословицы».

5. Станция «Русские загадки».

6. Станция «Русские сказки».

7. Станция «Праздничная».

- На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За

правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный

лист.

- Если вы готовы начать путешествие, хлопните один раз.

Приветствуют учителя



Решают ребус




Отвечают на вопросы


Выражают свое мнение





Мотивируют себя на активную деятельность




Слушают стихотворение












Отвечают на вопрос


Определяют тему и цель классного часа


Изучают станции занятия

  1. Основная часть

1. Работа с филвордом

- Итак, начинаем наше путешествие.

- Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Командам нужно найти в филворде слова, которые можно отнести к государству и государственные символы. (Каждое слово – 1 балл)

К

А

Ь

Р

Ф

Л

О

Н

С

Т

И

А

Ч

В

Т

П

Т

Г

Г

Т

О

Г

У

Ж

Е

Б

Л

З

Ц

Я

Р

К

И

Г

И

М

Б

Ы

Ц

В

Я

Н

Щ

Э

А

И

Ф

Ч

- Какие слова нашли? (Конституция, столица, флаг, гимн, герб)

- Назовите государственные символы. (Гимн, герб и флаг.)

2. Станция «Флаг и герб России»

- Как называлась наша первая станция? На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе. Предлагаю выполнить несколько заданий.

Флаг России

- Что такое флаг? (Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.)

Задание: Из предложенных заготовок бумаги разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (Команда, которая справится быстрее получает 1 балл)

- Что означают цвета российского флага?

- Цвета российского флага выбраны не случайно: белый - благородство; синий – верность и честность; красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

- Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Герб России

- Что такое герб?

- Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.

- Назовите, что является гербом России? (Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета.)

- Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

- Где мы встречаемся с изображением герба? (На паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).

Задание: Из фрагментов составьте герб России (пазлы). (Команда, которая справится быстрее получает 1 балл)

- Итак, сделайте вывод, что такое герб и флаг.

3. Станция 2 «Гимн России»

- Как называется следующая станция?

- В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

- Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня или мелодия.)

- Как нужно слушать гимн? (Гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.)

- Кто знает авторов современного гимна?

- Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В. Александров.

- Предлагаю послушать гимн России перед тем, как выполнить задание. Мы с вами повторили как нужно его слушать.

- Какие чувства вызвало у вас прослушивание гимна?

Задание – восстановите текст гимна России. (получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте) (Команда, которая справится быстрее получает 2 балла)

Россия - …………………… наша держава!

Россия – любимая наша …………….!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….


Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!


От ………………… морей до ………………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ……………….. ты такая!

Хранимая Богом родная …………………………

Вывод: Мы с вами как достойные граждане должны гордиться, знать и чтить государственные символы: герб, флаг и гимн. Они являются частичкой каждого из нас и символами нашей необъятной Родины – России, которую мы должны почитать, любить и охранять.

- Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие.

4. Станция 3 «Моя Родина – Россия»

- Наша следующая станция называется «Моя Родина – Россия».

- Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе? (Одна у человека мать – одна у него Родина.)

- Откуда же произошло слово родина?

- Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.

Первое задание для команд – подобрать как можно больше однокоренных

слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл

Ответ: родня, родословная, народ, родина, родич, родители.

Второе задание – Викторина. Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

1. Как сейчас называется наше государство? (Российская Федерация)

2. Назовите столицу нашей Родины России? (Москва)

3. Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ. (Президент РФ)

4. Кто был первым президентом России? (Борис Николаевич Ельцин)

5. Назовите Президента России (Владимир Владимирович Путин.)

6. Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором

отражены все законы? (Конституция)

7. Какие самые древние города России вы знаете? (Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир)

8. Какие крупные реки России вам известны? (Волга, Дон, Амур, Енисей.)

9. Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе? (Волга – самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.)

5. Станция 4 «Русские пословицы»

- На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы. Что такое пословица?

Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом.

- Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину.

- Вам будут даны пословицы. Нужно соединить части пословиц.

Пословицы: (За каждый ответ 1 балл)

С родительской земли –

Родимая сторона - мать,

Скучно Афонюшке

На чужой сторонушке

Где кто родился,

На чужой стороне

Человек без Родины,

Своя земля

рад своей воронушке.

и весна не красна.

умри, но не сходи.

что соловей без песни.

