СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Блокада Ленинграда"»

Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolhovshkola@mail.ru; сайт: http://kouoo-bolhovshkola.ru/





Классный час



Тема: Подвиг Ленинграда. Ленинградский ломтик хлеба.

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

  • развития у молодежи  готовности к выполнению гражданского долга; проявление заботы о ветеранах Великой Отечественной войны.

  • участвовать в обсуждении вопроса о том, какие черты характера, моральные качества помогли людям выстоять.

Ход классного часа

Учитель:

Сегодня я приготовила каждому из вас по черному кусочку хлеба, "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”
(Ольга Берггольц). Это не случайно.

Учитель:

Эта победа далась нашему народу огромными усилиями. Одна из них – была одержана 27 января 1944 года, когда Красная армия полностью сняла блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда длилась ровно 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества.

В Санкт-Петербурге этот день считают вторым рождением города, и каждый год проводят памятные мероприятия. Согласно действующему закону "О днях воинской славы и памятных датах России", 27 января отмечается как День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

Это было трагическое и героическое время, которому в мировой истории невозможно найти аналогов. Сегодня мы постараемся ответить на вопросы:

  • что происходило в осажденном городе,

  • каким образом люди остались живы,

  • что давало силы советскому народу для свершения этого подвига.

Учитель: Стратегические задачи армий.

Захват Ленинграда был одной из важнейших стратегических и политических задач немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

В 41-м году в известном плане Барбароссы были три стратегических направления. Под командованием фон Рундштедта, это южное направление. Центр — под командованием фон Клюге — это Московское направление, и третье направление Север - на Ленинград под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Генерал-фельдмаршалу фон Леебу поручалось уничтожить части Советской Армии, расположенные в Прибалтике, и развивать наступление через Двинск, Псков, Лугу, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля 1941 года овладеть Ленинградом.

Через несколько дней войска фон Лееба, захватив Литву и Латвию, вступили в пределы РСФСР. Моторизованные части устремились к Пскову. Действия вражеских полевых войск активно поддерживал 1-й воздушный флот. С севера на Ленинград наступали через Карельский перешеек финские войска в составе 7 пехотных дивизий. Одновременно основные танковые силы противника были направлены на Порхов и Псков. И в результате ночного боя с 7-го на 8-е июля немцам удалось прорваться по шоссе и выйти к южной окраине Пскова в районе Крестов.

Немецкие войска приближались к Ленинграду. Захватив станцию Мга, противник перерезал последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Пал Шлиссельбург (Петрокрепость).

У Ладожского озера немецкие войска 8 сентября сомкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Через два дня после этого в командование Ленинградским фронтом вступил генерал армии Г. К. Жуков. В сложившейся критической ситуации он принимает меры для мобилизации сил на отпор соединениям группы армий "Север", рвущимся к Ленинграду. На наиболее угрожающие участки фронта перебрасывается часть войск с Карельского перешейка. Ценой больших потерь немцы взяли Красное Село, Пушкин, Лигово, Новый Петергоф. Бои шли у поселков Володарский и Урицк, на Пулковских высотах. Немецкое командование бросило в наступление все свои силы, но они не сумели больше продвинуться, ни на шаг. Немецкие части повсюду встречали отпор, преодолеть который они так и не сумели.

Учитель:

А почему настолько важным было Ленинградское направление, как вы думаете?

(Гитлер полагал, что захват Ленинграда даст не только контроль над всем балтийским побережьем и позволит уничтожить Балтийский флот, но и будет иметь особый смысл, так как Советский Союз потеряет город, который является колыбелью Октябрьской революции).

Учитель: Блокада

Город оказался отрезанным от Большой земли 8 сентября 1941 года. Началась блокада, длившаяся 871 день - до 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).

Постепенно в Ленинграде иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. С осени 1941 года начался голод. Хлеб в блокадном городе стал главной ценностью, наглядным символом самого понятия «жизнь». Да и для того, чтобы прорвать блокаду и спасти город от вражеского окружения, защитникам города одних снарядов и патронов было недостаточно. Нужен был хлеб – и для двух с половиной миллионов оставшихся в городе жителей, и для тех, кто сдерживал натиск врага на подступах к Ленинграду. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих опускались до 250 г в день, а для остального населения - до 125 г.

Учитель: Много это или мало, как вы считаете?

Хлеб выпекали с примесью мучной и рисовой пыли, жмыхов, отрубей, сметок овсяного солода.

Понимали это и фашистские оккупанты. Поэтому для них цеха по выпечке хлеба и армейских сухарей стали объектами, подлежащими уничтожению в первую очередь. Только в один из осенних дней 1941 года на завод было сброшено 7 фугасных бомб и более 200 фосфорных зажигательных. И только зимой 1942 года хлебозавод сумел полностью наладить производство в нелегких условиях блокады города. Кроме того, на территории завода с 1941 года работал Хлебопекарный техникум, который готовил новые кадры для ленинградских предприятий.

Устный журнал: Дети блокадного Ленинграда

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить им, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

Самым пронзительным из блокадных документов стал дневник 12-летней Тани Савичевой. О нем хорошо знают послевоенные поколения, но и сейчас читать его вновь невозможно без содрогания.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Обессиленную девочку удалось вывезти в эвакуацию. А спасти ей жизнь – нет…

Город подвергался постоянным бомбежкам. За время блокады вражеские самолеты сбросили на Ленинград более 107 тысяч авиационных бомб и свыше 150 тысяч артиллерийских снарядов. Были разрушены около 10 тысяч домов и строений. У защитников Ленинграда не было выбора - только выстоять и победить. Это понимали все, включая детей, которые подолгу стояли у станков и с риском для жизни тушили зажигательные бомбы.

«Продовольствия было мало, и еда плохая. Когда начался голод, мы быстро доели и ее. Люди ели студень из мертвечины, крыс, кошек.

Учитель: Заключение

Сражения за Ленинград не дал фашистам желаемого результата, цель не была достигнута, а время безвозвратно потеряно.

  • каким образом люди остались живы,

  • что давало силы советскому народу для свершения этого подвига?

Солдаты и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине. Многие части и соединения были преобразованы в гвардейские или стали орденоносными. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, сотни получили звание Героя Советского Союза. 26 января 1945 Президиум Верховного Совета СССР наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 присвоил Ленинграду почётное звание города-героя.

Мы преклоняемся перед защитниками города, их высоким нравственным принципам, благодаря которым они выстояли и победили.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей