ПРАВО- И ЛЕВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ
ПРАВО- И ЛЕВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ - порядок движения на дорогах. До сих пор в мире нет единообразия по какой стороне ездить. В большинстве стран мира принято правосторонне движения. Левоcтороннее движение имеетcя в Великобритании, Авcтралии, Индии, Ирландии, Японии, Малайзии, Мальте, Непале, Новой Зеландии, Йемене, Гонконге, Пакиcтане, Сингапуре, Сан-Томе и Принcипи, Шри-Ланка, Таиланде, ЮАР.
Великоританию cчитают главной "виновницей" "левизны", которая за тем повлияла на многие cтраны мира. По одной версии, такой же порядок на cвоих дорогах она привнеcла из морcких правил, т.е на море вcтречное cудно пропуcкало другое, которое приближалоcь cправа. Извеcтна и еще такая иcторичеcкая деталь, в 1756 г. английcкий Парламент принял биль, cоглаcно которому движение по вcемирно извеcтному Лондонcкому моcту у Тауэра должно было быть по левой cтороне. За нарушение этого правила предуcматривалcя внушительный штраф - фунт cеребра. А через 20 лет в Англии был издан иcторичеcкий "Дорожный акт", который вводил на вcех дорогах cтраны левоcтороннее движение. Такое же левоcтороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линией Манчеcтер-Ливерпуль движение было левоcторонним. Влияние Великобритании cказалоcь на порядок движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индии, Пакистане, Авcтралии, было принято левоcтороннее движение транcпортных cредcтв. В 1859 г. поcол королевы Виктории cэр Р. Алкок убедил влаcти Токио также принять левоcтороннее движение.
Другая верcия объяcняет введение левоcтороннего движения в Англии заботой о пешеходах, которые, как извеcтно, идут cправа по тротуару или обочине дороги, от ударов кунта или плетью, которые обычно держат в правой руке. Поcле того, как переcтали ездить по дорогам c оружием и подозревать в каждом врага - на дорогах cтихийно cтало cкладыватьcя правоcтороннее движение, что было главным образом cвязано c физиологией человека, cущеcтвенной разницей по cиле и ловкоcти разных рук в приемах управления тяжелыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши.
При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, т.е. самой сильной рукой возжи придерживая лошадей. Вероятно именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.
Правоcтороннее движение чаcто cвязывают c Францией, с ее влиянием на многие другие cтраны. Во времена Великой Французcкой революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предпиcывалоcь двигатьcя по "проcтонародной" правой cтороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держатьcя правой cтороны. Дальше такой порядок движения, как это не cтранно, был cвязан c большой политикой в начале XIX cтолетия. Те, кто поддерживал Наполеона - Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания. С другой cтороны, те, кто противоcтоял наполеоновcкой армии: Британия, Авcтро-Венгрия, Португалия оказалиcь "левыми". Влияния Франции было так велико, повлияло на многие cтраны Европы и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии в Португалии, Швеции и некоторых других cтранах движение оcталоcь левоcторонним. В Авcтрии cложилоcь вообще любопытное положение. В чаcти провинций движение было левоcторонним, а по другим правоcторонним. И лишь поcле аншлюcа в 30-х года c Германией, вcя cтрана перешла на правоcтороннее.
В начале левоcтороннее движение было и в США. Но, наверное cвободолюбие американцев выразилоcь в отличие от англичан поcтупить наоборот. Считается, что "убедил" американцев перейти на правоcтороннее движение француз-генерал Мари Жозеф Лафает, который внеc значительный вклад в борьбу за незавиcимоcть от британcкой короны. В то же время, Канада вплоть до 20-х годов нынешнего cтолетия cохраняла левоcтороннее движение.
В Роccии еще в cредние времена правило правоcтороннего движения cложилоcь cтихийно и cоблюдалоcь, как еcтеcтвенное поведение человека.
Датcкий поcланник при Петре I Юcт Юль в 1709 г. пиcал, что "в Роccии повcюду в обычае, чтобы повозки и cани, вcтречаяcь друг c другом, разъезжалиcь, держаcь првой cтороны".
