СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Будь бдительным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час - антикоррупционное воспитание

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Будь бдительным"»

Корру́пция (от лат.   corrumpere  —  « растлевать » )  — это использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды.

Корру́пция (от лат.   corrumpere  — « растлевать » )  — это использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды.

Примером борьбы с коррупцией за рубежом может стать создание организации TransparencyInternational. Она занимается исследованиями уровня коррупции в разных государствах.
  • Примером борьбы с коррупцией за рубежом может стать создание
  • организации TransparencyInternational. Она занимается исследованиями уровня коррупции в разных государствах.
Осознавая значимость борьбы с этим антисоциальным явлением, приобретшим мировые масштабы, ООН объявила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 г. в мексиканском городе Мерида была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 2003 г.  8 марта 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию.
  • Осознавая значимость борьбы с этим антисоциальным явлением, приобретшим мировые масштабы, ООН объявила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 г. в мексиканском городе Мерида была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 2003 г.
  • 8 марта 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию.
Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
  • Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
По мнению многих правоведов, отправной точкой в зарождении коррупционных отношений в русском обществе является традиция «почести» – подношения даров.
  • По мнению многих правоведов, отправной точкой в зарождении коррупционных отношений в русском обществе является традиция «почести» – подношения даров.
В тяжелые времена ордынского ига за ярлыком на княжение надо было ехать в столицу Золотой Орды, конечно, с подношениями хану и его приближенным. Постепенно этот обычай перешел на княжеское окружение, на тех его представителей, от принятого решения которых зависело дело или судьба человека.
  • В тяжелые времена ордынского ига за ярлыком на княжение надо было ехать в столицу Золотой Орды, конечно, с подношениями хану и его приближенным.
  • Постепенно этот обычай перешел на княжеское окружение, на тех его представителей, от принятого решения которых зависело дело или судьба человека.
Первым, кто в нашей истории попытался законом ограничить действия любителей «запустить руку» в государственную казну, стал Иван III (1462-1505 гг.).   В Судебнике 1497 г. впервые вводилось запрещение брать посулы.
  • Первым, кто в нашей истории попытался законом ограничить действия любителей «запустить руку» в государственную казну, стал Иван III (1462-1505 гг.).
  •  
  • В Судебнике 1497 г. впервые вводилось запрещение брать посулы.
Иоа́нн IV Васи́льевич (Гро́зный)  1530- 1584 гг.

Иоа́нн IV Васи́льевич (Гро́зный)

1530- 1584 гг.

