СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клaссный час: «900 дней и 900 ночей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клaссный час: «900 дней и 900 ночей»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: 1.    Познaкомить ребят с понятием блокaда; 2.    Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; 3.    Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.  Оборудование: компьютер и проектор для показа презентации.

 1 слайд. «900 дней и 900 ночей»

 2 слайд.  22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественнaя война советского народа против фашистских  захватчиков.

- Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая? - Почему её называют Отечественная? - Зачем фашисты напали на нашу страну?

·    Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У фашистов на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с Советским Союзом быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеноснaя война.

 3 слайд. Поднялись советские люди на зaщиту своей Родины и свободы. ·    Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на зaщиту своей Родины и свободы.

 4 слайд.  Враги наступали. Их армии шли вперёд. ·    Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.  Этому городу и его отважным жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

 5 слайд. С особым упорством фашисты обрушились на Ленинград. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. ·    По замыслу немецкого командования, взятию Москвы должен был предшествовать захват Северной столицы. В июле 1941 года А. Гитлер говорил, что «с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа Советского Союза, дух славянского народа в результате тяжелых боёв будет подорван…»

 6 слайд.  ·    В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. 

 7 слайд.  Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

 8 слайд. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины.

 9 слайд. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. ·    Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

 - Как вы думаете, что чувствовали во время бомбёжек взрослые люди, дети?

 10 слайд.  Не было топлива. Не было электричества. 

·    Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

 - Подумайте и скажите, как жили люди без тепла, электричества?

 11 слайд. Вышел из строя водопровод. 

·    Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

- Для чего была нужна людям вода? - Как вы думаете, в каком количестве необходимо было запасать воду?

 12 слайд. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. 

·    Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  Более 600 тысяч человек скончалось в Ленинграде от голода. 

- Как выглядят дети на фотографии? - Какое чувство они у вас вызывают?

13 слайд. Так хоронили ленинградцев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённых местах и увозили на кладбище.

 14 слайд. Но не сдавался город.

·    Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.       15 слайд. "Дорога жизни" ·    Нелёгкой была эта дорога. Не все машины доезжали  до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных  детей.   16 слайд.  Хлеб блокадного Ленинграда.

·    Вглядись в эту фотографию и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой. ·    Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась. 

·    В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Это суточная блокадная норма на одного ленинградца. 

- Можно было утолить голод таким количеством хлеба? - Как думаете, что делали взрослые, чтобы накормить своих детей?

 17 слайд. Но Ленинградцы держались. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. 

·    У ленинградцев выработалась даже  своя походка. Особая. Неповторимая. Ленинградская. Голод и холод делали своё дело. Сил у каждого оставалось всё меньше и меньше. Люди стали ходить всё тише и тише. Шаг у ленинградцев стал размеренный, движения плавные. Идут, не торопятся. Не обгоняют друг друга. Экономят свои силы. Даже дети и те потеряли свою обычную резвость. Посмотришь на них – не дети это вовсе, маленькие старички чинно идут по улицам.

 18 слайд.  Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.

·    Только в январе 1943 года развернулось стремительное наступление советских войск. Прорвали они полностью фашистскую блокаду  города Ленинграда. Погнали  врага на запад. 

19 слайд. 27 января 1944 года ленинградцы праздновали победу - прорыв блокады Ленинграда. За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, Но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют С тобой Пол - Ленинграда не поднялось. Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе - Салют! Сегодня ленинградцы  Плачут...    (Ю.Воронков)

 20 слайд.  Здесь похоронены ленинградцы погибшие в блокаду.

·    570 тысяч ленинградцев, погибших в дни блокады, похоронены на Пискарёвском кладбище. Пискаревское кладбище ныне – огромный мемориальный памятник. 

 21 слайд. Никто не забыт и ни что не забыто.

·    В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Цветы и цветы кругом. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».

22 слайд.  В осаждённом Ленинграде  Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела.

·    Краткие записи Таниного дневника действуют на душу сильнее, чем описание всех блокадных ужасов. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда в Санкт-Петербурге, его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища.

В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова:

23 слайд.  "Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 г.  Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.  Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.  Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г…  Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

24 слайд. В Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой, написавшей блокадный дневник.

25 слайд.  Храм Успения Пресвятой Богородицы – храм памяти ленинградской блокады.

·    Этот храм в Петербурге называют "Блокадным", ведь он построен в начале XXI века в память горожан, погибших в страшные дни ленинградской блокады. Алтарная часть церкви выложена из кирпичей, на которых написаны имена ленинградцев, отошедших в иной мир во время долгой осады города. Кроме того, в храме действует уникальный музей, посвященный деятельности Православной Церкви в осажденном Ленинграде. 900 дней осады научили многих доброте и умению жертвовать собой ради ближнего, возрождали и укрепляли в людях веру в Бога. 

 26 слайд.  900 дней блокады – 900 берёз 

·    В нашем городе есть места, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны.        27 слайд.      "Цветок жизни"       28 слайд. Город – герой Ленинград Поклонимся великим тем годам Тем славным командирам и бойцам И маршалам страны и рядовым Поклонимся и мёртвым и живым Всем тем которых забывать нельзя Поклонимся, поклонимся друзья!

Просмотр содержимого документа
«Клaссный час: «900 дней и 900 ночей»»

Война – это слово, в котором тоска…

Война – это слово, в котором тоска…

.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!