Когда транcпорта на дорогах было чрезвычайно мало, конечно и он перемещалcя c невыcокой cкороcтью не cтояла так актуальным по какой cтороне дороги ехать, дороги были узкими, а разъехатьcя можно было уcтупая дорогу более cильному, богатому или более знатному экипажу.
В 20-м веке все большая интеграция стран Европы была одной из объективных причин, толкающий страны к идентификации одного из основных положений Правил -право или левостороннего движения транспортных средств. Это стало тем более очевидным, что большинство стран Европы практически перешли на правосторонне движение. В Австрии уже спустя месяц после аншлюса с Германией транспорт следовал по правой стороне дороги. В конце 30-х годов на правостороннее движение перешла Венгрия и Чехословакия.
После 2-й мировой войны лишь в Великобритании, Ирландии, Исландии и Швеции существовало левостороннее движение. В 1967 г. Швеция после нескольких лет подготовки решительно сделало шаг "вправо", присоединившись к общеевропейскому правилу правостороннего движения.
Последней европейской страной на правостороннее движение перешла 26 мая 1968 г. Исландия.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ
Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски присутствуют также у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону. Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится.
Пешеходу
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Пожалуй, правилам дорожного движения нас учат еще с детства, а когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на противоположную сторону. Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы раза в два меньше. Также не желательно переходить улицу в неположенном месте, даже если вы очень спешите.
Отдельным пунктом пешеходов, как и водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться по возможности желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что если вдруг появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно. Также желательно носить обувь на рифленой подошве, а дамам – без каблуков. Если нет такой обуви, можно наклеить на подошвы обычной несколько кусочков пластыря. Эта лишняя предосторожность, возможно, спасет вам жизнь.
Таким образом, соблюдение этих простых правил поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Наша жизнь и так слишком коротка, чтобы большую ее часть провести в инвалидном кресле или за решеткой. Подумайте об этом и лучше лишний раз оглядитесь по сторонам или оставьте свою машину и возьмите такси, если вы в нетрезвом виде.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕШЕХОДА
Современные города уже мало соответствуют естественным возможностям человека и из-за их размеров стало неэффективно передвигаться пешком. Каждый микрорайон, однако, всегда имеет почти все необходимое для удовлетворения повседневных нужд. В пределах своего квартала лучше не перегружать уличное движение и передвигаться пешком, даже если у вас есть автомобиль.
Вот несколько известных правил поведения пешеходов, которыми, к сожалению, многие пренебрегают:
переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;
передвигаться по тротуарам;
пользоваться подземным переходом, если он есть;
не ходить рядом с проезжей частью;
не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;
уступать дорогу родителям с детскими колясками;
не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.
Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ!
Пешеходный переход или «зебра» считается самым безопасным участком на дороге для пешехода. Но, к сожалению, в нашей стране это абсолютно не совпадает с реальностью. Именно здесь часто случаются ДТП, наезды на пешеходов и нелепы столкновения. А все из-за того, что пешеходы и водители никак не могут достигнуть взаимопонимания. Чтобы неприятных ситуаций на этом участке доге было меньше, и пешеходы и водители должны следовать следующим правилам.
Пешеход должен:
Осознать, что «зебра» не гарантирует полной безопасности. Конечно, можно считая наоборот, перебегать дорогу. Вы, конечно, будете правы, но рискуете стать покалеченными или еще того хуже. Согласитесь, быть правым инвалидом, это не лучший вариант?
Подходя к дороге, смотреть на приближающийся автомобиль, показывая своё намерение выйти на «зебру».
Только убедившись в том, что водитель вас увидел и начал тормозить, и он от вас на достаточном расстоянии, пешеход можете начинать переходить дорогу.
Быть внимательным: то, что водитель начал останавливаться, не гарантирует, что он на вас не наедет. Дорога может быть скользкой, резина на колёсах «лысой», тормоза плохими. Лучше дождаться, пока автомобиль не остановится полностью.
Всегда предполагать, что по второй полосе вполне может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может вас не видеть.
По переходу идти обычным шагом. Не стоит перебегать, но и «ползти» не надо.
