Классный час по теме: "Азбука права"
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Просмотр мультфильма.
СЛАЙД 1
Здравствуйте. Сегодня мы вместе с вами проведём общий классный час и мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Давайте для поднятия настроения прочитаем текст на СЛАЙД 2
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь вся о нас
Постараемся всё понять,
Что – то новое узнать
о своих правах и обязанностях.
- Ребята подумайте, как можно назвать одним словом всех сидящих здесь вас?
- А кого можно назвать ребёнком?
-Ребята, а как вы думаете, есть ли у детей свои права?
- Знаете ли вы их?
-Кто в государстве обязан защищать права ребёнка?
На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.
-Мы не раз говорили о правах человека, его обязанностях. И сегодня мы обобщим наши знания.
Поэтому наша встреча называется “Азбука права: права ребенка” СЛАЙД 3
Основная часть (беседа)
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы:
1 Что люди могут делать и чего не могут?
2 Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3. На что они имеют право и на что не имеют?
Легенду о двух государствах нам расскажет Фомченко Антонина.
СЛАЙД 4 Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. СЛАЙД 5 В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
СЛАЙД 6 В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. СЛАЙД 7 В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, жители её стали счастливы, они чувствуют себя в безопасности?
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. СЛАЙД 8 Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существуют основные законы, по которым мы живем.
Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все права детей?
Кто из вас знает, как называется этот документ? СЛАЙД 9
Об этом нам расскажет Чумакин Никита
Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер
СЛАЙД 10 В конвенции так же закреплены не только права, но и обязанности детей. Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)
Так все таки кого мы можем назвать ребёнком?
СЛАЙД 11 В Статье № 1 Конвенции ООН(Организация Объединённых Наций) о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
А теперь подробно познакомимся с правам детей … СЛАЙД 12
Выступление учащихся
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
Только ты на свет родился Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.
Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде, ребята.
Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья , если хочешь подарить.
Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон
Если жар, все тело ломит и совсем не до игры,
То позвать врача на помощь тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.
Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.
- Какими правами обладают все дети и все люди на земле?
Права детей в России регулируются законами: СЛАЙД 13
Конституция РФ Семейный кодекс РФ. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Федеральный закон об образовании. Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон о социальной защите инвалидов в РФ. |
- Как же много законов предусмотрела наше государство для защиты детей!
-Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? Конечно же – родители.
4.Практическая часть
Теперь я вам хочу предложить выполнить следующее задание. Сейчас мы с вами будем просматривать отрывки из мультфильмов, а вы попробуете определить, какие права были нарушены.
1)Викторина:
2) А сейчас попробуем разыграть несколько ситуйций…
В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека.
Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.
Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу).
Обсуждение проблемы:
-Какими правами вы пользуетесь?
-Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
-Приходилось ли вам нарушать права других людей?
Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
-А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.
Разобъемся на 3 группы:
После обсуждения на доске появляется схема:
“Декларация” школьников Вы - школьники:
1 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся | 2 группа – выдвигает и обосновывает права школьников | 3 группа – обязанности учащихся в форме запретов. |
обязаны | имеете право | никогда не обязаны |
1. Соблюдать тишину на уроках. 2. Посещать уроки, определенные расписанием. 3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками. 4. Соблюдать чистоту. 5. Выполнять учебные требования учителей. 6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде. | 2. Просить о помощи.. 5. Иметь собственное мнение и убеждение. 6. Совершать ошибки. 7. Отвечать отказом на просьбу. 9. Получать то, за что платите. | 1. Быть безупречным на 100%. 2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа) 3. Любить людей, приносящих им вред. 4. Чувствовать себя виноватым за свои желания. 5. Мириться с неприятной ситуацией. 6. Выполнять неразумные требования. |
| |
5. Итоги и выводы по классному часу: По слайдам…
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей.
Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!