СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "900 блокадных дней и ночей Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать боль нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "900 блокадных дней и ночей Ленинграда"»

МОБУ «Шахматовская основная общеобразовательная школа»



















Классный час «900 блокадных дней и ночей Ленинграда…»















Подготовила учитель:

Аксёнова Ольга Валентиновна.





с. Шахматовка.

2019 г.

Цель:1) Познакомить учащихся с историческими фактами, связанными с героической обороной города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, с блокадными днями;

2) Воспитывать у учащихся патриотические чувства: гордость за беспримерный подвиг детей –ленинградцев, за личность учителя, сумевшего в нечеловеческих условиях оставаться «Человеком», бережное отношение к хлебу.

Оборудование и техническое оснащение: название «900 дней и ночей Ленинграда», портреты пионеров – героев Маркса Кротова, Альберта Купши, Коли Рыжова, портреты Олега Ольховского, Дмитрия Соколова, странички из дневника Тани Савичевой с её портретом, кусочки хлеба весом в 125 грамм (на каждой парте), презентация о блокадном Ленинграде, мультимедийный проектор, экран, метроном.









































Ведущий:

Июнь! Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(Стук метронома и на фоне звучат слова)

Ученик:

Внимание! Внимание! Говорит Москва!

Сегодня в четыре часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.

Ведущий:

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли…После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы- свыше1000 танков и 1500 самолётов.

Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, «Голубая звезда» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение.

Ученик:

Враг бешенный на нас пошёл войной

Жестокий враг на наше счастье поднял руку

Враг топчет мирные луга

Он сеет смерть над нашим краем,

Иди смелее в бой, рази врага,

Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.

Как дом, в котором ты живёшь,

Оберегай страны просторы.

Завод родной, сады, и лес, и рожь,

И воздух наш, и степь широкую, как море,

Храни, как дом, в котором ты живёшь.

Ведущий:

Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки: сыновья полков и юнги.

Ученица:

Горнили «К бою!» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели-

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага

В двенадцать лет по- взрослому сильны

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.



Ведущий:

Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронетанкер отец, и он стал юнгой-пулемётчиком.

Однажды флотилия катеров обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Опомнившись, фашисты перешли в наступление. Моряки отбили 12 атак противника, значительно превосходящего их по численности, у них кончились боеприпасы. В этот момент на помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему прямой наводкой. Один за другим погибли члены его экипажа. В живых остались только двое- отец и сын Ольховские. Вскоре тяжело был ранен старший лейтенант Ольховский.

Потеряв управление, объятый пламенем, катер медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по траншеям врага всё бил и бил пулемёт. Не выдержав огня. Фашисты залегли и сосредоточили весь огонь на маленьком разбитом судёнышке.

Моряки- десантники под огнём добрались до уткнувшегося в берег катера и увидели Олега, лежавшего на пулемёте. В его кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с её врагами до последней капли крови…»

Чтобы помочь городу на Неве в его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Вместе со взрослыми партизанами они ходили в разведку, подрывали эшелоны врага. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Ученик:

Жил мальчишка на хуторе Мшинском

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых и мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка-связной

Он пережил осень и зиму

Его расстреляли весной.

Ведущий:

После оккупации фашистами города Любани под Ленинградом в его районе стал действовать партизанский отряд. В нём сражались и три школьника из деревни Смердыня (Ленинградской области)- Маркс Кротов. Коля Рыжов и Альберт Купша.

Юные партизаны получили задание показывать нашим самолётам дислокацию вражеских войск. С их помощью были уничтожены десятки автомашин с боеприпасами, склады с оружием.

В конце 1942 года ребята пробрались ночью к немецкому аэродрому и ракетой указали цель нашим бомбардировщикам. Вражеские самолёты, ангары, бензохранилище были сожжены.

Фашисты через провокатора узнали, кто помогает партизанам, и схватили трёх отважных пионеров. Юные герои мужественно встретили смерть.

(Показ портретов юных героев)

Ученица:

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла- уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Днём фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы .Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, театры, музеи. Гибли женщины, старики, дети.

На домах появились предупреждающие надписи:

«Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы опасна!»





Ученик:

Весь Ленинград, как на ладони,

С горы Вороньей виден был

И немец бил с горы Вороньей

Из дальнобойной «Берты» бил

Прислуга в землю «Берту» врыла

Между корней,

Между камней

И поворачивая рыло,

Отсюда «Берта» била, била

Все девятьсот блокадных дней

Без перерыва

В голод, в горе,

В ребячий выкрик

В хлеб и соль

В последний свет

В последнем взоре,

В его отчаянье и боль

В его последнее решенье

В его «Умрём, но не сдадим!»

И над открытою мишенью

Ревел огонь,

Клубился дым.