В некоторых ситуациях не лишним будет кивнуть головой пропустившему водителю в знак благодарности.
В Правилах дорожного движения сказано: «Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».
Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.
В Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)
По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.
Рассмотрим общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.
При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь - нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.
При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.
Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.
Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. Повторим, что проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках.
Перекресток - это место, на котором пересекаются две или более дорог. Если дороги сходятся с трех сторон, то перекресток называется трехсторонним. Если дороги сходятся с четырех сторон, то перекресток называется четырехсторонним. Есть перекрестки, где сходится больше четырех дорог. Такие перекрестки образуют площадь.
Вы узнали, что:
Пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл.
Общие обязанности пешеходов определены в Правилах дорожного движения.
Пешеходы должны двигаться при отсутствии тротуара по обочинам.
Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Дорога и её составные части

Когда-то в старину привычных для нас дорог не было. От одного поселения до другого люди передвигались по лесным и полевым тропам. Но постепенно дорог становилось всё больше и они принимали всё более ухоженный вид. Римляне в Европе, инки в Америке мостили дороги камнем и щебнем, укладывали твёрдое покрытие.
Начали благоустраиваться и дороги в городах. В русских городах для их строительства использовали дерево, в европейских — булыжники и щебень.
Постепенно дороги стали такими, какими мы привыкли их видеть.
Итак, дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.
Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.
Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.
Зато для пешеходов предназначается тротуар. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает «дорога для пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.
Тротуары немного приподняты над проезжей частью дороги. Делается это для того, чтобы любой пешеход мог чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром. Обозначают эту границу специальными камнями, которые образуют поребрик. На тех улицах, где особенно много пешеходов и машин, тротуары от проезжей части отделяются не поребриком, а металлическими ограждениями.
Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам.
Какие бывают дороги
Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин?
Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.
На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.
Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части.
Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.
В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.
В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.
СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.(Рис. 37) В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые (Рис. 38), в виде стрелки (стрелок)(Рис. 39), силуэта пешехода или велосипеда (Рис. 40) и Х-образные.(Рис. 41) Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.      Выбор красного сигнала в качестве запрещающего не случаен. Лучи красного цвета лучше всего распространяются в атмосфере. В дождливую и туманную погоду, а также в темное время суток они видны на значительном расстоянии. Желтый сигнал виден хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала. Разрешающий сигнал сделали зеленым, чтобы его можно было легко отличить от других сигналов. 6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения: - Зеленый сигнал разрешает движение; При зеленом сигнале светофоров разрешено движение в любых направлениях, если знаками и разметкой не наложены дополнительные ограничения (рис. 42). При движении по.дороге, имеющей более одной полосы в одном направлении, необходимо учитывать так называемое «правило рядности (п. 8.5 Правил).
 - Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);(рис. 43)  Зеленый мигающий сигнал, как и зеленый непрерывно горящий сигнал, разрешает движение. Пр. принятии решения о прекращении или продолжении движения следует принимать во внимание, что о начала мигания до включения желтого сигнала обычно проходит 3-4 с, а также расстояние, которое преодолевает ваше транспортное средство за 1 с. Для приблизительной оценки этого расстояния разделите скорость движения в данный момент (км/ч) на десять и умножьте на три. Если вы не уверены, что сможете въехать на перекресток при разрешающем сигнале, тогда плави снижайте скорость и останавливайтесь. - Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;(рис. 44)  Желтый сигнал, включенный после красного, всегда запрещает движение. Если же желтый, сигнал включен после зеленого, то в исключителных случаях, когда для прекращения движения необходимо прибегать к экстренному торможению Правила (п. 6.14) разрешают продолжить движение. - Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;(рис. 45)  - Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение, (ст.12.12 КоАП)(рис. 46)  - Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.(рис. 47)  6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. В этом пункте Правил речь идет о двух видах транспортных светофоров. Первый — светофоры направлений. У них на всех трех линзах основных сигналов нанесены стрелки (рис. 48). Светофоры направлений регулируют движение по каждой полосе, над которой они расположены, облегчая ориентировку водителей. Их сигналы аналогичны сигналам обычного светофора. Второй вид светофоров — это светофоры с дополнительными секциями (рис. 49). Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции, разрешено только при ее включении. Однако, если зеленая стрелка в дополнительной секции включена одновременно с красным сигналом основной секции светофора, то следует уступить дорогу транспорту, движущемуся с других направлений (п. 13.5 Правил).
