IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Гражданское и патриотическое воспитание
Классный час
"Афганистан - живая память"
Подготовила
Хараху Саида Аминовна учитель географии,
кл.руководитель
10 класса
МБОУ «Средняя школа №24»
а.Шенджий
2023 год
\
1.Пояснительная записка.
1.1.Гражданское и патриотическое воспитание.
1.2. Классный час "Афганистан - живая память"
1.3. Актуальность. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности особенно актуально в наши дни. Современные дети недостаточно знают о своей стране, ее традициях, людях и подвигах. Мы часто наблюдаем, как средства массовой информации допускают искажения исторических фактов. Больно видеть равнодушное восприятие некоторыми молодыми людьми таких понятий как долг, честь, отвага.
Патриотизм сегодня – одна из самых главных идей нашего государства. Изучение истории родной земли, ее традиций, устоев народа поможет детям понять, кто является истинным патриотом. Важно помнить свое прошлое, ведь от этого зависит будущее.
Особым достоянием России является ее народ. Именно он мужественно пронес все беды и страдания, защищал и защищает Родину от врага. На протяжении всей истории нашей страны вспыхивали войны, практически каждому поколению довелось постоять за честь и свободу Отчизны. И каждое поколение породило своих героев. Мужество и подвиг во все времена высоко ценились в нашей стране и показывали лучшие качества человека – гражданина, патриота, защитника.
Война в Афганистане длилась почти десять лет. Еще очень долго Афганистан невыносимой болью будет отдаваться в сердцах тех, кто потерял в этой войне своих родных и близких людей. Наша обязанность не забыть подвиг тех, кто выполнил интернациональный долг. Этим обосновывается актуальность данного классного часа. Кроме того, война в Афганистане не обошла стороной и наш хутор. Свидетелями тех страшных событий стали и наши земляки, один из них погиб. Учащиеся смогут не из учебников и средств массовой информации узнать об этой страшной войне. Это мероприятие не только даст учащимся важные исторические знания, но и научит более глубокому осмыслению событий в Афганистане и пониманию что значит быть гражданином, патриотом.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Данное мероприятие является вкладом военно-патриотического воспитания школьников, поможет подготовить их к участию в общественно-политической жизни страны, окажет помощь в проблеме преемственности поколений.
1.5.Учащиеся 10 класса
1.6. Цель: 1) расширение знаний учащихся о войне в Афганистане;
2) осмысления событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения;
3) воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении, уважение к подвигу воинов - интернационалистов.
1.7.Задачи мероприятия
обучающие - познакомить с событиями Афганской войны, её участниками; показать подвиг и героизм советских солдат;
развивающие – расширение общекультурных знаний; развитие познавательной активности в области знаний об истории своего города, своей страны; развитие творческих способностей учащихся; развитие аналитического и логического мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие навыков коллективной работы.
воспитательные – воспитание чувство патриотизма, укрепление исторической памяти поколений, уважение к историческому прошлому страны, умение применять свои знания для достижения общей цели; умение сопереживать.
1.8. Планируемые результаты воспитательного мероприятия: Учащиеся знакомятся с событиями в Афганистане 1979 – 1989 гг., знакомятся с земляками, воевавшими в Афганистане.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия: Открытый классный час. Классный час – одна из самых важных форм организации воспитательной работы с учащимися. Классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
1.10. Педагогические технологии, методы и приемы:
- информационно-коммуникативные технологии;
- словесные методы;
- наглядные методы;
- пример;
- предварительная работа.
Этапы предварительной подготовки:
I Подбор и разучивание с учениками стихов о войне в Афганистане
II Поиск информации о земляках, исполнявших интернациональный долг,
1.11. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
- на доске написана цитата: «Солдат войну не выбирает…»;
- фотографии участников войны в Афганистане из нашего хутора;
- выставка книг о войне в Афганистане;
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- минус песни «Память» группы «Голубые береты»;
- фонограмма песни «Синева» группы «Голубые береты».
1.12. Материально-техническое обеспечение:
- проектор, компьютер, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
- портреты воинов - афганцев, фотографии, стихи, звуковое сопровождение.