Ведущий:

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город- крепость. В нём построили 35 м баррикад, 4170 дотов, 22 000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны; на заводах и фабриках- отряды по их охране; в жилконторах оборудованы медпункты, организованы дежурства.

Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам со словами

Ученица:

Пусть тянет руку дерзкий враг

К нам в ленинградские пределы.

Их было много тех вояк,

Чья рать войти сюда хотела

На неприступном берегу

Отрубим руку мы врагу

На крыльях чёрные кресты.

Грозят нам нынче с высоты.

Мы стаи звёзд на них пошлём,

Мы их таранить в небе будем,

Мы те кресты перечеркнём

Зенитным росчерком орудий.

Стой, ленинградец, на посту.

Смотри в ночную высоту

Ищи врага на небосклоне, -

С тобой на вахте боевой

Стоит суровый город твой

И дни, и ночи в обороне!

Ведущий: 21 октября 1941 года молодёжная газета «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда. Будьте достойны своих дедов и отцов, братьев и сестёр, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров».

Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку. Проверяли затемнение окон жилых домов, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления снарядов и патронов. А обычный металлолом школьники собирали на свалках, пустырях, во дворах. Ленинградские заводы, изготовлявшие оружие, ребята обеспечивали тоннами цветного и чёрного металла.

Ленинградские учёные придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Бутылка с такой смесью при ударе загоралась. Школьники за одну неделю собрали более миллиона бутылок. За короткий срок были изготовлены «стеклянные гранаты» и отправлены в воинские части.

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору тёплых вещей для фронта. Им помогали и школьники. А девочки постарше вязали из шерсти варежки, носки и свитера для фронтовиков. От ребят стали поступать нашим бойцам сотни сердечных писем и посылок с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами. Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики, обойдя близлежащие дома, собрали для них посуду, около ста тысяч книг.

Ученик:

Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых: читали им газеты и книги, писали письма домой, делали небольшие покупки, помогали врачам и медицинским сёстрам, скатывали бинты после стирки, измеряли температуру у раненых бойцов, кормили с ложки особо слабых мыли полы и убирали палаты.

Ученица:

Чтобы поднять настроение раненных бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Ученик:

Один из них Вова Ивашов писал в газете «Смена»: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолёта, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними ещё и ещё! Я сперва растерялся, но потом схватил и сунул её в бочку с водой.

Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил ещё три бомбы, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришёл Вова Крашилин. Вместе с ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились, даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много, ни мало – двенадцать бомб».





Ведущий: Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья.

В жестоких кровопролитных боях врагам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осаждённый город со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссембург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Ученица:

900 блокадных дней Ленинграда.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 грамм хлеба, а служащие, иждивенцы и дети-по 125 грамм.

(Обратите внимание на кусочки хлеба, которые лежат у вас на партах.)

Муки в этом хлебе почти не было: его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ведущий:

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах.

В квартирах тускло чадили коптилки. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы. Нужно было спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Ученик:

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина.

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках узеньких, смешных.

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

Вот женщина везёт куда-то мужа

Серая полумаска на лице

В руках бидончик- это суп на ужин

Свистят снаряды, свирепеет стужа,-

Товарищи, мы в огненном кольце.

Ведущий:

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завёрнутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везёт

Везёт, качаясь, к вечеру добраться б…

Глаза бесстрастно смотрят в темноту

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

Ученица:

Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется…

А за Невою

Клубится пожарища дым

А там меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать.

Ведущий:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч. утра 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.»

«Лёка умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апр. 1942 г.»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.»

«Савичевы умерли.»

«Умерли все.»

«Осталась одна Таня.»

Ученица:

Этот дневник в процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная,

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

Ведущий:

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. В школе № 35 Санкт- Петербурга, где до войны она училась, открыт посвящённый ей музей.

В осаждённом городе работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт- даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, многие ленинградские дети учились.

Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что…»

Ученица:

Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь, на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось, преодолевая снежные заносы. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из рук. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руки протянула

И головой

На край стола

Сначала думали-

Уснула.

А оказалось-

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки-

После похорон.





Ведущий:

Александр Фадеев писал, что «навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя…» Учителя наравне со всеми переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинаковая со всеми. Как сказала поэтесса Ольга Бергольц: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам.» Для некоторых ребят, чьи отцы были на фронте, а матери на казарменном положении, учитель становился самым близким человеком.

Давайте почтим светлую память воинов, жителей Ленинграда, стоявших за него и не доживших до победы, минутой молчания.

(Стук метронома.)

Ученица:

Люди,

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

О тех, кто уже никогда не споёт,

Помните!

Детям своим расскажите о них, чтобы

запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли!

Помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю

Помните!


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!