  6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. Такая черная контурная стрелка используется для исключения ошибочного поворота или разворота в темное время суток, когда выключенная дополнительная секция может быть не видна водителю. 6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета. 6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом. 6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образ- реверсивным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. «Реверс» в переводе с латинского — обратный. Для увеличения пропускной способности дорог на проезжей части может выделяться полоса или несколько полос, направление движения по которым меняют в зависимости от интенсивности транспортного потока. Такие полосы называют реверсивными, выделяют двойной прерывистой линией разметки 1.9 и над каждой из них устанавливают реверсивный светофор. Движение запрещено только по той полосе, над которой расположен реверсивный светофор с включенным красным Х-образным сигналом (рис. 50).  Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.(рис. 51)  Использование этого сигнала позволяет ускорить освобождение реверсивной полосы и сокращает время, необходимое для изменения направления движения транспорта. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен. (рис. 52)  6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний —прямо (рис. 53), правый — направо (рис. 54 и 55). Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.   \ Сигналы данного светофора адресованы только водителям трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по специально выделенной для них полосе. Однако остальным водителям также необходимо учитывать эти сигналы, поскольку при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом трамваи имеют преимущество (пп. 13.6 и 13.11 Правил). То есть если такой светофор разрешает движение трамваю в необходимом направлении в равной с безрельсовым транспортом ситуации, то водитель безрельсового транспорта обязан уступить дорогу, а если запрещает (рис. 56), то безрельсовый транспорт имеет преимущество в движении.  6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. Белый, медленно мигающий сигнал светофора, установленного перед железнодорожным переездом, равен по значению зеленому сигналу обыкновенного светофора (рис. 57).  При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины). В такой ситуации внимательно оцените обстановку с обеих сторон переезда. Учитывайте, что на ряде железных дорог установлено левостороннее движение поездов. Не попадите в «ножницы». Порядок проезда железнодорожных переездов изложен в 15 разделе Правил. 6.10.Сигналы регулировщика имеют следующие значения:(ст.12.12КоАП) Руки вытянуты в стороны или опущены: - со стороны левого и правого бока раз разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; - со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.(рис. 58)  Правая рука вытянута вперед: - со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; - со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; - со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.(рис. 59)  При изучении рассмотренных выше сигналов регулировщика обратите внимание на некоторые аспекты, облегчающие запоминание: 1. Из четырех возможных сторон движения с двух — регулировщик движение запрещает, с двух- разрешает. 2. Регулировщик вытянутыми руками указывает на те две стороны перекрестка, откуда движение разрешено. 3. Движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика — аналогично красному сигналу светофора. 4. Трамваи движутся «из рукава в рукав» регулировщика. 5. Безрельсовый транспорт всегда повторяет путь трамвая («из рукава в рукав» регулировщика), а также, если есть возможность, движется правее (за исключением разворота). Рука поднята вверх: - движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил. (рис. 60)  Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). 6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте. Получив указание об остановке, включите указатель поворота, убедитесь в безопасности маневра и плавно направьте автомобиль к тротуару, обочине или к тому месту, куда указал регулировщик. Водитель должен выполнять распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки (п. 6.15 Правил). Поэтому, выполняя полученное указание, не бойтесь «нарушить» Правила и, пересекая сплошную линию разметки, въехать, например, на «островок безопасности» или остановиться в зоне действия знвка 3.27 «Остановка запрещена» (рис. 61). Если дорожная обстановка не позволила вам остановиться рядом с регулировщиком, тогда включайте передачу заднего хода и, убедившись в безопасности движения, сдайте назад. Вы имеете право, не выходя из автомобиля, дождаться регулировщика. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен представиться, приложить руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. Вы имеете право общаться с инспектором, не выходя из автомобиля. Однако, чтобы было удобнее разговаривать, можете по собственной инициативе выйти ему навстречу. Если вы остаетесь в автомобиле, то сотрудник ДПС ГИБДД имеет право предложить вам выйти машины в следующих случаях: • для устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузом • когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;] • для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; • для проведения досмотра транспортного средства и осмотра груза; • когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления; • в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо! в оказании помощи другим участникам движения. 6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. 6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (рис. 62) (знаком 6.16), а при ее отсутствии: - на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;(рис. 63) - перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;(рис. 64) - в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.(рис. 65)
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. 6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.(рис. 66) В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора. 6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд. |

Классный час на тему
«Правила дорожного движения»
Ц е л и и з а д а ч и: закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
О б о р у д о в а н и е: дорожные знаки; светофор; плакаты «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните», «Помни, правила ГАИ – это правила твои».
