А.С. Макаренко
о семейном воспитании
Антон Семёнович Макаренко
«Научить человека быть счастливым- нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был
счастливым, можно.»
А. С. Макаренко
Антон Семёнович родился на Украине, там же окончил четырехклассное училище, а затем педагогические курсы, после чего преподавал в железнодорожном училище.
По окончании Полтавского учительского института, А. С. Макаренко руководил педагогическим училищем. Затем организовал колонию им. Горького для перевоспитания детей- беспризорников и правонарушителей.
Спустя 8 лет был приглашен в Коммуну им. Ф. Дзержинского. Литературный талант позволил ему описать методику работы в этих воспитательных учреждениях. Этот опыт известен как в России, так и за рубежом.
В последние годы жизни А.С. Макаренко большое внимание уделял проблемам семейного воспитания.
Воспитанию детей посвящены такие работы Макаренко, как
«Книга для родителей»,
«Лекция о воспитании детей».
А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорит об общих принципах семейного воспитания:
1. Правильно воспитать проще, чем перевоспитать
2. Семья – коллектив равноправных членов, но родители – руководят семьей, дети – в ней воспитываются
3. Нельзя ограничиваться одним ребенком, т.к. забота о нем может превышать полезную норму
4. Надо определиться с целями воспитания: ребенок – будущий член общества и гражданин страны или «сам по себе», просто «родительское счастье»?
5. Поведение родителей – решающий фактор
6. Важнейшие качества при общении с ребенком: серьезность, простота и искренность
7. Не должно быть парникового воспитания, ребенок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям
8. Главное в воспитании – организация жизни семьи
Макаренко считал, что для воспитания ребенка в семье самая значимая роль принадлежит игре и труду. Сравнивая отношение к игре и труду у родителей, Макаренко находит в них много общего. Он выделяет 3 типа неправильного отношения родителей к организации деятельности ребёнка.
Равнодушие
к деятельности детей
Вмешательство в деятельность детей
Подмена общения
количеством игрушек
Макаренко придавал большое значение игре в жизни ребенка.
Педагог говорил, что «Самое главное в этой детской игре-добиться следующего:
1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей»
Воспитание через труд
Макаренко считает, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. И игра – это первый шаг на пути к труду.
Виды возможной детской работы:
1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.
2. Вытирать пыль на подоконниках.
3. Накрывать на стол перед обедом.
4. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке.
5. Кормить котенка или щенка.