СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час (6 класс)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час (6 класс)»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ИВАНОВКА

Данковского муниципального района Липецкой области

















Выполнила Балашова Н. А.

классный руководитель 6 класса

МБОУ ООШ с. Ивановка

2016 г.

Цели и задачи:

1.Развитие представлений учащихся о добре и зле; о добром человеке и добром поступке;

2.Сформировать умение различать их в реальной жизни;

3.Воспитание стремления совершать добрые дела;

4.Развитие опыта самооценки.

Форма проведения: этический диалог

Оборудование: мультимедийный проектор, бусинки, карточки с заданиями.

1. Орг. момент. Введение в тему

-Наше сегодняшнее занятие я хочу начать со сказки, послушайте, пожалуйста:

«Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие — ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

-Вот так получилось первое рукопожатие. Так оно было, или это только сказка, но вежливость зародилась, и очень хорошо, что теперь она существует.

-А знаете ли вы, что разные народы придумали свои особенные способы приветствия? Хотите вы их узнать? Китайцы кланяются друг другу с вытянутыми вдоль тела руками. Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь друг к другу носами... А тибетцы, здороваясь, снимают правой рукой головной убор, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык. Жители ещё одного края вечной зимы, Гренландии, отличились тем, что приветствуют друг друга словами «Хорошая погода!». Это притом, что в стране ледников и айсбергов хорошая погода случается совсем не часто. Жители Самоа и Новой Гвинеи привыкли встречных знакомых обнюхивать, японцы кланяются тремя видами поклонов. Позы и углы наклонов расписаны до мелочей. Поклонами приветствуют друг друга в Китае и Индии. Особо отличились представители некоторых африканских племён. Они вместо будничного «здрасте» со всем почтением и уважением угощают друг друга плевками. А жители Израиля говорят: »Мир вам!». Вот и я говорю: «Добро пожаловать!» Добро – благо, пожаловать - повелительное наклонение слова "жаловать", т.е. дарить. А говорить мы сегодня будем о доброте. Тема нашего классного часа «Ожерелье доброты»

2. Работа со словарями. Справка.

Ожере́лье:

  • Ожере́лье (бусы) — носимое на шее украшение, представляет собой нить, на которую нанизаны жемчуграковинымонеты и т. п.

  • Ожере́лье — нарядный воротник в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п.

  • Ожере́лье — элемент доспеха.

  • Ожере́лье — город в Московской области.

  • Ожере́лье — узловая железнодорожная станция Павелецкого направления МЖД в городе Ожерелье.

  • Ожере́лье — новелла Ги де Мопассана.

  • Ожерелье — фильм Дэвида Гриффита (1909).



Доброта́ — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

Другие значения:

Доброта — населённый пункт в муниципалитете города Котор, Черногория.

  • «Доброта» — советский художественный фильм 1977 года.

  • «Доброта» — автомобилестроительное предприятие, Дрогобыч, Украина.

  • «Доброта» — благотворительный фонд, Донецк, Украина.

    • Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова.

Доброта — это все положительное, хорошее, полезное.

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Итак, все хорошее, полезное, бескорыстное и есть доброта. В русском языке есть слова, в которых часть слова «добро». Мы их часто встречаем в жизни, но не всегда знаем точное значение. Давайте вспомним эти слова:

    • Добросердечный — человек с добрым сердцем, ласковый, счастливый;

    • Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый;

    • Доброжелательный — желающий добро, готовый содействовать благополучию других;

    • Добронравный — отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом;

    • Добросовестный — честно выполняющий свои обязанности;

    • Добродетельный — высоконравственный, проявляющий добродетель;

    • Добропорядочный — приличный, достойный одобрения, порядочный.



3. Работа с пословицами

Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Перед вами рассыпанные пословицы. Задача каждой группы — собрать их и постараться объяснить смысл:

Доброе слово, что дождь в засуху.

Добрая слава лежит, а худая — бежит.

Доброе слово лечит, а злое — калечит.

Живи добрее — будешь всем милее.

