
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Казанский национальный исследовательский технологический университет
«Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии»
Методическая разработка
Классного часа на тему:
«Безопасность в сети Интернет»
Разработал:
Воспитатель ЛИ ФГБОУ ВО Алдарова Р.А.
2017
Классный час на тему: «Безопасность в сети Интернет»
Аннотация
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Поэтому эффективное обеспечение безопасности детей при работе в сети Интернет является задачей, которую могут и должны решать вместе школа и семья, причем школа инициирует и организует это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников
Классный час посвящен проблеме безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о проблеме интернет - зависимости, о правилах поведения в социальных сетях.
Цели:
- обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет; - повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети; - формировать общепринятые нормы поведения в сети.
Задачи:
Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.
Выработать правила безопасного поведения в сети.
Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
Классный час проведён с учащимися 7-9 классов
Содержание
Введение
Вводное слово воспитателя
Основная часть Безусловные преимущества использования Интернет
Интернет-угрозы.
Способы защиты от Интернет-угроз
Интернет-зависимость
Тест «Страдаете ли вы интернет- зависимостью?»
Заключительная часть. Рефлексия.
Приложения.
1. Свод правил безопасного интернета.
2. Памятка по безопасному поведению в интернете
В наши дни интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое. Безусловно Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее. Дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами большие возможности! Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за считанные секунды. ИНТЕРНЕТ – ВЕЛИКОЕ ЧУДО, ОТКРЫВАЮЩЕЕ ПЕРЕД НАМИ ВСЁ БОЛЬШИЕ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Вместе с тем Интернет таит в себе опасности — о них необходимо знать, чтобы избегать их. В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение (далее — вирусы), поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и почтовых сервисах.
Вирусы.
Вирусы могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.
Рекомендации:
Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными базами вирусных сигнатур.
Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.
Внимательно проверять доменное имя сайта (например, www.yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).
Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.
Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.
Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.
Мошеннические письма.
Злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы — например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги. В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров — так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.
Рекомендации:
Внимательно изучить информацию из письма. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое.
Игнорировать такие письма.
Получение доступа к аккаунтам в социальных сетях и других сервисах.
Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.
Мошенники могут получить доступ к учётной записи жертвы следующими способами:
Заставить жертву ввести свои данные на поддельном сайте.
Подобрать пароль жертвы, если он не является сложным.
Восстановить пароль жертвы с использованием “секретного вопроса” или введенного ящика электронной почты.
Перехватить пароль жертвы при передаче по незащищенным каналам связи.
Как правило, для кражи данных об аккаунтах используются фишинговые сайты.
Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс известных ресурсов, а жертвы вводят на них свои логины и пароли, не понимая, что сайты поддельные.
Рекомендации:
Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).
Никому не сообщать свой пароль.
Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.
Не передавать учетные данные — логины и пароли — по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные wi-fi сети).
Внимательно проверять доменные имена сайтов, на которых вводятся учетные данные
Безопасность платежей в интернете.
В 2013 году ущерб от карточного мошенничества в России составил 4,6 млрд рублей (данные FICO), за год этот показатель вырос на треть. Это четвертое место по объему карточного мошенничества среди стран Европы (после Великобритании, Франции и Германии). При этом большая часть мошеннических операций в интернете оказывается успешными по тем же причинам, что и в реальной жизни, – из-за таких людских качеств, как невнимательность, неосведомленность, наивность, беспечность.
В этом блоке мы постараемся выделить основные типы платежного мошенничества, с которыми сегодня сталкиваются пользователи Рунета, и постараемся дать основные рекомендации, как избежать обмана.
Распространенные примеры платежного мошенничества
Фиктивные звонки от платежных сервисов
Мошенник может позвонить и представиться сотрудником банка или Яндекс. Денег и попросить продиктовать какие-либо платежные данные, например, пароль или код, пришедший на телефон. Его цель – выманить платежные данные, с помощью которых можно украсть деньги с карты или кошелька.
Рекомендации:
Помнить, что банки и платежные сервисы никогда не просят сообщать ни по почте, ни по телефону – пароль, пин-код или код из SMS.
Никому не сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS от своего кошелька или банковской карты.
Выманивание SMS-пароля незнакомцем
Пользователю может прийти SMS от банка или платежного сервиса с паролем для совершения платежа. Сразу после этого может позвонить человек, который скажет, что ввел этот номер мобильного телефона по ошибке и попросит сообщить код из SMS, которое только что пришло пользователю. На самом деле код из SMS — это пароль не к счету незнакомца, а к счету пользователя, с помощью которого злоумышленник может поменять настройки кошелька или интернет-банка, украсть деньги и т.д.
Рекомендации:
Никому не сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS, которые приходят на мобильный номер от банков, платежных сервисов, а также мобильных операторов.
Фальшивые письма от платежных сервисов
Пользователь может получить фальшивое письмо от имени Яндекс.Денег, своего банка или других платежных сервисов. Например, о том, что его счет заблокирован и для разблокировки необходимо перейти по ссылке и ввести свои данные.
Единственная цель таких писем — заставить пользователя перейти на поддельный (фишинговый) сайт и ввести там свои персональные данные, которые будут украдены. В дальнейшем эти данные могут быть использованы, например, для доступа к счету пользователя. Кроме того, на таком сайте компьютер может быть заражен вирусом.
Рекомендации:
Помнить, что платежные сервисы и банки никогда не рассылают сообщения о блокировке счета по электронной почте.