В период царствования Ивана Грозного по Судебнику 1550 г. взяточничество было признано преступлением, были установлены строгие наказания за нарушение этого запрета. Ответственность предусматривалась в виде временного и бессрочного тюремного заключения. Впервые в качестве наказания за чрезмерность во взятках была применена смертная казнь: дьяка, который принял в качестве взятки жареного гуся, начиненного монетами, по царскому приказу казнили.
  • В период царствования Ивана Грозного по Судебнику 1550 г. взяточничество было признано преступлением, были установлены строгие наказания за нарушение этого запрета. Ответственность предусматривалась в виде временного и бессрочного тюремного заключения. Впервые в качестве наказания за чрезмерность во взятках была применена смертная казнь: дьяка, который принял в качестве взятки жареного гуся, начиненного монетами, по царскому приказу казнили.
 В Судебнике Ивана IV фиксируется еще одна мера, с помощью которых правительство пыталось бороться с преступлениями такого рода– этой мерой стал надзор начальников за своими подчиненными. Согласно статье 4, дьяк, составивший за взятку подложный протокол или исказивший показания сторон, уплачивал сумму иска и подвергался тюремному заключению. Вторую половину должен был уплатить боярин, не уследивший за своим подчиненным.
  • В Судебнике Ивана IV фиксируется еще одна мера, с помощью которых правительство пыталось бороться с преступлениями такого рода– этой мерой стал надзор начальников за своими подчиненными. Согласно статье 4, дьяк, составивший за взятку подложный протокол или исказивший показания сторон, уплачивал сумму иска и подвергался тюремному заключению. Вторую половину должен был уплатить боярин, не уследивший за своим подчиненным.
Яркий пример того, к каким последствиям может привести коррупция, – Соляной бунт 1648 г. в Москве. Масштабы коррупции в это время настолько возросли, что послужили одним из поводов к восстанию. Непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством. Особенно отличились возглавлявший Земский приказ Леонтий Плещеев (по ложным обвинениям сажал людей в тюрьму и освобождал только за взятку), а также его шурин, руководитель Пушкарского приказа Петр Траханионтов, месяцами не выплачивавший жалованье стрельцам, оружейникам и иным подчиненным и присваивавший деньги служилых людей.
  • Яркий пример того, к каким последствиям может привести коррупция, – Соляной бунт 1648 г. в Москве. Масштабы коррупции в это время настолько возросли, что послужили одним из поводов к восстанию. Непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством. Особенно отличились возглавлявший Земский приказ Леонтий Плещеев (по ложным обвинениям сажал людей в тюрьму и освобождал только за взятку), а также его шурин, руководитель Пушкарского приказа Петр Траханионтов, месяцами не выплачивавший жалованье стрельцам, оружейникам и иным подчиненным и присваивавший деньги служилых людей.
Соляной  бунт на Красной площади. 1648 г. Худ. Э. Лисснер. 1930-е гг. Соляной  бунт на Красной площади. 1648 г. Худ. Э. Лисснер. 1930-е гг.

Соляной бунт на Красной площади. 1648 г. Худ. Э. Лисснер. 1930-е гг.

Соляной бунт на Красной площади. 1648 г. Худ. Э. Лисснер. 1930-е гг.

