СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Человек и акосмос»

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятия по астрономии.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Человек и акосмос»»

М инистерство общего и профессионального образования РО

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ростовской области

«ВОЛГОДОНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА ИМЕНИ В.В. САМАРСКОГО


Методическая разработка внеклассного урока по астрономии на тему:

«Человек и космос», посвященная Дню авиации и космонавтики
















Выполнила: преподаватель

Естественно-научных дисциплин

ГБПОУ РО «ВТИТБиД»

Давыдова Э.В.



Методическая разработка внеклассного урока по астрономии на тему: «Человек и космос».

Цели урока:

– Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики;

– о первых полетах в космос;

– привитие чувств гордости и уважения к российской космонавтике;

– расширение кругозора;

– развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.

Задачи урока

образовательные: познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики.

развивающие: содействовать развитию познавательного интереса учащихся, применять в работе ранее полученные знания, анализировать, делать выводы, обобщать;

воспитывающие: создавать условия для воспитания гордости за свою страну, открывшую путь в космос, воспитания нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность.


Средства воспитания: интерактивная доска, видео, фотографии, карточки.


ПРЕДМЕТНЫЕ  понимать значение освоения человеком космоса; знать имя первого человека, совершившего полёт в космос; понимать значение искусственных спутников Земли.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕпонимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством преподавателя; - понимать учебную задачу, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; работать в группе: высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку.


Регулятивные УУД:

осмысливать учебный материал, адекватно воспринимать оценку преподавателя. 
формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:

общеучебные – выражать свое отношение к обозначенной теме;
формирование критического мышления; формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

 Коммуникативные УУД:

формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; овладение диалогической и монологической речью; формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира.


1. Введение

Космос… величайшая тайна, которую человечество будет всегда желать разгадать. Он тянет своими необычайными свойствами и загадками.

С давних времен люди смотрели на небо и пытались понять, что такое звезды, почему одни светят ярче, а другие более тусклые, почему звезды разного размера и цвета, почему в разных точках земли люди видят разные звезды и разные созвездия.

С греческого языка понятие «космос» впервые был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию.

В древней Греции философы рассматривали Вселенную как гармоничную упорядоченную систему, которой сопоставлялись хаос и беспорядок.

Для них понятия порядка и красоты в явлениях природы были тесно связаны. Эта точка зрения держалась в философии и науке долго; недаром даже Коперник считал, что орбиты планет должны быть окружностями лишь потому, что окружность красивее эллипса.

Под космосом подразумевается нечто единое, которое подчиняется общим законам и находится за пределами атмосферы Земли.

Отсюда происходит название космологии – науки, пытающейся найти законы строения и развития Вселенной как целого. Названия «космогония» и «космология» космос понимается в разном смысле.

С начала космической эры (с 1957 г., когда в СССР был запущен первый спутник) слово «космос» приобрело еще одно значение, связанное с осуществлением давнишней мечты человечества о космических полетах. В таких терминах, как «космический полет» или «космонавтика», космос противопоставляется Земле. С момента полетов космических кораблей на борту с экипажами и свободный выход космонавтов в космическое пространство расширили область исследования Вселенной.

Ближайшая и наиболее доступная исследованию область космического пространства – околоземное пространство (рис. 1). Именно с этой области началось освоение космоса людьми, в ней побывали первые ракеты и пролегли первые трассы искусственных спутников Земли. Полеты космических кораблей с экипажами на борту и выход космонавтов непосредственно в космическое пространство значительно расширили возможности исследования «ближнего космоса». Космические исследования включают также изучение «дальнего космоса» и ряда новых явлений, связанных с влиянием невесомости и других космических факторов на физико-химические и биологические процессы.

Рисунок 1 – Околоземное пространство


Я считаю, что все люди должны знать историю освоения космоса, гордиться своей страной – Родиной космонавтики. Теме планет, солнечной системе, звездам и космосу, космическим явлениям и процессам многие ученые посвятили всю свою жизнь. Например, ученые, такие как Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон подтвердили идеи, что центром мироздания является не Земля, а Солнце (рис. 2).