Классный час "Афганистан - живая память"
Цель: 1) расширение знаний учащихся о войне в Афганистане;
2) осмысления событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения;
3) воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении, уважение к подвигу воинов - интернационалистов.
Ход классного часа
Я не знаю, кому и зачем
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой,
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой.
А. Вертинский.
Вступительное слово классного руководителя. Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Наш классный час мы назвали “Афганистан - живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем. 15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана. Прошло уже 25 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары, где необходимо присутствие российского солдата. Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?
А эпиграфом к нашему классному часу мы взяли слова А.Вертинского. И в конце урока постараемся ответить на вопрос, поставленный в эпиграфе.
15 февраля - годовщина со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан. Эта дата - как и сама необъявленная война на территории Республики Афганистан - занимает особое место в истории нашей страны.
Ведущий 2 . 15 февраля 1989 года – вывод советских войск из Афганистана, когда из Термеза вышли последние колонны – видавшие виды грузовики, боевые машины, пехота, бронетранспортёры. Солдаты в кабинах, на броне. Лихо распахнуты зимние бушлаты, из-под них – уголки тельняшек.
Ведущий. Будто не они горели в БТРе, не они падали, сраженные осколками снарядов, не они страдали от жажды в Кандагаре, обмораживались в горах, болели тифом и малярией
Мальчишки 80-х смотрели смерти в лицо, теряли друзей. Простые безусые парни показывали примеры стойкости и героизма. Они доставляли продовольствие и медикаменты, прикрывали с воздуха автоколонны с мирными грузами, вывозили с поля раненых, штурмовали банды душманов. Перед глазами хроника тех дней: радостные, счастливые, улыбающиеся лица – всё позади: бои, потери, стрельба душманов из-за каждого угла и куста. Но этого счастливого дня дождались не все. Когда и как всё началось?
Ведущий. Афганистан (историческая справка) Государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Российской Федерацией.
Территория 647.5 тысяч кв. километров.
Население 15.5 млн.человек.
Более 20 народностей
Официальный язык – пушту и дари
Столица – Кабул
Господствующая религия – ислам
Долгое время – колония Англии
В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость
Война Англии против Афганистана – победой благодаря помощи Советской России. Это первая страна с которой Россия заключила дипломатические отношения.
В январе 1929 года к власти с помощью англичан пришла династия Надир-шаха (правила до июля 1973 года).
27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Слово классного руководителя. Кому же нужна была эта война? Как все начиналось? В результате апрельской революции 1978 г. в Афганистане пришла к власти Народно- демократическая партия Афганистана. Афганистан был объявлен Демократической Республикой. Главой государства и премьер- министром назначается М.Н. Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Х. Амин. 19 июля Тараки и Амин ставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств. Наши советники, чтобы как – то умиротворить Амина и Тараки, пошли на небольшую уступку- «полагали бы целесообразным в ближайшие дни направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолеты с советскими экипажами». 23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск в Кабул. 10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной тяжелой болезни ( хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бобрак Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.
По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи. 25 декабря 1979 г. в 15 час. По московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.
Учащийся читает отрывок из стихотворения.
Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом.
Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!
Слово классного руководителя.
Основные задачи, стоящие перед бойцами Советской Армии.
1.Ликвидация бандитских формирований.
2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.
3.Охрана специалистов.
4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.
Ведущий 1: Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:
Ведущий 2: Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Ведущий 1: Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
Ведущий 2: Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
Ведущий 1: Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Слово классного руководителя.
Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, а и то их на всех не хватало и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. Наших солдат называли афганцы Шурави.
Учащийся читает стихотворение
Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают,
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезою последней провожаю
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
Слово классного руководителя.
Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике «из-за угла», потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.
Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах. Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стингером». Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненые, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.
Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Классный руководитель читает стихотворение
Неотправленное письмо.
Прости меня, мой старый друг, Всё, знаешь как- то недосуг,
И не ложатся строчки на бумагу. Не поднимается рука
Писать о том , что жив пока,
Что награждён медалью «За отвагу».
Ведь не напишешь в том письме,
Что рядом здесь гуляет смерть-
В разрыве мин и грохоте гранаты.
Как надоело, наконец,
Песок глотая и свинец,
На мир смотреть сквозь прорезь автомата.
