Беседа: «Честность и порядочность»
Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность и порядочность.
Задачи:
формировать ценностное отношение детей к нравственной категории «честность» и «порядочность»
Развитие нравственных качеств, в частности порядочности
Побуждать воспитанников к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Ход занятия.
Вступительное слово.
Дорогие ребята! Мы сегодня с вами поговорим о довольно простом и в тоже время серьезном нравственном качестве как «Честность» и «Порядочность».
Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде. Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.
Что же такое честность и правдивость?
Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:
Честность - это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость — это соответствие слов делам.
Давайте дадим характеристику честному человеку.( ответы)
Вывод:
Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Он вызывает уважение и доверие у окружающих.
А сейчас попробуем разработать правила честности:
Ребята, а как вы думаете, что такое «порядочность»? (Ответы )
Порядочность - это выполнение человеком своих обещаний
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения.
Порядочность - это неспособность человека к плохим поступкам
Слово порядочность происходит от слова порядок, как в мыслях, так и в делах.
Что значит быть порядочным?
1. Выполнять правила поведения
2. Держать слово
3. Уважать людей
4. Быть честным
5. Отставить справедливость
6. Поступать по совести.
Порядочный человек сначала подумает, а потом сделает. Он никогда никого не обидит. Он старается найти в человеке хорошее и доброе, всегда приходит на помощь тому, кому он необходим и делает это бескорыстно.
Честный и порядочный человек – это человек, у которого развита совесть. Это тот человек, который никогда не обманет и не предаст других людей. Таким людям 100% можно довериться. Честный и порядочный человек лучше промолчит, чем скажет правду. Если он уверен, что он не справится с каким-либо делом, то он сразу же об этом скажет, чтобы быть честным.
2.Рассказ «Поступок бедняка».
Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного. Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:
-Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!
Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.
- Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?
-Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!
-Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.
Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:
- Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.
И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.
- Ребята, как вы оцениваете поступок бедняка? Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк. Почему?
Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и в реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.
3.Разбор ситуации.
Учитель.
- У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Попробуем разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.
Ситуации
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.
4.«Собери пословицу».
Вам необходимо соединить данные фразы так, чтобы получились пословицы и объяснить, как вы их понимаете.
Кто правдой живёт, что дрова руби.
Правду говори, да не всяк её творит.
Всяк правды ищет, тот добро наживёт.
Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.
-Ребята, а какие еще пословицы вы знаете? (ответы детей)
Однажды солгал - навек лгуном стал.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Тайное всегда становится явным.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
5. Итог занятия.
-Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях )
- Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.