Р исунок 2 – Выдающиеся ученые


2. Основная часть

2.1. Летательные аппараты

Людям всегда хотелось полететь к звездам, так появились первые летательные аппараты. Кто-то пытался добраться до звезд на воздушном шаре, дирижабле. Люди придумали самолеты, которые взлетали все выше, но улететь в космос не смогли. И только русский ученый К.Э. Циолковский (1857-1935) описал корабль с реактивным двигателем, который воплотился в 1903 году в схему жидкостной ракеты. Именно Циолковского принято считать отцом русской космонавтики, труды которого уже в 20-х годах прошлого столетия получили широкое признание мировой общественности, который доказал, что полет в космос возможен только с помощью ракеты (рис.3).








Рисунок 3 – Русский ученый К.Э. Циолковский


Советский ученый и конструктор С.П. Королев сумел сконструировать такую ракету (рис. 4). Ракета с первым спутником стартовала 4 октября 1957 г. в 22 ч. 28 мин. по московскому времени с космодрома Байконур. Первый искусственный спутник имел форму шара диаметром 58 см и весом 83,6 кг. На нем были установлены два радиопередатчика, непрерывно излучающие сигналы. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт – крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели – реактивные.

Рисунок 4 – Советский ученый и конструктор С.П. Королев


2.2. Влияние космоса на жизнь человека.

Влияние космоса на жизнь человека до сих пор точно не изучено. Когда возникла жизнь на Земле? Откуда появились живые существа? Ученые не могут дать однозначных ответов на эти вопросы. Есть предположения, что жизнь появилась из неживой материи и до настоящего времени тесно с ней взаимодействует. А сама неживая материя является частью природы, из-за чего нередко и человека связывают с космосом. Так какое влияние оказывает космос на жизнь людей? Мы живем в космическом пространстве. Но отличаемся от химических элементов звезд. Человеческие тела наполнены кислородом, углеродом, магнием, азотом и фосфором, чего не скажешь про состав звезд. Они в основном состоят из тяжелого гелия. Но люди всегда поднимали свой взор к небу и искали в нем ответы на свои вопросы. И в настоящее время немало ученых занимается тем, что изучают влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Космос может неоднозначно влияет на наше здоровье: как положительно, так и отрицательно. Все, что представляет собой космическую систему, оказывает огромное влияние на колебания магнитного поля Земли. А это, в свою очередь, влечет физические и эмоциональные колебания у людей. Так, например, те, кто подвержен заболеваниям сердца и кровеносных сосудов, страдают от изменений магнитного поля сильнее всего. Давление у них повышается, обмен веществ затормаживается, работа кровеносной системы замедляется, что приводит к общему ухудшению самочувствия. В этом и выражается влияние космоса на жизнь человека. Принято считать, что весь биоритм человечества изначально зависел от колебаний магнитного поля планеты, и это способствовало поддержанию гармонии. В дальнейшем, к сожалению, люди сами нарушили равновесие своей варварской деятельностью, которая привела к сбоям и аномалиям. Человечество загрязняло окружающую среду, истощало природные ресурсы, создавая резкое противоречие между собой и магнитным полем. Влияние космоса на жизнь человека никогда не прекращалось. Многие и в настоящее время подпитывают свои силы космической энергией, восстанавливая таким образом здоровье. Это приверженцы здорового образа жизни, питания растительной пищей.

Верный спутник Земли – Луна. Влияние космоса на жизнь человека нередко выражается в лунном воздействии. Ведь названная планета представляет собой ближайший космос. Во все времена ее изучают, делают выводы, стремятся понять. Именно ей приписывают мистическое влияние на человеческий организм. Созданы лунные календари, определяющие время посадки и роста растений, возможность постричься, зачать и родить малыша и другие важные события.


Немного интересных фактов: Различают четыре фазы Луны:

  • В первой происходит прилив сил, в это время лучше заниматься спортом и хочется жить полной жизнью.

  • Во второй предпочтительнее очищать организм. Кстати, для зачатия новой жизни больше всего подходит полнолуние.

  • Третья и четвертая фазы сводят на «нет» всю активность человека и заставляют его пассивно смотреть на мир. В это время лучше всего отдыхать и не начинать важных дел. Если хорошо изучить влияние космоса на человека, то можно избежать множества проблем и жить с комфортом и удовольствием. Космос всегда влиял на жизнь человека, а человечество ещё много тысяч лет назад заинтересовалось космосом. Космос тесно связан с нашим прошлым, настоящим и будущим. Люди всегда интересовались звёздами, космосом. Это был большой толчок в развитии человечества. Люди научились определять стороны света по солнцу, звёздам, даже циклы луны научились использовать в своё благо. Луна влияет на отливы и приливы, а это в свою очередь на погоду, настроение, быт и даже время и род занятий некоторых людей. Звёзды были объединены в созвездия, далее была изобретена наука астрология.