Вперёд!…
А где- то рядом хрипло лает пулемёт
И закат багровый.
Вперёд!…
И поднимается в атаку первый взвод,
Мой взвод стрелковый.
Прости меня, что не пишу,
Чем я живу и чем дышу,
Что понял и чего не понимаю.
Не напишу, что у людей,
Как в стае белых лебедей,
Есть кто-то впереди и кто-то с краю.
Не напишу, что страшен мрак.
Когда ты знаешь - рядом враг.
И кто-то должен, жертвуя собою,
Шагнуть навстречу мгле, -
Ведь на войне, как на войне –
Не спрячешься за бронью и бронёю.
Ушли в разведку пять парней,
Ушли и скрылись средь камней –
Обычная разведка и не более.
Контрольный час минул в ночи,
А наша рация молчит,
Молчит, как онемевшая от боли.
Тянулась ночь длинною в год,
Их обнаружил вертолёт
За перевалом у скалистой ниши.
Больнее раны ножевой –
А может кто-нибудь живой?
Об этом не расскажешь, не напишешь…
Палящий зной над головой,
Ах, как мне хочется домой,
В берёзовую рощу окунуться.
Припасть губами к роднику,
Прижаться к каждому цветку,
Девчонке синеглазой улыбнуться.
Возможно, годы всё сотрут,
Осушат слёзы на ветру,
Но, несомненно, вспомнится солдатам
Как здесь, от Родины вдали,
Мы защищали, как могли,
Всё то, что нам доверено и свято. (Борис Колпаков)
Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна фамилия…
Слово классного руководителя. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
В Афганистан из Адыгеи было призвано 880 человек,22 наших земляка погибли.16 уроженцев из аула Шенджий ,выполняли интернациональный долг в Афганистане. ) Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу - 525,2 тыс. чел. Общие людские потери Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих. 37 тысяч искалеченных, а сколько раненых морально, психически – таков итог девятилетней войны. Афганистан – это наша незатихающая боль, это наша незаживающая рана.
Ведущий 1. Афганская война оставила печальный след в судьбах многих семей, лишила жизни или покалечила тысячи молодых людей.
Ни за что погибали молодые ребята, отправленные в ад на землю песков и ветров.А им было всего по 20 лет.
Ведущий 2 Никогда не хватит слов, чтобы ВСЁ рассказать об Афганистане. Пока будут одолевать фронтовые раны, тех, кто воевал в Кундузе и Кандагаре, пока будут ходить к обелискам матери и дети погибших в Афганистане воинов, тема эта останется для нас живой.
Ведущий 2: Особое преклонение заслуживают матери воинов – афганцев. Ничто несравнимо с той непрекращающейся болью, которую они пережили с уходом сыновей на войну. Ничем не оплатить страдания той матери, которая потеряла своего сына. Черным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слез, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждет и надеется: а вдруг произойдет чудо и на пороге появится сын, ее кровинушка.
Учащийся читает стихотворение
ОЖИДАНИЕ.Леонид Молчанов
Всем матерям, не дождавшимся сыновей с войны посвящается
Дорога за окнами стынет,
И снова, все дни напролет,
Ты ждешь возвращения сына
И веришь — вот-вот он придет.
Вот-вот распахнется калитка,
Войдет он в родительский дом
С такою знакомой улыбкой
В сиянии глаз голубом,
Посмотрит спокойно и прямо
В осеннем мерцании дня
И скажет: «Встречай меня, мама,
Ну, как ты живешь без меня?»
Но только пустынна дорога
И, в шуме холодных ветров,
Не слышно за старым порогом
Знакомых до боли шагов.
Ведущий 1 По-разному оцениваются события тех лет, по-разному смотрят на войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для всех события в Афганистане запомнились годами страшной и жестокой войны, в которой многие потеряли друга, брата, отца и сына.
Сегодня мы чтим память военнослужащих, павших в той дикой Афганской войне
Ведущий 2 Война, война, кому- то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим. В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.
Звучит метроном
Ведущий 1: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Классный руководитель читает стихотворение
Я снова куда-то спешу, как всегда,
Сквозь встречи, прощанья и споры,
А память несет меня снова туда,
Где к небу вздымаются горы.