Учитель У любого перекрестка
Вас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
Светофор (показывает знаки).
Свет зеленый – проходи,
Желтый – лучше подожди.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Стой! Пускай пройдет трамвай,
Наберись терпения,
Соблюдай и уважай правила движения.
Светофор (говорит голосом робота). Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложны. Давайте вспомним о них.
Внимательный мальчик.
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить вам не мешало,
Но основное правило движения
Знать, как таблицу, должны умножения.
На мостовой не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Объяснить надо просто,
Будь ты млад или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар.
Непослушная девочка. Вот еще заморочка! Что такое мостовая? Что такое тротуар? Где мне можно ходить, где нельзя? НИ-ЧЕ-ГО НЕ ПО-НИ-МАЮ!
Светофор. Улица делится на две части: проезжая часть называется мостовой, по ней движутся машины; пешеходная часть называется тротуаром – по нему движутся люди. Ни в коем случае нельзя играть на мостовой.
Внимательный мальчик. Ты знаешь, что значит ПУД?
Непослушная девочка. Знаю! Очень просто! ПУД – это 16 килограммов. Мы это проходили.
Светофор. Слышала звон, да не знаешь, где он! На нашем языке ПУД – это правила уличного движения.
Непослушная девочка. Поняла! Движения! Правила! Уличного!
Учитель (обращается к ней). А ну-ка, поведай нам о ПУД. Что ты знаешь о тротуаре?
Непослушная девочка. Тротуар – это для нас, пешеходов. Куда хочу – туда иду! Никто меня на тротуаре не задавит!
Внимательный мальчик! Ну уж нет! ПУД – один для всех.
На тротуаре все люди должны
Правой держаться всегда стороны.
Даже за городом, там, где дорога,
Правилам должен ты следовать строго.
Если шоссе попадется в пути,
Левой обочиной надо идти:
Транспорт, который поедет навстречу,
Вовремя будет тобою замечен!
Светофор. Пешеход должен ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны!
Непослушная девочка. А если тротуара нет?
Светофор. Тогда по обочине или по пешеходной дорожке надо ходить, придерживаясь правой стороны, навстречу движущемуся транспорту (показывает плакаты).
Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку,
Через дорогу полоски идут,
А за собой пешехода ведут.
Нет светофора? Для пешеходов есть и подземные переходы!
Без промедленья машины снуют,
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись – под колеса не лезь,
Здесь переходы подземные есть!
Непослушная девочка. А если нет светофоров, ни пешеходных, ни подземных переходов? Что же делать?
Светофор. Ну-ка, вспомни правила – посмотри налево...
Непослушная девочка. А! Вспомнила: посмотри налево – нет ли милиционера? Посмотри направо – нет ли милиционера, и беги быстро-быстро через дорогу!
Светофор. Неверно. Если тебе дороги жизнь и здоровье, то воспользуйся ПУД.
Посмотри налево: если приближается транспорт, пропусти его и только после этого начинай переход.
Дойди до середины дороги, остановись и посмотри направо, если машины нет, можешь закончить переход (показывают плакаты и сами переходят так, как положено).
Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом!
Непослушная девочка. А, понятно! Теперь-то я знаю правила уличного движения!
Выходят Автобус и Трамвай.
Внимательный мальчик.
Правила движения каждый должен знать,
И без промедления их нужно выполнять!
Парад дорожных знаков.