Не переходить по ссылкам из таких писем и не вводить свои пароли на посторонних сайтах, даже если они очень похожи на сайт банка, Яндекс.Денег или другого платежного сервиса.
Перед вводом своих платежных данных на каких-либо сайтах проверять название сайта в браузере. Например, вместо money.yandex.ru фальшивый сайт может называться money.yanex.ru
Выпрашивание денег со взломанных аккаунтов в соцсетях или мессенджерах
Мошенник может попросить денег в долг под видом знакомого – например, через взломанный аккаунт в соцсетях или Skype. При этом перевести деньги он может попросить любым удобным способом – на электронный кошелек, банковскую карту, через интернет-банк.
Рекомендации:
Всегда лучше перезвонить знакомому и уточнить, правда ли он сейчас нуждается в деньгах.
Если возможности позвонить нет, можно задать какой-нибудь проверочный вопрос, ответ на который может знать только знакомый.
Фальшивые SMS якобы от знакомого
Мошенник может прислать SMS родителям пользователя с неизвестного номера, но якобы от имени пользователя. Например: «Мама, я попал в аварию, срочно нужны деньги, переведи их, пожалуйста, на этот номер телефона». «Папа, у меня проблемы, я в больнице, срочно нужны деньги, кинь их, пожалуйста, на этот кошелек. Маме не говори». Цель мошенника – выманить деньги у близких пользователя: они сами переведут их на указанный мобильный номер, электронный кошелёк или банковскую карту (в зависимости от того, какой способ будет указан в SMS).
Рекомендации:
Связаться лично с пользователем, от имени которого прислано SMS, чтобы проверить информацию. Например, позвонить ему.
Бесплатное скачивание файлов с подпиской
Часто, чтобы скачать бесплатный файл или посмотреть видео в хорошем качестве без рекламы, сайты предлагают ввести мобильный номер. Если сделать это, включится подписка и с указанного номера могут начать списываться деньги.
Рекомендации:
Не указывать свой мобильный номер на незнакомых сайтах.
Если подписка уже оформлена, позвонить в службу поддержки оператора и попросить отключить её.
Интернет-зависимость.
Проблема интернет - зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством ,что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером много часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления. Можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость—навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам—большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах,
избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость— навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Киберсексуальная зависимость— навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Самый простой и доступный способ решения зависимости— это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости. Сравнение интернета с наркотиком многим кажется абсурдным. Но в последнее время мы все чаще слышим в разговорах, что кто-то постоянно играет в on-line - игры, сидит «Вконтакте» или «Одноклассниках».
Понять, страдаете ли вы интернет-зависимостью, поможет тест. Пройдите этот тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале: Никогда или крайнередко-1 балл. Иногда — 2 балла. Регулярно — 3 балла. Часто — 4 балла. Всегда — 5 баллов.
Часто ли вы: 1. Замечаете, что проводите в on-line больше времени, чем планировали?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в on-line ?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенного вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9.Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?
10.Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об интернете?
11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?
12.Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13.Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в on-line ? 16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?
17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в online?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?
19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?
20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в online ?
Подсчитайте результаты. 20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете контролировать себя. 50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите наних внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь. 80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.
Воспитатель: Итак: интернет — это угроза или помощь? У нас нет задачи выявить, вы мудрый пользователь интернета, или у вас некоторые проблемы, связанные с вашим чрезмерным увлечением. Это вы сможете сделать сами. Возможно, через некоторое время. Эксперты считают, что социальные сети являются эффективным способом коммуникации и самовыражения для подростков и молодых людей. Кроме того, они дают возможность найти свои увлечения, единомышленников и скорость к распространению информации. Предлагаю выработать небольшой перечень правил, которые помогут сделать Интернет безопасным.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Помните, то о чём мы сегодня говорили, не забывайте правила по безопасному пользованию Интернетом и тогда всемирная сеть станет помощником для вас и вашей семьи, а не угрозой. А теперь подведём итоги нашего классного часа.
Ответьте для себя на вопросы:
Классный час понравился, узнал что-то новое.
Классный час понравился, но ничего нового не узнал.
Классный час не понравился, зря время потерял. По окончании классного часа детям раздаются памятки по безопасному поведению в интернете.
Литература. Интернет-ресурсы.
http://nick-name.ru/about/
http://smonews.ru/48-shocking-facts
http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/threats/spam-phishing
http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm
http://www.nvppl.ru/show_dict_812.htm
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx
http://www.saferunet.ru/teenager/
http://www.detionline.com/mts
Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность
Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А.,
Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.
Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет. http://vladbez.spaces.live.com
Безмалый В.Ф. Современные угрозы в цифровом мире. http:/BEZMALY.WORDPRESS.COM
Сайт «Безопасность детей» Онлайн Энциклопедия http://bezopasnost-detej.ru/
Сайт «Фонд развития Интернет» http://www.fid.su/
Журнал «Дети в информационном обществе» http://detionline.com
Приложение
Правила безопасного интернета
Три основных правила безопасного поведения в сети.
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
• Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести кадминистративному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия
Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является
непригодной для несовершеннолетних
Памятка
«Правила пользования Интернетом»
Основные правила для школьников средних классов
Вы должны это знать:
При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом
Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Основные правила для школьников старших классов
Вы должны это знать:
Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.
Основные правила для родителей
Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:
Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.
Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации Знакомство с возможностями интернета.