Тенденцию борьбы с должностными преступлениями продолжило Соборное уложение 1649 г. Принятое после бунта, это Уложение действовало более двух веков. Оно осуждало взяточничество и предусматривало многочисленные наказания за преступления, подпадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения. К нарушителям применяли достаточно суровые меры. Должностное лицо, уличенное в коррупции, должно было вернуть взятые подарки и подвергнуться правежу, т.е. битью батогами, пока виновный не выплачивал штраф. Судьи за взятки подвергались казни, или иному наказанию по велению государя.
  • Тенденцию борьбы с должностными преступлениями продолжило Соборное уложение 1649 г. Принятое после бунта, это Уложение действовало более двух веков. Оно осуждало взяточничество и предусматривало многочисленные наказания за преступления, подпадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения. К нарушителям применяли достаточно суровые меры. Должностное лицо, уличенное в коррупции, должно было вернуть взятые подарки и подвергнуться правежу, т.е. битью батогами, пока виновный не выплачивал штраф. Судьи за взятки подвергались казни, или иному наказанию по велению государя.
Борьба с коррупционными преступлениями занимала важное место в государственной внутренней политике Петра I (1682-1725 гг.). Большое значение в борьбе Петра I с должностными преступлениями имело введение в 1711 г. института фискалов, с помощью которых Сенат осуществлял контроль деятельности государственных чиновников. Эта особая категория лиц, состоявших при Сенате, была призвана тайно выявлять злоупотребления должностных лиц, наносящих вред  государству взяточничеством и казнокрадством, доносить на них вышестоящим, обличать их в суде.
  • Борьба с коррупционными преступлениями занимала важное место в государственной внутренней политике Петра I (1682-1725 гг.). Большое значение в борьбе Петра I с должностными преступлениями имело введение в 1711 г. института фискалов, с помощью которых Сенат осуществлял контроль деятельности государственных чиновников. Эта особая категория лиц, состоявших при Сенате, была призвана тайно выявлять злоупотребления должностных лиц, наносящих вред государству взяточничеством и казнокрадством, доносить на них вышестоящим, обличать их в суде.
Однако порок взяточничества имел место и среди самих фискалов. Например,фискал Нестеров был уличен во взятии с провинциал-фискала Попцова 300 рублями, а также рожью, скотиной, часами и др.
  • Однако порок взяточничества имел место и среди самих фискалов. Например,фискал Нестеров был уличен во взятии с провинциал-фискала Попцова 300 рублями, а также рожью, скотиной, часами и др.
 Петр обещал вознаграждение тем, кто донесет на казнокрадов, и «кто на такого злодея подлинно донесет… тому за такую его службу богатство того преступника движимое и недвижимое отдано будет; а буде достоин будет, дастся ему и чин его».  За взяточничество Петр I установил смертную казнь. В более легких случаях взяточнику грозила вечная ссылка с вырыванием ноздрей и конфискация имущества.
  • Петр обещал вознаграждение тем, кто донесет на казнокрадов, и «кто на такого злодея подлинно донесет… тому за такую его службу богатство того преступника движимое и недвижимое отдано будет; а буде достоин будет, дастся ему и чин его».
  • За взяточничество Петр I установил смертную казнь. В более легких случаях взяточнику грозила вечная ссылка с вырыванием ноздрей и конфискация имущества.
Взяточников также нещадно били батогами, клеймили, ссылали, однако принимаемые меры желаемого эффекта не давали
  • Взяточников также нещадно били батогами, клеймили, ссылали, однако принимаемые меры желаемого эффекта не давали
 Причинам взяточничества правительство не уделяло должного внимания, а без их установления и искоренения уничтожить эти негативные явления невозможно. Такое направление государственной политики в области борьбы с должностными преступлениями просуществовало до Екатерины II.  В отличие от своих предшественников императрица не ограничилась нравоучениями и показательной расправой над взяточником. Было возвращено фиксированное жалованье чиновникам столицы, 15 декабря 1763 г. Екатерина издала манифест о назначении фиксированного жалованья чиновникам, служащим в провинции.
  • Причинам взяточничества правительство не уделяло должного внимания, а без их установления и искоренения уничтожить эти негативные явления невозможно. Такое направление государственной политики в области борьбы с должностными преступлениями просуществовало до Екатерины II.
  • В отличие от своих предшественников императрица не ограничилась нравоучениями и показательной расправой над взяточником. Было возвращено фиксированное жалованье чиновникам столицы, 15 декабря 1763 г. Екатерина издала манифест о назначении фиксированного жалованья чиновникам, служащим в провинции.
Этот манифест стал крупным шагом вперед в деле упорядочения внутреннего управления России, так как годовой оклад служащего средней руки составил 30 рублей в уездных, 60 рублей – в губернских и 100-150 рублей – в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10–15 копеек. Но одним назначением жалованья нельзя было ограничиться, и за 35 лет безупречной службы была назначена пенсия. Однако расхождения в размерах оплаты нижних, средних и высших чинов сохранялись и были огромными. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля деятельности чиновников, оно, как правило, довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления.
  • Этот манифест стал крупным шагом вперед в деле упорядочения внутреннего управления России, так как годовой оклад служащего средней руки составил 30 рублей в уездных, 60 рублей – в губернских и 100-150 рублей – в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10–15 копеек. Но одним назначением жалованья нельзя было ограничиться, и за 35 лет безупречной службы была назначена пенсия. Однако расхождения в размерах оплаты нижних, средних и высших чинов сохранялись и были огромными. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля деятельности чиновников, оно, как правило, довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления.
При этом можно отметить некоторую преемственность правящих лиц: указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов» был развит в законодательных актах правительств Екатерины II,Александра I, Александра III и других государей. Но взяточничество оставалось негласной статьей доходов чиновников всех рангов. Фактически взятки превратились в механизм государственного управления.
  • При этом можно отметить некоторую преемственность правящих лиц: указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов» был развит в законодательных актах правительств Екатерины II,Александра I, Александра III и других государей. Но взяточничество оставалось негласной статьей доходов чиновников всех рангов. Фактически взятки превратились в механизм государственного управления.
Основными средствами борьбы с продажностью чиновничества признавались следующие: создание правовой базы, повышение денежного содержания госслужащих, установление соразмерных с должностным нарушением мер наказания.
  • Основными средствами борьбы с продажностью чиновничества признавались следующие: создание правовой базы, повышение денежного содержания госслужащих, установление соразмерных с должностным нарушением мер наказания.
По мнению императора Николая I, для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц в первую очередь необходимо было установить повсеместный контроль их деятельности. Решить эту задачу было призвано созданное в 1826 г. III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  • По мнению императора Николая I, для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц в первую очередь необходимо было установить повсеместный контроль их деятельности. Решить эту задачу было призвано созданное в 1826 г. III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
 Ф.Э. Дзержи́нский (1877-1926 гг.) - советский государственный деятель, основатель ВЧК.  Ф.Э. Дзержи́нский (1877-1926 гг.) - советский государственный деятель, основатель ВЧК.