и в горести мила.

чужая — мачеха.

там и пригодился.

на чужой сторонушке.

- Чему посвящены пословицы? (Любви к Родине.)

- Термин, который передает смысл. (ПАТРИОТИЗМ.)

6. Станция 5 «Русские загадки»

- Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Что такое загадка?

Загадка – это краткое описание неизвестного предмета или явления по похожим признакам другого предмета и явления.

- Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать загадки про Россию. (За правильный ответ 1 балл)

1. Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из… (России)

2. У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (Флаг)

3. На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (Гимн)

4. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)

5. По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (Береза)

- Почему береза - символ России?
В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой).
Кроме того, растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты.

6. Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева… (Матрешка)

7. Физминутка

Нет на свете Родины красивей -

Боевой страны богатырей.            

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей. (Повторяют движения)

8. Станция 6 «Русские сказки»

- Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Что такое сказка?

Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки.

- На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки, а также повторим права и обязанности гражданина России.

- Мы уже с вами говорили на занятии что такое конституция. Повторим еще раз.

- Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.

- А как вы понимаете слова «права», «обязанности»? (Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет)

- Какие права имеет гражданин России? Прочитаем вместе. (право на жизнь; право на свободу; право на личную неприкосновенность; право на труд; право на отдых; право на свободу слова; право на свободу совести; право на образование; право на медицинское обслуживание)

- Всеми этими правами человек обладает с самого своего рождения.

- А какие обязанности гражданина России вы знаете?

- Давайте прочитаем по цепочке основные обязанности. (Соблюдать Конституцию и законы России; уважать права и свободы других людей; защищать Отечество; платить налоги; охранять природу и окружающую среду; заботиться о детях, их воспитании; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия)

- А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках. За каждый ответ 2 балла.

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

4. В какой сказке было нарушено право неприкосновенности жилья? («Теремок», «Заячья избушка»)

5. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение? (Буратино)

6. В какой сказке отстаивается право свободного выбора супруга или супруги? («Бременские музыканты»).

9. Станция 7 «Праздничная»

- Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты. (За правильный ответ 1 балл)

12 декабря

23 февраля

31 декабря

4 ноября

9 мая

12 июня

8 марта

1 мая

1 июня

День Победы

Новый год

День защитников Отечества

День Конституции

Праздник Весны и Труда

Международный женский день

День защиты детей

День народного единства

День независимости России


Работают с филвордом












Отвечают на вопросы







Выкладывают флаг из бумаги




Слушают учителя




Отвечают на вопросы















Собирают пазлы




Отвечают на вопросы










Слушают гимн



Восстанавливают текст гимна


















Делают вывод





Слушают учителя










Отвечают на вопросы




Подбирают однокоренные слова


Участвуют в викторине













Отвечают на вопросы









Соединяют пословицы













Отвечают на вопросы




Слушают учителя





Отгадывают загадки


































Выполняют физминутку





Отвечают на вопросы







Слушают учителя







Читают права






Читают обязанности






Отвечают на вопросы















Соединяют праздники и даты










  1. Заключительный этап

Итог

— Вот и подошла к концу наша интеллектуально-познавательная игра «Россия – Родина моя». Посчитайте ваши баллы.

- Какая тема классного часа?

- Как называется наша Родина?

- Какие государственные символы есть у нашей страны?

- Какие права и обязанности граждан ты знаешь?

- Итак, какой вывод мы можем сделать? Почему мы должны гордиться и беречь нашу Родину?

Вывод: Я горжусь своей страной Россией за то, что она такая красивая и необъятная. Горжусь историей России, горжусь настоящим русским духом и русским характером. Горжусь тем, сколько Россия дала миру талантливых людей. Горжусь природой и природными богатствами.

- Что значит быть гражданином России?

Быть гражданином России — это значит быть его патриотом. Но свою родину нужно любить не на словах, а на поступках, так как только добрыми делами человек может доказать искреннюю любовь к своему государству, заботясь о природе, помогая людям, уважая права других.

Рефлексия

- Если вы считаете, что справились со всеми заданиями отлично и у вас не возникло трудностей, покажите солнышко. Если что-то не получалось, поднимите руку и расскажите о своих трудностях.

Считают баллы


Отвечают на вопросы




Подводят итог











Оценивают свою деятельность



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!