Красота до вечера, а доброта — на века.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

4. Доброта бывает разная

На предыдущем классном часе вам было предложено написать

мини-сочинение «Что такое доброта?» С вашего разрешения я зачитаю несколько отрывков из них.

Хотите ли вы что-то добавить к сказанному вами ранее? (ответы детей)

  • А сейчас я предлагаю вам познакомиться с высказываниями умных людей (на слайде):

«Добрый человек — это такой человек, который понимает, каково другому, умеет почувствовать то, что другой чувствует». (Я. Корчак)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В. Ключевский)

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». (Л. Н. Толстой)

- Обращаю ваше внимание на то, что доброта бывает разная.

«Маленькая» доброта: человек не ударит слабого, с пониманием отнесется к робкому, но может пройти мимо зла. Это пассивный вид доброты (человек не делает никому зла, но не делает и добра).

Более «ценная» - активная доброта — это когда добрые чувства не только не позволяют человеку делать зло, но и побуждают его совершать добрые дела.

И, наконец, самая высокая ступень доброты - «борющаяся» доброта — самое прекрасное, бескорыстное и благородное ее проявление. Она выбирает себе хозяина с чувством собственного достоинства, человека, который может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим и своевременно оказать действенную помощь и поддержку.

5. Динамическая пауза

-Ну а сейчас я вам предлагаю немножко размяться. У меня на столе лежат карточки со словами, обозначающими какие-либо предметы и явления. Сейчас каждый из вас подойдет к столу, возьмет одну карточку, но так, чтобы ее никто не видел. Разойдитесь по классу и подумайте, что доброго вы можете получить от этого предмета. Ваша задача — изобразить этот предмет и рассказать о его доброте, не называя его.

( на карточках — солнце, дерево, дом, ветер, земля, вода, воздух, посуда, мебель и т. д.)

-Вот видите, добро несут нам даже неживые предметы.

6. Сказка «Царство Сверкающего Ожерелья»

Учитель. Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочный мир перевоплощения и ассоциаций. Вы знаете, что такое перевоплощение? (Превращение, принятие какого-либо нового вида, образа.)

1 ученик. Взрослым людям тоже бывает очень полезно иногда погружаться в сказку. Перевоплотившись в одного из сказочных персонажей, взглянув на себя как бы со стороны, человек начинает лучше понимать себя, яснее видит свои плюсы и минусы.

Учитель. А отправимся мы в «Царство Сверкающего Ожерелья». Каждый из нас станет жителем этого царства. Помогут нам перевоплотиться вот эти бусинки.

Учитель передает своим помощникам шкатулки и просит их подойти к каждому, чтобы те могли выбрать ту бусинку, которая им больше всего понравится.

Учитель. Берегите свою бусинку – не потеряйте себя. Представьте, что вы – один, или одна из подданных Царства Сверкающего Ожерелья. А каждый житель в нем ценен и неповторим. Даже без самой маленькой бусинки Ожерелье потеряет свое великолепие и целостность.

Сожмите бусинку в кулаке, закройте глаза и подумайте о том, что нравится вам в вашей бусинке. Думайте не только о внешнем, но и о внутреннем: вспомните, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вас можно ценить, уважать, любить. Тот, кто сумел увидеть прекрасное в своей бусинке, может открыть глаза...

...Итак, мы с вами попали в сказочное Царство Сверкающего Ожерелья.

1 ученик. В этой удивительной стране жили-были бусинки. Бусинки были разные, ни одна бусинка не была похожа на другую: желтые и белые, голубые и синие, красные и розовые, зеленые и даже черные.

2 ученик. Одни бусинки были большие, другие – маленькие, а некоторые совсем крохотные. Здесь были бусинки круглые, овальные, многогранные, в форме цветов, капелек и даже звездочек.

3 ученик. Все они были разные. Но всех их объединяло вот что: они были прекрасны, душа каждой бусинки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны.

1 ученик. Поэтому бусинки видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого ожерелье, которое они составляли, переливалось и сияло удивительным волшебным светом, оно было прекрасным.