Люди живут на земле, а на неё влияет множество разных космических тел. Например, на землю, очень сильно влияет Солнце. Солнечная активность, вспышки на солнце, солнечный ветер создают на земле магнитные бури или такие красивые проявления как северное сияние.

Иногда прямо из космоса к земле летят разные тела. Некоторые тела, которые поменьше, сгорают в земной атмосфере, оставляя на небе яркие полосы. Это метеоры, а некоторые редкие тела – метеориты долетают до земли, оставляя на её теле воронки и разрушения. Планеты нашей солнечной системы влияют на население нашей планеты. Например, такое явление как парад планет имеет большое гравитационное влияние на землю и безусловно на человечество.

Космос слишком обширен и неизвестен, до ближайшей звезды четыре с половиной световых года. Наша планета находится в одном из рукавов галактики в отдалении от центра. Наша галактика не очень большая «Млечный путь». Её протяжённость около ста тысяч световых лет. И этих галактик миллиарды, триллионы в нашей Вселенной. А сколько ещё таких вселенных как наша!? А сколько не похожих на нашу?! Сколько там форм жизни?

За всю историю человечества, за многие тысячелетия люди не изучили и 5% ближайшего космоса.

Существует мнение, что в центре нашей Вселенной находится огромная чёрная дыра, которая поглощает целые галактики и миры. Земля вместе с её людьми – это капелька в мировом океане.

Космос слишком обширен, и никто точно не знает, когда он появился и когда закончит своё существование, потому он оказывал, оказывает и будет оказывать влияние на человечество.


2.3. Первые «космонавты»

Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак.

Л айка – первое животное, выведенное на орбиту Земли (рис. 5). Она была запущена в космос в ноябре 1957 года на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет, и весила она 6 килограммов. Как и многие другие животные в космосе, собака погибла во время полёта – через 5 – 7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева. На одном из кораблей благополучно слетали Белка и Стрелка (рис. 6). Два других «собачьих» экипажа, вследствие неисправностей систем посадки, на землю вернуть не удалось.






Рисунок 5 – Лайка Рисунок 6 – Белка и стрелка

2.4. Первый пилотируемый полет

Будущий первопроходец родился 9 марта 1934 г. в Смоленской области в деревне Клушино. Позже она была переименована в его честь. Родители были простыми рабочими, а отец занимался плотницким ремеслом.

К концу Великой Отечественной войны семья переселилась в Гжатск, где мальчик учился в школе и училище. Начиная с 1954 г. Юрий посещал местный аэроклуб, где учился летать на самолете.

Через год он отправился на службу в армию в истребительный авиационный полк. Там будущий герой получил звание старшего лейтенанта. Позже летчик женился и воспитывал двух дочерей.

В середине ХХ века произошло невероятное событие для всего человечества – полет Гагарина в космос. После этого началась новая эра космонавтики. Компартии СССР было важно, чтобы первым полетел именно Гагарин в космос. В каком году должно было произойти это знаменательное событие? Постоянное соперничество в космонавтике с США толкало Советский Союз на рискованные и серьезные шаги. В те годы считалось недопустимым уступать оппонентам в любом из начинаний. Поэтому решение выпало на 1961 год.

Летчик Юрий Гагарин стал одним из тех, кого отобрали в первый отряд советских космонавтов (рис. 7). Его технические знания, трудоспособность, физическое здоровье обусловили тот факт, что именно он 12 апреля 1961 года стал первым человеком, поднявшимся в космическое пространство. С космодрома Байконур был произведен запуск ракеты «Восток-1». Как только ракета оторвалась от земли, он воскликнул: «Поехали!» Начался первый полет Гагарина в космос. Оказавшись на орбите космонавт Юрий Гагарин информировал штаб о каждом своем действии, физическом и психологическом состоянии.

Науке тогда было неизвестно о том, как невесомость влияет на психику человека. Поэтому чтобы принять ручное управление, космонавту нужно было решить математическую задачу, решением которой и был код к доступу. Такая мера предосторожности была крайне необходима, чтобы обезопасить экипаж в случае помешательства одного из членов борта.