Ф.Э. Дзержи́нский (1877-1926 гг.) - советский государственный деятель, основатель ВЧК.

Ф.Э. Дзержи́нский (1877-1926 гг.) - советский государственный деятель, основатель ВЧК.

Особенно во всей красе взяточничество и казнокрадство расцвело накануне революции, чему способствовало отсутствие какого-либо контроля деятельности подчиненных со стороны должностных лиц, слабый нравственный и образовательный уровень, малые оклады, бумаготворчество и многоуровневая система прохождения бумаг и т.д.
  • Особенно во всей красе взяточничество и казнокрадство расцвело накануне революции, чему способствовало отсутствие какого-либо контроля деятельности подчиненных со стороны должностных лиц, слабый нравственный и образовательный уровень, малые оклады, бумаготворчество и многоуровневая система прохождения бумаг и т.д.
Справедливости ради обязательно надо отметить людей, которые могут быть причислены к знаменитым людям в нашей истории, так как свято исполняли свой долг: честными хранителями казны были сенатор, президент Ревизионной коллегии, сподвижник Петра I князь Я.Ф. Долгоруков (1639-1720 гг.) и известный гидрограф и картограф Ф.И. Соймонов (1692-1780 гг.). Последний был определен в Адмиралтейств-коллегию «для надзора при сочинении подробных ведомостей с 1734 по текущий о расходах денежной казны», где раскрыл ряд упущений и растрат, нажил себе множество врагов, в том числе Бирона, был обвинен в измене и сослан. Не брал взяток и управляющий Санкт-Петербургской таможней Александр  Радищев. Примером высокой нравственности и неподкупности остается выдающийся юрист А.Ф. Кони (1844-1927 гг.) и др.
  • Справедливости ради обязательно надо отметить людей, которые могут быть причислены к знаменитым людям в нашей истории, так как свято исполняли свой долг: честными хранителями казны были сенатор, президент Ревизионной коллегии, сподвижник Петра I князь Я.Ф. Долгоруков (1639-1720 гг.) и известный гидрограф и картограф Ф.И. Соймонов (1692-1780 гг.). Последний был определен в Адмиралтейств-коллегию «для надзора при сочинении подробных ведомостей с 1734 по текущий о расходах денежной казны», где раскрыл ряд упущений и растрат, нажил себе множество врагов, в том числе Бирона, был обвинен в измене и сослан. Не брал взяток и управляющий Санкт-Петербургской таможней Александр

Радищев. Примером высокой нравственности и неподкупности остается выдающийся юрист А.Ф. Кони (1844-1927 гг.) и др.

