МКОУ «Зургановская средняя общеобразовательная школа»
Классный час :
« Беслан – наша трагедия.»
Выполнила классный руководитель : Горяева Т.Б.
Тема классного часа : « Беслан – наша трагедия ».
Цели :
обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации теракта и необходимости гуманного к ним отношения;
ознакомление учащихся с понятиями: « конфликт», « терроризм», «толерантность», « эмпатия», базовыми нравственными понятиями : « добро» и «зло» ; с основами бесконфликтного существования ;
формирование социально одобряемых форм поведения;
воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
I. Вступление:
Слово учителя.
1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?! Она вошла в жизнь нашего трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане!
(Минута молчания)
Они не вернулись из школы, молодые, сильные, жизнелюбивые. Они мечтали о светлом будущем.
Все здравомыслящие люди осуждают терроризм – варварство XXI века.
II. Поэтическая композиция.
Звучат стихи, посвященные трагедии в Беслане:
Чтец № 1.
Снег на камине, снег на рябине,
Снег появился в висках матерей.
Кто не дождался своих сыновей
Из школы в Беслане. И дочерей…
Кто их утешит? Кто им поможет?
Кто повелел их детей уничтожить?
Кто им приглушит великую боль?
Нет, не найти им, пожалуй, покой.
Вы их растили и воспитали,
Радости, счастья им в жизни желали.
Но оборвалась их юная жизнь…
И не пришлось им на свете пожить.
Те, кто вернулся, и цел и калеки,
Они о терроре будут помнить вовеки.
И детям расскажут о горе в Беслане,
О том, что случилось тогда в стране…
Милым ребятам я стих посвящаю
И низкий поклон матерям посылаю.
Крепитесь, мужайтесь, в одном вы строю.
А мы не забудем про этот террор,
О тех, кто погибли в Беслане,
О тех, кто погибли в бою.
Чтец № 2.
Спокойно тихий город спал
В сентябрьском тумане.
Никто беды не предвещал
Тогда ещё в Беслане.
А утром дружною семьёй,
И взрослые, и дети,
Шли в школу, словно в дом родной,
День Знаний вместе встретить.
Но за какой – то краткий миг
Всё резко изменилось:
Раздался скорбный детский крик,
И жизнь остановилась.
И пленом стал спортзала круг
И школьная обитель.
Плечом к плечу здесь встали вдруг
И школьник и учитель.
Чтец № 3.
Не представлял, и знать не мог
Безумец и палач,
Какой заплатит он ценой
За боль и детский плач!
Своею заслонив спиной
Невинного ребёнка,
Учитель в бой вступить готов
Был с каждым из подонков!
И слёзы , словно знак беды,
В глазах его застыли,
Как жаль, что рядом нет воды,
Что дети так простили.
Учитель всех учеников
Вокруг себя сплотил,
Великой выдержки в тот день
Детей он научил.
И навсегда такой урок
В Сердцах детей остался.
С урока мужества для них
День Знаний начинался!
Чтец № 4.
Юные погибшие дети,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – нету середины.
Память вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Благородная память народа
Ваши хранит имена.
Вечная память погибшим Беслана!
III. Из воспоминаний свидетелей трагедии в Беслане 1 сентября 2004 года.
Учитель зачитывает воспоминания Фатимы Аликовой, 27 лет, фотокорреспондента районной газеты «Жизнь Правобережья».
Она находилась в захваченной террористами школе № 1 города Беслана: «Я пошла туда снимать репортаж о 1 сентября. Когда все началось, я даже не поняла, что это – какие-то люди начали кричать и стрелять в воздух. Я испугалась, побежала на второй этаж, забилась в какую-то комнату без окон, но меня там нашли и заставили спуститься на первый этаж, в спортзал. Там всех, кто был, обыскали, в первую очередь искали мобильные телефоны. Они так и сказали, что того, кто спрячет мобильный, убьют, и ещё 20 человек рядом сидящих убьют. Мужчин вывели в соседнее помещение и избили, некоторых застрелили.
Нас усадили на пол, места было мало, дышать нечем. Потом, правда, окна наверху разбили, чуть полегче стало. Воду давали только в первый день и только детям, по два-три глотка, а нам так – на лицо брызнут, и следили, чтобы мы её не пили. Тем, кто просил пить, говорили, что вода отравлена, потом принесли пустые полуторалитровые бутылки. Мы сначала обрадовались, а потом они сказали, что это для маленьких детей, чтобы они в туалет часто не ходили. А потом говорят, если пить хотите, мочу пейте, многие так и делали. Пить хотелось всё время.
Там, в спортзале, с потолка настоящие гирлянды из мин свисали, а ещё в зале их лежало штук 10-15, каждая с кирпич размером. Мы на них смотреть не могли, так страшно было…А потом взрыв.
