Тема классного часа: Безопасность дорожного движения.
Оборудование: игровой комплект «Азбука дорожного движения», плакаты «Дорожные знаки», макет светофора, иллюстрации с изображением дорожных знаков, карточки с заданиями, конверты с разрезанными дорожными знаками, аудиозаписи детских песен, кружки из цветного картона, круги с изображением цветов светофора.
Цели:
Обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения.
Привить навыки осторожного поведения на дороге.
Воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих
Профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.
Задачи:
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок на транспортной площадке. Мы будем изучать азбуку юного пешехода. Тема нашего занятия – «Дорожная азбука».
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. С каждым годом их становится всё больше и больше. Растут города, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители должны быть особенно внимательны и осторожны.
Одно из основных условий безопасности движения - знание и чёткое выполнение правил дорожного движения – закона улиц и дорог. Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу.
Наш классный час «Правила дорожные знать каждому положено» пройдёт в форме игры. Разрешите представить наши команды. Команда «Светофорик» первый ряд, «Дорожные знаки» второй ряд и команда «Зебра» третий ряд. Я желаю вам успехов.
Актуализация знаний
Учитель: Поднимите руки, кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?
(Ответы детей)
Учитель: С кем вы идёте в школу?
(Ответы детей)
Учитель: Кто вам помогает переходить улицу?
(Ответы детей)
Учитель: Для чего необходимо знать правила дорожного движения?
(Ответы детей)
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем еще несколько важных правил, соблюдение которых помогает пешеходам и пассажирам не испытывать неудобств и опасностей в пути. А расскажет нам о них необычный гость, который сегодня к нам пришёл на урок. Чтобы встретиться с ним, вы должны сначала отгадать загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Дети: Светофор.
Беседа «Основные сигналы светофора»
Учитель. Как вы думаете, зачем нужен светофор?
(Ответы детей)
Учитель. Ребята, кто из вас знает, что означают сигналы светофора?
(ответы учащихся)
1-й ученик
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
2-й ученик
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
3-й ученик
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Светофор. Сейчас мы поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый». Я буду показывать сигналы карточками. Если загорится красный свет - погрозим друг другу пальцем, если желтый - остановимся и замрем, а если зеленый - зашагаем на месте.
1. За каждый правильный ответ команда получает зелёный кружок .
2. Если команда не сможет ответить, то слово предоставляется другой команде.
3. За дополнительные ответы – жёлтый кружок.
4. За нарушение порядка во время игры – красный кружок.
5.Та команда, которая наберёт больше зелёных и жёлтых кружков, победит.
Внимание! Глядит в упор
На вас трехглазый светофор.
Зеленый, желтый, красный глаз-
Он каждому дает указ!
Учитель. На дороге регулировать или управлять движением может регулировщик, инспектор ДПС – дорожно-патрульной службы. Он регулирует движение – указывает, кому стоять, а кому ехать. Он ведёт важный разговор сразу со всеми машинами и со всеми пешеходами. Чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык регулировщика..
Учитель:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она азбука над головой,
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Физминутка «Дорожные знаки»
Учитель показывает знаки, а ребята выполняют различные действия в зависимости от того, какой знак показан.
“Пешеходный переход” (шагают на месте),
“Движение пешеходов запрещено” (стоят на месте),
“Дорожные работы” (имитация – копают землю),
“Скользкая дорога” (качаются с ноги на ногу),
“Велосипедная дорожка” (имитация – едут на велосипеде).
Дорожные знаки
Учитель: На улицах мы часто видим различные дорожные знаки. Это самые хорошие и надёжные друзья водителей и пешеходов.
Для чего они нужны?
О чём говорят дорожные знаки водителям, пешеходам, велосипедистам?
(ответы детей)
Учитель: Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай знак».
Выходят ребята, они загадывает загадки про дорожные знаки, учащиеся отгадывают и показывают на плакате соответствующий знак.