Однако чиновник, отказывающийся от вознаграждения, многим обывателям казался странным и подозрительным, а его окружение старалось всеми средствами, в том числе и клеветой, избавиться от честного коллеги.
  • Однако чиновник, отказывающийся от вознаграждения, многим обывателям казался странным и подозрительным, а его окружение старалось всеми средствами, в том числе и клеветой, избавиться от честного коллеги.
При советской власти понятие «коррупция» не признавалось и было введено в употребление лишь в конце 1980-х гг. Вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицание данного термина было призвано продемонстрировать отсутствиекоррупционеров среди советских чиновников. Причины возникновения этих явлений связывались с условиями, присущими буржуазному обществу.
  • При советской власти понятие «коррупция» не признавалось и было введено в употребление лишь в конце 1980-х гг. Вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицание данного термина было призвано продемонстрировать отсутствиекоррупционеров среди советских чиновников. Причины возникновения этих явлений связывались с условиями, присущими буржуазному обществу.
Большевистское государство вмешивалось практически во все сферы жизни, однако произвол чиновников, наделенных чрезвычайными полномочиями, не исключал взяточничества. В связи с этим, 8 мая 1918 г. был принят Декрет СНК «О взяточничестве», который стал первым в советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (с лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению.
  • Большевистское государство вмешивалось практически во все сферы жизни, однако произвол чиновников, наделенных чрезвычайными полномочиями, не исключал взяточничества. В связи с этим, 8 мая 1918 г. был принят Декрет СНК «О взяточничестве», который стал первым в советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (с лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению.
Почти одновременно с принятием этого декрета дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов. Не случайно Ленин называл взятку основной напастью в одном ряду с коммунистическим чванством и безграмотностью. В Уголовном кодексе Советской России, принятом в 1922 г., взяточничество приравнивалось к контрреволюционной деятельности, а за доказанные коррупционные преступления полагался расстрел.
  • Почти одновременно с принятием этого декрета дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов. Не случайно Ленин называл взятку основной напастью в одном ряду с коммунистическим чванством и безграмотностью. В Уголовном кодексе Советской России, принятом в 1922 г., взяточничество приравнивалось к контрреволюционной деятельности, а за доказанные коррупционные преступления полагался расстрел.
В 1930-х гг. наказание было смягчено, однако период сталинских репрессий 1937 г. ознаменовался, в частности, такими мерами, как борьба с коррупцией и казнокрадством, а также возвращением в государственную собственность незаконно приобретенной зарубежной недвижимости и средств в иностранных банках.
  • В 1930-х гг. наказание было смягчено, однако период сталинских репрессий 1937 г. ознаменовался, в частности, такими мерами, как борьба с коррупцией и казнокрадством, а также возвращением в государственную собственность незаконно приобретенной зарубежной недвижимости и средств в иностранных банках.
Однако в целом замалчивание коррупции вело к неудачам в борьбе с ней. Поскольку взяточничество считалось буржуазным пережитком, было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление исчезает. Замалчивание коррупции вело к неудачам в борьбе с ней. «Взяточничество, – читаем в вышедшей в 1957 г. брошюре в помощь юристам, – в современных советских условиях стало относительно редким явлением».
  • Однако в целом замалчивание коррупции вело к неудачам в борьбе с ней.
  • Поскольку взяточничество считалось буржуазным пережитком, было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление исчезает.
  • Замалчивание коррупции вело к неудачам в борьбе с ней. «Взяточничество, – читаем в вышедшей в 1957 г. брошюре в помощь юристам, – в современных советских условиях стало относительно редким явлением».
На рубеже 60-70-х гг. ХХ в. коррупция проникла в структуры правящей партии, усиливалась экономическая и должностная преступность. Основными преступлениями советских коррупционеров были: приобретение дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций.
  • На рубеже 60-70-х гг. ХХ в. коррупция проникла в структуры правящей партии, усиливалась экономическая и должностная преступность. Основными преступлениями советских коррупционеров были: приобретение дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций.