Бортовой магнитофон фиксировал все проводимые маневры. В то время никому еще не было известно, что такое невесомость. Юрий Гагарин первый в космосе принялся экспериментировать. Он пытался употреблять пищу, пить жидкость и писать карандашом. После чего сделал вывод, что карандаш лучше привязывать, чтобы он не уплывал в невесомости. Положить на стол его было невозможно.

Вскоре весь мир запеленговал сигнал от «Восток-1». Всем стало известно: Гагарин – первый в космосе. Каждая астрономическая станция следила, сколько витков сделал вокруг Земли Гагарин. Американцы проиграли эту гонку.

В ыполнив один оборот вокруг Земли на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, в Саратовской области, неподалёку от Энгельса, в районе села Смеловка.







Рисунок 7 – Летчик Юрий Алексеевич Гагарин

Второй орбитальный полет – осуществил Г.С. Титов. Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верх-Жилино Косихинского районаАлтайского края. Русский. Его отец Степан Павлович Титов (1910–1993) был учителем русского языка и литературы. В годы Великой Отечественной войны, когда С. П. Титов был на фронте, его жена Александра Михайловна (1913–1999) с сыном Германом и дочерью Земфирой (имена даны отцом в честь героев произведений А. С. Пушкина) жили у родителей в коммуне Майское Утро, где Герман учился с первого по третий класс, семилетку он окончил в селе Полковниково, а среднюю школу – в селе Налобиха.

В июле 1953 года Г. С. Титов был призван на службу в армию. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году – Сталинградское военное авиационное училище лётчиков им. Краснознамённого сталинградского пролетариата (Новосибирск), после чего служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе (26-й гвардейский авиаполк, машины Су-7, аэродромы Гатчина, Сиверский 

(Ордынка)).

С 1960 года – в отряде космонавтов. В апреле 1961 года был дублёром Юрия Гагарина при подготовке к первому в мире полёту в космос. В августе того же года совершил суточный орбитальный полёт на космическом корабле «Восток–2».

С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов выполнял космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл». Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область). На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней, поэтому он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.

В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнуться со «спутниковой болезнью» – когда человека начинает «укачивать» в невесомости. Сейчас известно, что эти симптомы появляются, в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости, но тогда это, вызвало большие опасения, и были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата космонавтов.








Рисунок 8 – Летчик Ге́рман Степа́нович Тито́в


2.5. Влияние человека на космос

С началом космических исследований атмосферы Земли обнаружено нарушение озонового слоя над Антарктидой. Слой озона разрушается под воздействием загрязнения атмосферы оксидами азота, содержащимися в выбросах летательных аппаратов, при извержении вулканов, домашних и промышленных холодильниках, аэрозольных баллончиках! Точнее, это газ фреон. Он распадается под воздействием ультрафиолета и становится сильнейшим разрушителем озона. Несмотря на принимаемые меры, озонная дыра может разрастись. Наиболее технически реальным кажется «радиоштопка» — создание разряда в верхних слоях атмосферы с помощью радиоволн сверхвысоких частот.


3. Космические технологии на службе человека.

Области применения космических открытий и разработок в жизни современного человека.


Космическая индустрия все больше развивается, и многие наболевшие проблемы Земли уже можно решить с помощью космических технологий, что, действительно, важно. К ним относятся:

  • спутниковая система навигации (ГЛОНАСС, GPS);

  • спутниковое телевидение;

  • Интернет;

  • мобильная радиосвязь;

  • Геология;

  • сельское хозяйство;

  • Метеорология;

  • Образование;

  • спутниковая картография; спутниковая связь;

  • Медицина;

  • продукты питания;

  • материалы, одежда и т.д.

Космическая навигация и связь.

Э то, наверное, –  самый очевидный пример присутствия космоса в нашем быту (рис.9,10). Мы смотрим спутниковое телевидение, используем спутниковый интернет, и ориентируемся по навигаторам. Еще 50 лет назад перед человечеством встала одна большая проблема – передача сигнала на большие расстояния. Различные попытки использовать наземные передатчики не привели к успеху и только с появлением искусственных спутников земли удалось обеспечить передачу информации практически в любую точку нашей планеты.

Рисунок 9, 10 – Космическая навигация и связь.