2 ученик. Случайный путник, привлеченный чудесным сиянием, стремился попасть в эту необыкновенную страну. Бусинки всех радушно принимали.

3 ученик. И каждый, кто с ними соприкасался становился таким же лучистым и добрым. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

1 ученик. Но однажды пролетал над Царством Сверкающего Ожерелья самый гнусный из всех гнусностей на свете, злой чародей, которого так и звали Гнус Гнусович.

2 ученик. Увидел «Царство Сверкающего Ожерелья» Гнус Гнусович, и закипели в нем злость и зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И главное – держатся все вместе, соединенные прочной ниткой дружбы и взаимопонимания.

3 ученик. И не стало Гнусу Гнусовичу покоя.

1 ученик. К сожалению, встречаются еще такие типы, которым очень плохо, если другим хорошо.

2 ученик. И задумал Гнус Гнусович уничтожить «Царство Сверкающего Ожерелья». А чтобы бусинки его не узнали, обернулся одной из них.

3 ученик. Только тем и отличался от настоящих, что был тусклый и блеклый. Никакие чары не способны наделить блеском и сиянием то, что лишено добра.

4 ученик. И начал нашептывать обитателям царства, что в других странах лучше живут, веселее и интереснее.

1 ученик. Забеспокоились бусинки, заволновались. Им тоже захотелось жить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.

2 ученик. - А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались бусинки.

3 ученик. А Гнус Гнусович прекрасно знал, что нужно для того, чтобы разрушить Царство Сверкающего Ожерелья.

4 ученик. -Все очень просто, научитесь находить в других побольше недостатков, побольше критикуйте друг друга, все время ругайтесь, обижайтесь, вспоминайте все ошибки, которые когда-то были допущены другими бусинками.

1 ученик. Так как бусинки не умели этого делать, злой чародей принялся их обучать.

4 ученик. - Эй, ты, - крикнул он самой большой кругленькой синей бусинке Марусе, - ты случайно не проглотила корову? Вот разъелась…. Смотри, а то лопнешь, и отойти не успеем. Ха-ха-ха. Надо бы тебе талией заняться. Хи-хи-хи.

2 ученик. Кто-то подхватил, кто-то промолчал…. Но веселее не стало. А кругленькая синяя бусинка Маруся стала тускнеть и сморщиваться, пока не стала похожа на высохшую ягоду бузины.

3 ученик. А Гнус Гнусович не унимался.

4 ученик. - А ты что расфуфырился? - крикнул он великолепному граненому рубину по имени Рудольф. – Думаешь, что ты здесь главный? Видели мы таких... Стекляшка крашеная, ноль без палочки. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…

1 ученик. От таких слов Рудольф вдруг сорвался с общей нитки и закатился под шкаф. Там было темно и страшно, и одиноко. Но он не пытался выкатиться. Он даже боялся пошевелиться.

4 ученик. - Эй, малявка, - крикнул злодей маленькой, переливающейся всеми цветами бусинке. Ты случайно не перепутала ожерелье с песочницей? Твое место как раз там, ты похожа на маленькую никчемную песчинку. Какой от тебя толк, зря только небо коптишь. Ха-ха ха…

2 ученик. От таких грубых слов и злого смеха крохотная, но обычно ослепительно сияющая бусинка вдруг погасла.

3 ученик. И тут многие бусинки поддержали грязное дело Гнус Гнусовича. Они с большим усердием принялись выискивать недостатки друг в друге, критиковать, вспоминать проступки, совершенные когда-то.

1 ученик. От грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

2 ученик. И от этого бусинки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Царству Сверкающего Ожерелья.

3 ученик. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну.

1 ученик. Но самое страшное – от таких отношений нить дружбы не выдержала и порвалась. Все бусинки из ожерелья рассыпались, многие из них закатились в какие-то щели.

2 ученик. Страна погружалась во мрак и холод.

3 ученик. Но сказка на то и сказка, чтобы в ней побеждало добро.