Светофор. Дорожные знаки, о них не забудь,
Расскажут они, безопасен ли путь.
Знак «Велосипед! Движение запрещено».
Ездят здесь одни машины,
Всюду их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – СТОП! Дороги – НЕТ!
Знак «О подземном переходе».
Эй, смелей иди вперед!
Трусишь ты напрасно.
Знай, подземный переход
Самый безопасный!
Знак «Подача звуковых сигналов запрещена».
ТИХО! Слушайте, друзья,
Здесь сигнал давать нельзя!
Знак «Осторожно, дети».
Я ребятам добрый друг,
Я их охраняю:
«Школа рядом» – всех вокруг
Я предупреждаю!
Знак «Пешеходы».
Пешеход! Решил дорогу безопасно перейти –
В этом я тебе подмога, поспеши меня найти!
Все. ПОМНИ! На дорогах трудностей так много!
ПОМНИ! На дорогах тысячи машин!
ПОМНИ! Перекрестков много на дорогах!
ПОМНИ! Эти правила учи!
Викторина.
Учитель задает ученикам викторины в о п р о с ы:
1. Как называется знак, на котором изображены бегущие дети?
2. Дает ли знак «Дети» какое-либо преимущество перед идущим транспортом?
3. Как поступите вы, увидев, что малыш готов броситься на мостовую за выкатившимся туда мячом?
4. Что означают сигналы светофора с изображенными на них человечками?
5. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
6. Как должны переходить улицу пешеходы на перекрестках, где движение транспорта не регулируется светофором?
7. Чтобы перейти загородную дорогу, часто бывает нужно обойти остановившийся на остановке автобус. Как безопаснее обойти его?
8. Для чего вдоль улицы или дороги наносится линия продольной разметки (осевая линия)?
9. О какой опасности предупреждает водителей и пешеходов дорожный знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?
10. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?
11. Почему опасно переходить улицу наискосок?
12. Чем опасны и для водителя, и для пешехода кусты и деревья вдоль улицы или на обочине дороги?
О т в е т ы:
1. «Дети».
2. Нет, не дает. Знак предупреждает водителей о том, что у школы или у детского сада, где он поставлен, неожиданно на проезжей части могут появиться дети.
3. Надо остановить малыша, не пустить его на проезжую часть улицы.
4. Зажегся свет с красным человечком, значит, стой, с зеленым – иди.
5. Только на перекрестках, по пешеходным переходам, в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
6. Пешеходы должны сначала пропустить транспорт, а затем, убедившись в безопасности перехода, начать движение, строго соблюдая правила перехода.
7. Стоящий автобус ни сзади, ни спереди обходить для перехода проезжей части улицы или дороги нельзя. Надо дождаться, когда он отойдет от остановки, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны.
8. Осевая линия делит улицу или дорогу на две части, на две полосы движения: по одной стороне машины идут в одном направлении, а по другой – в обратном.
9. Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума» предупреждает, что этот переезд не оборудован шлагбаумом, сигнализацией, не охраняется дежурным. Водителям и пешеходам здесь надо быть особенно внимательными и осторожными.
10. Движение пешеходов разрешается, если регулировщик обращен к нам боком, руки вытянуты в сторону или опущены.
11. Когда пешеход идет наискосок, он не видит машины со спины. Кроме того, путь пешехода становится длиннее.
12. Опасность заключается в том, что они мешают хорошему обзору улицы или дороги. Пешеходу из-за них не видно движущегося транспорта, а выход его на проезжую часть оказывается неожиданным для водителя.
Светофор. А теперь давайте поиграем.
Игра «Воробышки и кот».
Дети изображают воробышков. Один из учеников – кот (он сидит на стуле). Кот поочередно называет цвета светофора. По команде «Зеленый!» воробышки летают (бегают по сцене). По команде «Красный!» они замирают, а по команде «Желтый!» прыгают на месте. Невнимательные становятся добычей кота (выбывают из игры). Оставшиеся в конце игры участники получают зеленые кружки. Игру проводит Светофор.
Заканчивается праздник песней, которую пела команда в начале праздника
Подведение итогов.
Цель правил всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.