Я лежала на подоконнике, и меня взрывной волной во двор выкинуло из окна, я даже сначала не поняла, что случилось. Пока я там сидела, много раз думала, если вдруг окажусь на улице, обязательно побегу. Если только силы будут. Как про это вспомнила – силы сразу появились, вскочила и побежала. Мне, наверное, повезло, что я выпала к гаражам, а не с той стороны, откуда штурм начался. Я даже не помню, стреляли мне вслед или нет, просто побежала к гаражам и упала между ними. И тут стрельба пошла, взрывы начались. Я на себя какую-то фанеру натянула сверху, чтобы меня было не видно и стала Христу молится, чтобы он спас.
Учитель читает воспоминания тринадцатилетней бесланской школьницы Кристины Дзагоевой, которая провела в захваченной террористами школе 52 часа.
Вместе с ней в заложниках оказались её мама и младшая сестренка. Цитаты из дневника:
День 1. « 1 сентября, когда мы встали в круг во дворе школы и пять минут, как раздался первый выстрел…Когда мы сидели с нашими родителями в спортзале, люди в масках собрали у всех мобильные телефоны и сумки. Они ещё вынули серьги из ушей и сняли с шеи цепочки с крестиками. В спортзале были не только первоклассники, ещё грудные дети. Когда нас завели в спортзал и сразу же там повесили мины. В коробках тоже были мины, они лежали на стульях. Всего том было 12 мин. В первый день всё было хорошо, они давали нам пить и на минуту ходить в туалет…»
День 2. «Они нам дали ещё пить, но реже разрешали вставать и ходить в туалет. Сказали, кто будет кричать, того сразу расстреляют. Они увели взрослых мужчин и одного за одним стреляли в них…Грудных детей отпустили…Потом пошёл сильный дождь. На эту ночь тоже никто не спал, мы только сидели».
День 3. «На третий день…моя младшая сестра Зера постоянно спрашивала у мамы: «Когда же нас выведут отсюда? Я больше не могу, я хочу есть и пить»…Они убили мою сестренку, и у меня остались только мама и папа».
Этот дневник – ещё один свидетель трагедии. Но место ему, наверное, не в музее, а в памяти тех, для кого за три страшных сентябрьских дня изменился до неузнаваемости.
IV. Слово учителя:
Эта трагедия стала общей болью. Её прочувствовали не только взрослые, но и дети. Ольга Канаева, ученица рязанской школы, посвятила детям Беслана свое стихотворение.
Под всхлипы ветра дождик капал
Слезою горькой свей страны,
Листок тетрадный в луже плавал,
Обрывком жизни до войны.
Там детской маленькой рукою
( Плод чьей - то радостной мечты)
Был яркий праздник нарисован –
Шары летящие, цветы,
И весело смеялись дети,
Шагая дружно в первый класс,
Так и застыв на том портрете,
Смеясь на нём в последний раз.
Там улыбались чьи – то мамы,
Махая им руками вслед,
И этот день счастливым самым
Мог стать для них на много лет…
Но мир внезапно содрогнулся
От страшной вести – он узнал,
Что город в горе захлебнулся…
Беслан, весь мир с тобой рыдал.
Слова… Слова…
Ничто не сможет
Облегчить горе никому,
И тех, кто был всего дороже,
Уже обратно не вернуть,
И остаётся только помнить
Погибших, день, что первым стал,
И этот город среди поля,
Где смотрят с каждого креста
Глаза детей, погибших в школе.
А для кого – то «Днём веселья»
Был тот, что чёрным стал для нас…
Вы, что прославиться хотели,
Хоть смерть и не пугает вас,
Дорогой став к заветной цели,
Аллах всё видит, так и знай,
И вряд ли за такое двери
Откроет вам в желанный рай.
Слово учителя.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Доброта согревает и помогает в трудную минуту, поэтому воспитывайте в себе милосердие, сострадание, доброту. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми.
-Ребята, давайте познакомимся с новыми понятиями.
ЭМПАТИЯ – это способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимое отношение к другому человеку, как к достойной личности, это сознательное подавление чувства неприятия к человеку, который вызывает негативные чувства.
Учитель. Теперь, ребята, вы самостоятельно сделайте вывод, ответив на вопрос: « Нужна ли детям защита и внимание во время теракта или вооружённого конфликта? Почему?
После обсуждения задания учитель сообщает обобщённую формулировку.
В ситуации теракта или вооружённого конфликта дети, как и взрослые, могут испытывать на себе тяжесть его последствий.
В соответствии с нормами МГП детям как наиболее уязвимым
должна быть предоставлена дополнительная защита, они
имеют право на гуманное к себе отношение.
Учитель. Закончить наш классный час мне хочется словами М.Горького: « Если ты
хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попро-
буй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – уви-
дишь что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого,
поверь мне…».
Спасибо за внимание.