Где пылью «афганец» закрыл небосвод
И солнце в зените пылает,
Где долго над взлетной кружит самолет
И веер ракет рассыпает.
Где горы берут гарнизоны в кольцо
В молчанье недобром и жутком,
Где серым от пыли бывает лицо
И потом пропитана куртка,
Где в горы под утро уходит отряд,
Тропа между сопками вьется,
Где снова душманские пули свистят
И кто-то опять не вернется.
И нужно не струсить, решиться, успеть
И выполнить к ночи задачу –
Судьба нас разделит на жизнь и на смерть
И каждому долю назначит.
А память мне снова уснуть не дает –
И борется смелость с испугом,
И вновь меня память под пули ведет
И плачет беззвучно над другом.
(Л.Молчанов «Я снова куда-то спешу»)
Звучит песня группы "Голубые береты" "Память"
Первый ведущий. А закончилась ли эта война для ребят из ограниченного контингента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?
Второй ведущий. «Афганцы» вернулись и оказались просто не нужны. Тогда и появилось общество войнов-афганцев. В 1992 году в Москве был создан Российский союз ветеранов Афганистана. Союз оказывает помощь семьям погибших. Моральную травму «афганцам» наносит то, что о них просто забыли.
Слово классного руководителя
Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.
Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. выполняют приказ своей Родины.
44 лет минуло с того момента, как советские войска пришли в Афганистан, и уже 34 лет прошло после вывода Ограниченного контингента советских войск с территории южной, некогда соседней нам страны. По человеческим меркам отделяют нас не годы – эпоха. Другая была страна, другая ситуация в мире. Многие по-прежнему говорят: Болит в моей душе Афганистан». Потому что все также «иголками» дает о себе знать незаживающая душевная рана, память о потерянных родных и друзьях. И, наконец, все также осознание от беспокойных и горьких вопросов, суть которых в одном: почему так случилось?
Учитель. 44 года отделяют нас от того дня, когда последний Советский солдат покинул землю Афганистана, когда слились воедино выстраданная человеческая радость, слезы и душевная боль о невосполнимых утратах. Мы низко склоняем головы перед теми, кто навсегда остался в горах Афганистана и Северного Кавказа, умер от ран, не вернувшись домой. Мы гордимся боевой славой ветеранов, всех тех, кто сохранил верность лучшим традициям Российской Армии, с честью пройдя через войну, через локальные вооруженные конфликты, через годы тяжелой воинской службы. До сих пор плачут сердца родителей, не дождавшихся с той войны сыновей, болит душа у тех, для кого Афганистан стал судьбой. Время быстротечно. Но сколько бы лет ни прошло, для участников Афганской войны тот период навсегда останется болью и судьбой, так как они оплачены их потом и кровью, слезами родных и близких. Многие ребята получили ранения и контузии, стали инвалидами. Мы воздаем дань уважения героизму солдат и офицеров. Они выполняли приказ, проявляя мужество, волю к победе, горячую преданность своему народу и своей стране.
Беседа с учащимися с элементами дискуссии.
- Как вы относитесь к проблеме Афганской войны?
- Что для нас война в Афганистане?
- Была ли бессмысленной война в Афганистане?
- Ваше отношение к воинам-интернационалистам
- Почему проблема Афганистана актуальна сегодня?
Стихотворение «Помяни нас, Россия».
Помяни нас, Россия, в февральскую стужу,
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.
Помнят нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна и воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали.
Жить, как прожили мы, - для тебя!
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей общеобразовательных учреждений и могут быть использованы при проведении, как классных часов, так и уроков мужества, при изучении событий в Афганистане, а также в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Кроме того, данную разработку можно использовать в День памяти воинов-интернационалистов, который в России официально проводится 15 февраля. Эта методическая разработка окажет практическую помощь педагогам, занимающимся воспитанием подрастающего поколения.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
- на доске написана цитата: «Солдат войну не выбирает…»;
- фотографии участников войны в Афганистане из нашего аула;
- выставка книг о войне в Афганистане;
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- минус песни «Память» группы «Голубые береты»;
- фонограмма песни «Синева» группы «Голубые береты».