80-е годы 20-го века стали своеобразной полосой в борьбе с коррупцией. Заметный общественный резонанс в СССР вызвало так называемое «узбекское дело» (собирательное название для серии уголовных дел об экономических и коррупционных злоупотреблениях в Узбекской ССР, расследование которых проводилось в конце 1970-х - 1980-х гг.). После смерти Л.И. Брежнева, последовавшей 10 ноября 1982 г., и избрания 12 ноября того же года Ю.В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС расследование коррупционных злоупотреблений в Узбекистане получило новый стимул. Была создана специальная комиссия, ее работу возглавили Т.Х. Гдлян и Н.В. Иванов.
  • 80-е годы 20-го века стали своеобразной полосой в борьбе с коррупцией.
  • Заметный общественный резонанс в СССР вызвало так называемое «узбекское дело» (собирательное название для серии уголовных дел об экономических и коррупционных злоупотреблениях в Узбекской ССР, расследование которых проводилось в конце 1970-х - 1980-х гг.). После смерти Л.И. Брежнева, последовавшей 10 ноября 1982 г., и избрания 12 ноября того же года Ю.В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС расследование коррупционных злоупотреблений в Узбекистане получило новый стимул. Была создана специальная комиссия, ее работу возглавили Т.Х. Гдлян и Н.В. Иванов.
Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях, причем далеко не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью. Общество как бы встряхнулось от спячки. Люди свободно заговорили о непристойных делах руководителей различного уровня.
  • Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях, причем далеко не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью.
  • Общество как бы встряхнулось от спячки. Люди свободно заговорили о непристойных делах руководителей различного уровня.
При Ю.В. Андропове, долгое время руководившем КГБ СССР и поэтому обладавшем довольно полной информацией о неблаговидных поступках тех лиц, которые при прежнем генсеке считались персонами неприкосновенными, был дан ход нескольким скандальным делам (Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре и министра МВД СССР Щелокова). Зять Л.И. Брежнева Юрий Чурбанов был снят с поста заместителя министра внутренних дел и отправлен в тюрьму, как и бывший министр рыбного хозяйства А. Ишков, друг Косыгина.
  • При Ю.В. Андропове, долгое время руководившем КГБ СССР и поэтому обладавшем довольно полной информацией о неблаговидных поступках тех лиц, которые при прежнем генсеке считались персонами неприкосновенными, был дан ход нескольким скандальным делам (Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре и министра МВД СССР Щелокова). Зять Л.И. Брежнева Юрий Чурбанов был снят с поста заместителя министра внутренних дел и отправлен в тюрьму, как и бывший министр рыбного хозяйства А. Ишков, друг Косыгина.
Своих постов лишились более 300 высокопоставленных грузинских чиновников. Было вынесено и приведено в исполнение несколько смертных приговоров, в том числе приговор за взятки Соколову, директору крупнейшего в Москве продовольственного магазина «Елисеевский». Это дело стало последним показательным процессом советской карательной юриспруденции, когда смертная казнь являлась главным доводом режима в разговоре с собственными гражданами, дерзнувшими нарушить социалистическую законность. Подобные антикоррупционные акции, видимо, должны были продемонстрировать серьезность намерений руководства и запугать тех, кто поверил в свою безнаказанность, но проводились они никак не для того, чтобы на основе имевшейся информации предложить внятный план преобразований и выхода из кризиса.
  • Своих постов лишились более 300 высокопоставленных грузинских чиновников. Было вынесено и приведено в исполнение несколько смертных приговоров, в том числе приговор за взятки Соколову, директору крупнейшего в Москве продовольственного магазина «Елисеевский». Это дело стало последним показательным процессом советской карательной юриспруденции, когда смертная казнь являлась главным доводом режима в разговоре с собственными гражданами, дерзнувшими нарушить социалистическую законность. Подобные антикоррупционные акции, видимо, должны были продемонстрировать серьезность намерений руководства и запугать тех, кто поверил в свою безнаказанность, но проводились они никак не для того, чтобы на основе имевшейся информации предложить внятный план преобразований и выхода из кризиса.
Вместе с распадом Советского Союза коррупция, как это уже случалось после революции 1917 г., перекочевала в новый строй.
  • Вместе с распадом Советского Союза коррупция, как это уже случалось после революции 1917 г., перекочевала в новый строй.
