Тема: «Беслан – наша трагедия» Цель: формирование у учащихся толерантности, сострадания, общероссийской гражданской идентичности, неприятия идей ксенофобии. Задачи: - дать определение понятия «террор», «терроризм»; «террорист». - содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися следующих ценностей: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях; - сформировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем; - воспитывать чувства патриотизма, уважения к Отечеству; -привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности; - напомнить правила безопасности при террористических актах. Форма: беседа. Оборудование: презентация к классному часу, свеча, записанные слова на доске «террор», «терроризм», «террорист», бутылочка воды у каждого из детей на столе. Ход классного часа Звучит песня «Мама, мне так хочется пить» (Слайд 1) (Слайд 2) Сегодня 3 сентября - День Памяти жертв Беслана, жертв терроризма. Поэтому именно сегодня мы с вами будем говорить о трагедии, которая произошла 14 лет назад 1 сентября 2004 года в г. Беслан (Слайд 3). С тех пор в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата есть и будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте – в школе. Невинные дети, самое дорогое, что есть в этом Мире. (Слайд 4) Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвящаем мы наш классный час. (Слайд 5) 1 сентября 2004, около 09 часов 15 минут, в г. Беслане в Северной Осетии, группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент проведения торжественной линейки. (Слайд 6) Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан и органы власти. (Слайд 7) Попытки переговоров результатов не принесли. 3 сентября 2004 г. примерно в 13 часов 05 мин. преступники привели в действие взрывные устройства и начали уничтожать заложников. (Слайд 8) В результате преступных действий террористов погибли 318 человек заложников, в том числе 186 детей и 1 житель города Беслана не из числа заложников, 10 сотрудников ФСБ и 2 сотрудника МЧС . 783 человека получили ранения различной степени тяжести. (Слайд 9) Сентябрь месяц, первое число! Спешит всем школа двери приоткрыть. Вот первоклассники, мечтавшие давно Порог той школы в раз переступить! Они не знали, что их первый шаг, Как первым стал, так может стать последним. Что их захватит в плен проклятый враг, Он словно смерть, он в черный цвет одетый. (Слайд 10) В спортзал загнали школьников они. Охваченные голодом и жаждой, В эту жару держались без воды. Не о еде, о жизни думал каждый! Одних, как щит, приставили к окну. А непокорных просто расстреляли, Живые убирали с глаз слезу. Боевики героями вдруг стали. (Слайд 11) Целых два дня держали в страхе всех, И целый мир обидчиков проклял. И взяв на душу самый тяжкий грех, Зачем? Кому? И что вы доказали? Вас проклинали все, кому не лень, Кто чувствовал и понимал потери! И вот... настал тот полдень, третий день. На вынос трупов они открыли двери! (Слайд 12) Нежданный взрыв, за ним еще другой. И без оглядки дети выбегают. Они бежали к выходу толпой. Ну а по ним безбожники стреляли. Навстречу им родители бегут. А мимо пролетают свистом пули. Они не думают, что ранят их, убьют. Хотят детей своих укрыть от боли. (Слайд 13) Вот кто-то крепко обнимает маму, Кто-то упал, иль ранен, иль убит... Врачи спешат, завязывают раны, Картину эту век нам не забыть.. Стоял отец, а на руках девчонка. И взрывы, крики, шум уже не слышит. Ведь в первый класс он проводил дочурку, Теперь же ее голос не услышит... (Слайд 14) И сотня раненых, и столько же убито. Все испытали шок, все словно бред. Как много горя, боли пережито. Тому проступку оправданья нет. И дрогнул мир. И лава слез, потери... Беда прошлась не только по родне. Она открыла в многих домах двери. Она прошлась почти по всей земле. В один момент праздник превратился в трагедию. Что произошло, как могло получиться, что цветы первоклашек, принесенные учителям, валяются в лужах крови? (Слайд 15) Сентябрь в гости постучался, День знаний наступил. Открыла школа детям двери, А террорист закрыл. Спортзал увешанный взрывчаткой, Обвалы крыши, взрывы, дым... И этот день пожаром ярким Мы, люди, в памяти храним. Оборвались ребячьи жизни И жизни их учителей. О, люди! Вы должны служить Отчизне, А не губить ее детей! Зачем стрелять ребенку в спину? Ведь он еще не начал жить... Вот мать оплакивает сына - Мальчишка взрывом был убит. Ах, сколько жизней оборвали Невинных маленьких детей. Ребята жизни потеряли, А школьники - учителей. Убийца, злобный и жестокий, Собачьей смертью умер ты, (Слайд 16) А жертвам вашего террора Несут и слезы, и цветы. Тебя оплакивать не станут - Ты кровь детей посмел пролить! День знаний в городе Беслане Мы будем в памяти хранить. Мы будем помнить тех детей, Которые погибли в школе: Из слез сольются ручейки, Из ручейков святое море. И это море забурлит, Восстанет, закипит, Утонет в море террорист, Убийца, вор, бандит. А мы не будем забывать День первый сентября, Когда умолкли навсегда Ребячьи голоса. (Слайд 17) Беслан…Одно лишь слово – боль И память горькая струится в души… Забыть? Возможно ли? Уволь! Ты лучше тишину послушай… За что наказаны судьбой? В день светлой радости – погибнуть… Склоняем головы с тобой, Слезам горючим не утихнуть… (Слайд 18) Могильный храм…Здесь триста тел… Их триста тридцать… из Беслана… Неужто это наш удел? Грядет сентябрь… И в сердце – рана. И то, что было там, тогда- Народы мира не забудут!! Долго еще мы будем скорбить о погибших. Скорбят все. Все, кто может назвать себя «ЧЕЛОВЕК». Вечная память детям Беслана, гибель которых стала еще одной страницей в траурной книге последнего тысячелетия! (Слайд 19) День знаний в городе Беслане Мы будем в памяти хранить. Мы будем помнить тех детей, Которые погибли в школе: Из слез сольются ручейки, Из ручейков святое море. И это море забурлит, Восстанет, закипит, Утонет в море террорист, Убийца, вор, бандит. А мы не будем забывать День первый сентября, Когда умолкли навсегда Ребячьи голоса. (Слайд 20) Вечная память их учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу, самым светлым и чистым чувствам общечеловеческой любви! Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей! (Слайд 21) По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан. Вечная память героям! Звучит песня «1 сентября». (Слайд 22) Всем погибшим вечная память! (Объявляется минута молчания )Звук метронома. Слайд 23 Здоровья и мира живым! Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтоб детям снились радостные сны, Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире не было войны! Нам надо научиться жить без ненависти, без гнева, без лжи и лицемерия, без войн. Нам надо научиться слышать друг друга. Нам надо научиться слушать друг друга. Нам надо научиться понимать друг друга. Нам надо научиться дорожить друг другом. И не важно, какого оттенка наша кожа, на каком языке мы разговариваем. Ведь кровь у всех людей – одного цвета... Рефлексия Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. Какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист» (слова заранее написаны на доске, ответы детей ). (Слайд 24) Один российский журналист высказал мнение, что терроризм – это ненависть: человека к человеку, человека к человечеству. Террорист — это враг человечества. В переводе с латыни понятие «террор» обозначает страх и ужас. (Терроризм - применение силы или жестоких насильственных действий против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению определенных политических, религиозных или социальных условий. Террор - жесткое запугивание, насилие. Террорист- Приверженец терроризма . Участник террористических актов.) - Ребята, почему мы должны знать о трагедии в Беслане и не забывать о ней? (ответы детей) Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего. Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось. Не дай Бог увидеть нам то, что пережили дети Беслана 14 лет назад! В целях безопасности я напоминаю вам правила поведения в случае террористического акта. (Показ презентации) Инструктаж по антитеррористической и личной безопасности учащихся. 1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов. 2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары. 3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции. 4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону. 5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников. 6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям. Телефоны: Пожарная служба – 01 Милиция – 02 Скорая помощь – 03 |