1 ученик. Первой опомнилась совсем незаметная белая бусинка по имени Лиза.

2 ученик. Она решила, во что бы то ни стало спасти свою любимую страну и вновь собрать рассыпавшиеся бусинки в ожерелье.

5 ученик. - Что же делать? Надо немедленно спасать моих друзей! - думала Лиза.

3 ученик. И она на свой страх и риск начала действовать.

1 ученик. Лиза стала вместо недостатков находить в бусинках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.

2 ученик. Сначала она обратилась к сморщенной, а когда-то самой большой кругленькой синей бусинке Марусе.

5 ученик. - Маруся, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных бусинках. Твое внимание, чуткость, терпение помогали им быстрее выздоравливать.

3 ученик. Стоило только Лизе произнести эти волшебные слова – произошло чудо: потускневшая и сморщенная бусинка Маруся расправила плечи, распахнула широко глаза и засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

5 ученик. - Ура! Получилось! Добрые слова помогают!

1 ученик. Лиза ликовала и радовалась. Она начала действовать уже увереннее.

5 ученик. - Рудольф, ты, несмотря на свое великолепие, никогда ни перед кем не превозносился. Ты всегда готов был протянуть руку помощи любой, даже самой незначительной бусинке.

2 ученик. И от этих добрых слов Рудольф смело выкатился из-под шкафа и вновь вспыхнул, засверкал, переливаясь всевозможными оттенками чудесного рубинового цвета.

3 ученик. Лизу поддержали другие бусинки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.

5 ученик. И свершилось чудо. Бусинки вспыхивали одна за одной как звезды на небе. Снова Царство Сверкающего Ожерелья засияло удивительным волшебным светом, она стало прекраснее, чем прежде.

4 ученик. А Гнус Гнусович заскучал. Он понял, что ему здесь больше нечего делать и отправился икать такую страну, жители которой обожают находить недостатки в других, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.

5 ученик. А не пролетал ли случайно Гнус Гнусович над нашей страной?

Учитель. Итак, мы побывали в сказке, стали участниками удивительной истории. О чем она? Что в этой истории вовсе не сказочное, а вполне реальное? Удалось ли вам перевоплотиться и почувствовать себя одной из бусинок. А может быть вы узнали себя в отрицательном герое?

Да, в этой истории говорится о том, что все мы разные.

1 ученик. Каждый человек ценен как личность, у каждого человека есть свои недостатки и свои достоинства. То, как мы будем воспринимать друг друга, зависит только от нас.

2 ученик. Замечая в себе или в ком-то другом только недостатки, промахи и ошибки, мы способствуем тому, что человек потеряет веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам, что он станет еще хуже.

3 ученик. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.

4 ученик. В мире есть и добро и зло. Порой мы вроде бы и не принимаем участия в неблаговидных поступках, но задумайтесь, не с нашего ли молчаливого согласия кто-то творит ужасные дела?

5 ученик. Готовы ли мы взять на себя ответственность, чтобы изменить неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в коллективе? Торопимся ли прийти на помощь человеку, попавшему в беду? Учимся ли терпимее относиться друг к другу?

Учитель. Итак, мы вернулись с вами из сказки в действительность. Давайте теперь нанижем наши бусинки на прочную нитку, чтобы получилось великолепное многоцветное ожерелье. (Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается.)

Посмотрите, какое чудесное ожерелье у нас получилось! Какие разные бусинки.

1 ученик. Так и мы с вами все разные. Пусть это ожерелье символизирует наш дружный коллектив: нас много, мы все разные, и каждый из нас красив по-своему.

2 ученик. Каждая бусинка существует отдельно, и в то же время они связаны друг с другом. Так и человек. У каждого своя жизнь, свой характер.

3 ученик. А соединяет нас крепкая нить дружбы и взаимопомощи. Все мы нуждаемся в общении, поддержке, любви.

Учитель. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.