Коррупция нередко сопровождает растущие экономики, страны переходного периода. Для современной России эта проблема стала актуальной еще и потому, что при переходе от плановой системы к рыночной кардинальные изменения произошли не только в экономике – рухнула и прежняя система моральных ценностей. В условиях перехода к рыночным отношениям взяточничество в России получило дополнительный импульс.
  • Коррупция нередко сопровождает растущие экономики, страны переходного периода. Для современной России эта проблема стала актуальной еще и потому, что при переходе от плановой системы к рыночной кардинальные изменения произошли не только в экономике – рухнула и прежняя система моральных ценностей.
  • В условиях перехода к рыночным отношениям взяточничество в России получило дополнительный импульс.
Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. И в то же время эффективность ее была низкой. По свидетельству руководства МВД РФ, число дел, возбужденных против коррупционеров, было крайне малым. Так, по данным Государственной налоговой службы, в 1995 г. уголовные дела за получение взяток были возбуждены против 97 работников этой службы, а осуждено всего шесть. По статье «Злоупотребление властью» возбуждены дела против 17 работников. Не осужден ни один! Не лучшей была ситуация и в 1996-1997 гг. Это было время интенсивного проникновения коррупции в сферы государственного управления, становления коррупционных сетей, институционализации коррупции, сращивания ее с организованной преступностью.
  • Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. И в то же время эффективность ее была низкой. По свидетельству руководства МВД РФ, число дел, возбужденных против коррупционеров, было крайне малым. Так, по данным Государственной налоговой службы, в 1995 г. уголовные дела за получение взяток были возбуждены против 97 работников этой службы, а осуждено всего шесть. По статье «Злоупотребление властью» возбуждены дела против 17 работников. Не осужден ни один! Не лучшей была ситуация и в 1996-1997 гг. Это было время интенсивного проникновения коррупции в сферы государственного управления, становления коррупционных сетей, институционализации коррупции, сращивания ее с организованной преступностью.
Таким образом, со сменой общественного строя в 1990-х гг. коррупция приобрела огромный размах.
  • Таким образом, со сменой общественного строя в 1990-х гг. коррупция приобрела огромный размах.
Распространение коррупции представляет национальную угрозу, ставит под сомнение успех социально-экономических преобразований. Сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны.
  • Распространение коррупции представляет национальную угрозу, ставит под сомнение успех социально-экономических преобразований. Сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны.
Правовой базой, на основании которой ведется борьба с коррупцией в Российской Федерации, являются: - Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568), Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815
  • Правовой базой, на основании которой ведется борьба с коррупцией в Российской Федерации, являются:
  • - Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568), Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции";
  • - Уголовный кодекс Российской Федерации, глава 30;
  • - нормативные акты субъектов РФ.
  • Примерами борьбы с коррупцией в Российской Федерации могут стать материалы СМИ (например, дело о коррупции начальника московского метрополитена), данные правоохранительных органов (в ЕАО за 2008-2010 годы было возбуждено 45 дел по коррупции).
Задание учащимся  В каких из описанных ниже ситуаций налицо признаки коррупции? Какие это признаки?  ● Командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств – материалов, техники, труда военнослужащих.  ● Вышестоящее руководство, ссылаясь на большой объем работы, в 2 раза повысило оклады работникам своего министерства.  ● Чиновник, выдающий лицензию на определенный вид бизнеса, создает для этого искусственные преграды
  • Задание учащимся 
  • В каких из описанных ниже ситуаций налицо признаки коррупции? Какие это признаки? 
  • ● Командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств – материалов, техники, труда военнослужащих. 
  • ● Вышестоящее руководство, ссылаясь на большой объем работы, в 2 раза повысило оклады работникам своего министерства. 
  • ● Чиновник, выдающий лицензию на определенный вид бизнеса, создает для этого искусственные преграды
Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
  • Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.