СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Битва за Сталинград"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Битва за Сталинград"»

Классный час " Битва за Сталинград"

( на фоне песни «Журавли»)

Ученик: Ты хочешь мира? Помни о войне!

Забыть о ней хотелось бы и мне,

Пока еще таится под золой

Огонь войны, неистовый и злой.

Пока еще оружие в цене,

Почаще вспоминайте о войне.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 2 февраля, вся страна отмечает день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении. Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой Победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы с вами.

Ученик: Трудно, наверное, найти человека, который бы не слышали о героическом городе на Волге. Осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов нашей страны. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась судьба нашего государства. Почему гитлеровцы так рвались к Сталинграду, каковы были их планы?

Ученик: Город (до 1925 года - Царицын) основан в XVI веке. К40-м годам XX века Сталинград превратился в один из крупных промышленных центров страны. Накануне войны в нем проживало около полумиллиона человек и насчитывалось свыше 120 промышленных предприятий. Стратегическое значение Сталинграда определялось двумя важными факторами: его оборонным потенциалом и географическим положением. В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50%тракторов. В 1940 году на его базе начинается производство танков Т-34. Важное оборонное значение имела продукция заводов "Красный Октябрь", "Баррикады", "Судоверфь".

Сталинград являлся крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны.

Ученик: Военная стратегия Гитлера сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, выйти к Волге, захватить Сталинград, и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства. 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области, 17 июля считается общепризнанной датой начала Сталинградской битвы. Ни одно другое государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков был приказ Родины.

Ученик:23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения.

Ученик: Самые жестокие бои шли на главной высоте города – Мамаевом кургане. Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть этой высотой, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Здесь в течение 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Ученик: Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Ученик: Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей Путилов был посмертно награжден Орденом отечественной войны 2 степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии. 


Ученик: В дни Сталинградской битвы бывший моряк Тихоокеанского флота Василий Зайцев проявил незаурядные способности снайпера. Только в уличных боях он довел свой личный счет до 240, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Кенингса – уничтожить Зайцева.  Но вскоре  он был застрелен известным советским снайпером.


Ученик: Михаил Паникаха – боец 1-ой роты 193-й стрелковой дивизии. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.


Ученик: Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-си­рота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-ой гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.


Ученик: В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков. Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

Учитель: История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестер, связисток – с героической и трагической судьбой. 


Ученик: В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила  Родионова. В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.


Ученик: 420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, что­бы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.


Ученик: Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких  - Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и унич­тожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.

Ученик: Медсестра Маша Мелихова  не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат, и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.

Ученик: После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне.

За эту битву город награжден Орденом Ленина и Золотой звездой Героя.

Там сегодня над Волгой – рекой,
На священной земле сталинградской
Рвётся к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской

После войны Сталинград был переименован в Волгоград.

8 мая 1965 года . Волгограду присвоено звание «Город-герой»


Учитель: Мамаев курган. Это священное место для всех русских людей. Визитная карточка города-героя. Скажи: "Волгоград!" Ответят: "Мамаев курган..."

Понять и прочувствовать атмосферу кровопролитной Сталинградской битвы можно именно здесь. Вокруг мирная жизнь, город живет и работает. Попадая на Мамаев курган, словно на невидимой машине времени перемещаешься в далекие страшные годы Второй мировой войны.

Ученик: По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине . 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ.

Далее мы оказываемся на тополиной Аллее. Мы видим сомкнутый строй тополей. Но кажется , что это не тополя, это плечо к плечу стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил.

Ученик: Длинная, красивая аллея, приводит на площадь "Стоявшим насмерть". Гранитный солдат закрывает от недругов Родину-мать. . Композиция «Стоять насмерть» отражает один из трудных периодов Сталинградской битвы.

Стены-руины - это каменная книга и героическая летопись. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы.

Ученик: Стены-руины приводят нас на площадь Героев. Огромное озеро-бассейн. Торжество жизни над смертью, слезы по погибшим. Справа, напротив знамени, шесть двухфигурных скульптурных композиций. Вот герой несет раненого друга, Солдат и генерал — они были рядом. Медсестра, спасающая солдата... Общий подвиг, общая победа.Эти скульптурные композиции рассказывают о подвиге советских солдат.

Ученик : От Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом путь ведет в Зал воинской славы.

Все стены, которого украшают символические приспущенные знамена, на которых выгравированы 7200 фамилий погибших за главную высоту России. Над знаменами — широкая лента с надписью:

"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"

В центре зала — огромная рука, держащая факел с вечным огнем. Пока горит огонь, память в людских сердцах будет жить!

Ученик: Выход из Зала воинской славы приводит нас на площадь Скорби.

На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.

Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне.

Ученица:

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла  она земли  две горсти

И завязала землю в узелок.

 

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

 

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

 В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

 

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего-

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

 

Потом цветы  на мрамор положила,

Ещё взглянула и ещё прочла,

Кулёк конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,

                                             усталая,  пошла.

 

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Ещё минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…


Ученик: С этой площади начинается подъем к главной статуе "Родина-мать". По дороге к главному монументу комплекса с одной стороны расположены захоронения Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Самая первая надгробная плита содержит надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава!" Скульптура «Родина-мать» представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.

135 дней великой битвы за высоту на Волге. 135 долгих дней, каждый из которых уносил сотни молодых жизней… Столько оборванных жизней. 34505... Колоссальная цифра!

Именно здесь были остановлены фашисты, именно с этой высоты началась победа в Великой Отечественной войне.

Ученик:

Прошла война, прошла страда,   
Но боль взывает к людям:  
Давайте, люди, никогда  
Об этом не забудем.  
Пусть память верную о ней   
Хранят, об этой муке,   
И дети нынешних детей,  
И наших внуков внуки.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!