Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
Классный час «Безвредного табака не бывает»
Подготовила классный руководитель 7а класса
Лебедева Светлана Фёдоровна
2011-2012 учебный год
Цель:
1.Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.
2.Расширение знаний о вреде курения.
Форма: беседа с элементами тренинга.
Эпиграф классного часа:
Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак.
Анкета (проводится перед классным часом), результат оформляется на доске.
Примерные вопросы анкеты:
1. Пробовали ли вы курить?
2. Если "да", то в каком возрасте?
3. Первую сигарету выкурили:
а) один;
б) с другом;
в) в компании.
4. Курю для того, чтобы:
а) считать себя взрослым;
б) за компанию;
в) ради интереса.
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают;
б) убеждают бросить;
в) безразличны.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.
Для создания эмоциональной, убедительной атмосферы разговора об опасности курения для здоровья человека, особенно для растущего организма, учитель обращается к фактам, которые оформлены на листе ватмана:
из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом - тяжелым заболевание кровеносных сосудов;
если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
2. Ученик об истории появления табака.
Табак родом из Америки ,Первыми европейцами попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.
В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли сушеные листья растения петум. Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492., называли траву для курения сигаро. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти , многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.
В Англии, в эпоху Елизаветы !, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
В России, во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй- обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 году, причиной которого,как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии.
3. Чтение и обсуждение отрывка из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
«После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- Да это совсем легко!
Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
-И я тоже,- подхватил Джо.-Плевое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Несмотря на их усилия., им заливало горло. И каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели. И вид у них был очень жалкий.»
Учитель объясняет, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.
4. Сказка о вреде курения. ( В сокращении)
Рассказчик: Решил мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку: "Я – медведь их нашел. С того все и началось ".
Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать, обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.
Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы все лето.
Как ты бедный похудел,
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь (истощенно): Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добро): Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу надо б обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивленно): Слушай Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь: Да хвораю.
Волк: Что с тобой?
Медведь: Силы нету той.
Нездоровится мне что-то
Лезет шерсть, в костях ломота
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спиться.
Душит кашель по утрам
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Пропадаю ...
Волк : Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет,
Да, так да, а нет, так нет.
Медведь: Завтра я к нему пойду.
Волк: А найдешь его?
Медведь: Найду.
Рассказчик: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову задрал кверху:
Медведь: Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел: Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь: Видно нет.
Нездоровится мне что-то
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться;
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь...
Дятел: Верно, куришь или пьешь?
Медведь: Да, курю, откуда знаешь?
Дятел: Больно дымом ты воняешь.
Ну-ка сядь под этот сук,
Дай-ка спину тук, тук, тук!
Да-с. Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть.
Ты больной, хоть и медведь.
Ну с ... мне все как будто ясно.
Медведь: Не смертельно ли опасно?
Дятел: Накопилась в легких копоть-
От курения вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье, навсегда!
Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел: Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
5. Предлагается детям подумать над вопросом: « Почему подростки начинают курить?»
Возможны такие ответы:
-из любопытства;
-за компанию;
-стремление показать себя крутым и взрослым;
-слабая воля;
- нечем занять досуг;
-непонимание опасности курения;
-покурю и смогу бросить;
- не занимаюсь спортом;
- влияние рекламы, кино, телевидения;
- наличие карманных денег и т. д.
6. Парный тренинг « Убеди друга».
Одному из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком.
Затем еще 2 пары участников участвуют в тренинге.
7. В заключение классного часа учащимся предлагается сформулировать главные выводы изученной темы в виде памятки « Мои аргументы против курения».
Мои аргументы против курения:
1.Курение разрушает организм.
2. Курение приводит к неизлечимым болезням.
3.Курение снижает физическую активность.
4.Курение портит цвет кожи.
5.Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Я выбираю жизнь!