4 ученик. Случается так, что некоторые прекрасные бусинки остаются незамеченными, хотя без них ожерелье оказалось бы неполным, незаконченным и не таким красивым.

5 ученик. В них много прекрасных качеств. Но к ним нужно внимательно присмотреться. Нужно подойти поближе, чтобы увидеть эти качества. И тогда эти незаметные бусинки засверкают с новой силой и еще больше украсят ожерелье.

Учитель. Сегодня я хочу, чтобы вы помогли засверкать с новой силой некоторым таким бусинкам из нашего ожерелья. Помните, как это делала Лиза в сказочной истории? Давайте поможем вашим одноклассникам засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в их душе. Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в ___________ (называется имя одного из этих учеников), какие добрые дела он (она) совершил(а).

 Вот видите, как по-новому заблестели сегодня наши бусинки. И в этом им помогли все вы. Большое всем спасибо!

7. Цветок доброты

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Вас она от холода согреет.

Доброта приносит людям счастье,

Станешь добрым — будешь всех прекрасней!

8. 13 ноября - Всемирный день доброты

Он был учреждён 15 лет назад в Токио, а в России его стали отмечать с 2009-го. Одна из традиций этого дня - дарить цветы знакомым и незнакомым людям.

И как раз к этому дню японские и американские ученые обнародовали рецепт счастливой и здоровой жизни. По их мнению, добрые люди в среднем живут на 9 лет дольше злых и чувствуют себя более счастливыми. Ведь когда человек делает добро, в его организме повышается уровень лимфоцитов, которые отвечают за иммунитет. В результате повышается невосприимчивость к болезням. Помимо этого, мозг вырабатывает большое количество эндорфинов, которые нейтрализуют воздействие стресса и приводят к душевному подъёму. Люди, проявляющие внимание и заботу по отношению друг к другу, болели в два раза реже.

Врачи-психологи тоже попробовали ответить на этот вопрос. Оказывается, половина всех сердечных болезней, уносящих ежегодно сотни тысяч жизней в России, - результат грубости, хамства, нелюбви и равнодушия.


9. Видеоролик «Твори добро»


  • Обратите внимание на звучание этих двух слов «добро» и «зло». Как мы их произносим? (ответы детей)

  • Правильно, в слове «добро» слышится мягкость, тепло. А когда произносим слово «зло» - как будто шипит змея, вот-вот укусит.

Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнения, им можно творить улыбки и слезы, заронить веру и неверие. Есть стихотворение, которое очень хорошо показывает разницу между добрым словом и злым, послушайте его:

Когда мне скажут что-то в лоб

Обидное и очень злое,

Я чувствую себя как клоп,

Прижатый к кафелю ногою.

Когда же теплое словцо

Мне ветер донесет мгновенно -

Как с позолотою кольцо

На память я его надену...

10. Правила доброты (работа в группах)

- А теперь поработаем в группах. Каждая группа выработает свой свод правил вежливого человека:

- помогать слабым, маленьким, пожилым людям, людям, попавшим в беду;

- прощать ошибки другим;

- не завидовать;

- не жадничать;

-чаще улыбаться;

-не капризничать;

-не надоедать другим;

-не грубить;

-не обижать никого;

- жалеть других и т. п.

11. Мультфильм «Просто так»

12. Рефлексия

-Ребята, вы заметили, что в нашем классе стало теплее. По нему пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение, и на душе стало радостно. Вы согласны со мной? Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.

Проведем рефлексию с помощью «Я» - высказываний

-Я сегодня узнал(а), что…

-Я подумал(а) о…

-Я стал(а) более уверен(а) в том, что…

-Я понял(а), что…

-Я испытывал(а) чувства, настроение...

Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка грозит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

Е.Михайличенко

13. Песня «Дорога добра»

Я хочу дать вам небольшое домашнее задание: тест «Добрый ли ты человек?» Дома вы ответите на вопросы этого теста, а на следующем занятии каждый из вас узнает его результат.



Анкета «Добрый ли вы человек?»


1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3) Если ваш партнёр плохо играет в теннис или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?