1-й ученик
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно!
Знают люди все на свете
В этом месте ходят …. (дети.)
(Знак “Дети”)
2-й ученик
Очень этот знак серьезен —
Будь здесь очень осторожен.
Говорит знак очень строго:
Здесь железная дорога.
Часто ездят поезда —
Не играй здесь никогда!
(Знак «Железнодорожный переезд»)
3-й ученик
Видно строить будут дом –
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
(Знак «Въезд запрещён»)
4-й ученик
Едет мальчик Федя
На велосипеде…
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих.
Назовите мне тот знак,
Что не видит он никак.
(Знак «Движение на велосипедах запрещено»)
5-й ученик
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он,
В этом месте … (телефон).
(Знак «Телефон»)
6-й ученик
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый:
На ту сторону ведет
Пешеходный … (переход).
(Знак “Пешеходный переход”)
Учитель. Ребята, как надо переходить улицу там, где нет светофора?
(ответы детей)
Учитель. Переходить дорогу нужно только по пешеходным переходам. Самые безопасные – подземный и наземный.
Учитель: Если светофора на пешеходном переходе нет, дождись, когда машины остановятся, чтобы пропустить тебя. Посмотри налево, затем направо, ещё раз налево, если машин нет, начинай переход. При переходе смотри по сторонам, не останавливайся и будь внимателен. Если дорога свободна, закончи переход.
- «Дорожная ситуация»
-Инспекторам дорожного движения приходится выезжать на ДТП и разбираться в сложившейся ситуации. Вот и вам придется грамотно принять решение. Задача команды — в течение З минут разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение. (Командам раздаются конверты с заданием.)
Ситуация 1
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Ответ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.
Ситуация 2
Из автобуса вышли шесть человек, трое из них, пока автобус стоял на остановке, перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили правильно?
Ответ: Один. Правильно подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.
Ситуация 3
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги, двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
-“Знатоки дорожных знаков”
Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанный дорожный знак. Команды должны составить дорожный знак и назвать его. Побеждает та команда, которая соберёт знак быстрее.
Подведение итогов игры
Награждение команд дипломами.
Итог классного часа
Учитель: Молодцы! С заданиями вы справились, а вот как усвоили правила дорожного движения, я хочу проверить. Мы поиграем в игру, которая называется «Запрещается-разрешается». Я буду читать стихотворения, а вы хором в нужный момент вставлять слова «разрешается» или «запрещается». Правила понятны? Тогда начали!
Учитель читает стихотворение В. Семернина «Запрещается – разрешается».
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу (запрещается),
Быть примером пешеходу (разрешается).
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно, (запрещается),
Уступить старушке место (разрешается).
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете (запрещается),
При зеленом – даже детям (разрешается).
Ведь не зря на светофоре
Загораются огни:
Красный, желтый и зеленый.
Нам хотят помочь они.
Чтобы жить, не зная огорчения,
Чтобы бегать, прыгать и играть,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду выполнять.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, что вам было интересно, а главное - полезно! Вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и никогда не станете участником ДТП! Безопасной вам дороги!
Рефлексия
Учитель: Выберите один из трёх глазков светофора и покажите своё настроение и то, как вы сегодня усвоили ПДД. Если на занятии вам было интересно, и вы узнали для себя что-то полезное – покажите зеленый кружок, если на занятии было скучно и вы не узнали ничего нового – покажите красный кружок, ну, а если, вы не можете ответить прямо – покажите желтый кружок.
Учитель: Правил на свете дорожных немало
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения!
Горбасенко Надежда Григорьевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Ситника Григория Степановича муниципального образования Тимашевский район
станица Новокорсунская
Название работы «Безопасность дорожного движения»
Номинация «Методическая разработка образовательного мероприятия»
Цели и задачи методической разработки:
Обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения.
Привить навыки осторожного поведения на дороге.
Воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих
Профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Целевая аудитория 4 класс