Лечебные костюмы

 Исследования изменений в организме человека в космосе, вызванные невесомостью, малоподвижностью, позволили создать не только специальные тренажеры для космонавтов, но и костюмы «Адели» – для реабилитации детей, больных церебральным параличом. Напрягая мышцы в таком «скафандре», ребята учатся двигаться активнее.

Н агрузочные костюмы «Пингвин», «Регент» (рис. 11, 12) созданы по той же методике для взрослых с болезнью Паркинсона, нарушениями центральной нервной системы. Российские ученые погружали испытателей-добровольцев в ванны, на непромокаемый материал, чтобы имитировать условия невесомости, а теперь такой метод применяется для борьбы с отеками. А еще опыт космических полетов дал возможность разработать средства от декомпрессии, что уже позволило вылечить сотни людей.

Рисунок 11, 12 – Лечебные костюмы

Солнечные батареи

Строительство спутников дало огромный толчок к развитию технологии производства солнечных батарей (рис.13). Теперь они есть в каждом калькуляторе, их устанавливают на крышах зданий для автономного энергоснабжения. Идея применять солнечные батареи в космосе впервые появилась больше полувека назад, во время первых запусков искусственных спутников земли. В тот период, в СССР, профессор и специалист в области физики, особенно в сфере электричества – Николай Степанович Лидоренко, обосновал необходимость применения бесконечных источников энергии на космических аппаратах.

Такой энергией могла быть только энергия Солнца, которая добывалась с помощью солнечных модулей. В настоящее время все космические станции функционируют исключительно за счет солнечной энергии. Большим помощником в этом деле является сам космос, так как солнечные лучи, так необходимые для процесса фотосинтеза в солнечных модулях, в избытке имеются в космическом пространстве, и нет никаких помех для их потребления.







Рисунок 13 – Солнечные батареи

Космические технологии и изобретения в сельском хозяйстве

Сегодня высокие технологии интенсивно внедряются в практику сельскохозяйственного производства. Среди основных трендов – технологии точного земледелия, облачные сервисы управления сельскохозяйственным предприятием, системы мониторинга подвижного состава и учета расходных материалов (рис. 14).

 Спутниковая съемка позволяет не только создать наглядную карту земельных угодий, определить их фактическое использование, но и выявить неиспользуемые участки или участки нецелевого использования сельскохозяйственных угодий. С помощью космических снимков могут быть обнаружены переувлажнения, заболачивания и иные проявления. Такой анализ помогает на государственном уровне планировать сельскохозяйственные работы.  Регулярная космическая съемка помогает делать качественную оценку всхожести и созревания урожая, выявить заболевания на ранней стадии.

Спутники помогают государству не только следить за урожаем, но и оценивать работу тех, кто его обрабатывает и собирает. Тракторы, комбайны и другие машины оснащаются сегодня ГЛОНАСС/GPS-устройствами, с помощью которых можно проследить время работ, площадь обработанных полей, количество собранного урожая.

Спутниковые технологии с успехом могут применяться не только в растениеводстве, но и в животноводстве. Например, все большую популярность приобретают роботизированные фермы, где ГЛОНАСС/GPS-датчики используются для контроля передвижений скота. По анализу космических снимков можно судить о продуктивности пастбищ.

















Рисунок 14 - Космические технологии и изобретения в сельском хозяйстве


Заключение.

Космонавтика нужна науке – она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология – это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди – электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне, и т.д.

В нашей повседневной жизни уже невозможно обойтись без космических разработок, все эти вещи по своим функциям и свойствам намного превосходят своих «земных» предшественников.

XXI век по праву можно назвать – «космическим веком». Космическое будущее человечества – залог его непрерывного развития на пути прогресса и процветания, о котором мечтали и которое создают те, кто работал и работает сегодня в области космонавтики и других отраслях народного хозяйства.

Выводы:

  • космос играет важную роль в жизни современного общества, он оказывает влияние, как на человека, так и на природу в целом;

  • освоение космоса имеет как положительные, так и отрицательные последствия;

  • история изучения космонавтики – это неотъемлемая часть процесса воспитания современного поколения.

Таким образом: в современном мире мы не можем себе представить жизнь без спутникового телевидения, навигаторов, Интернета, прогнозов погоды. Развиваясь, космонавтика, разрабатывает и внедряет передовые технологии. В скором будущем, возможно, в космос можно будет полететь даже школьнику, изучающему планеты. А может быть, там построят дома и гостиницы для Землян, и я смогу побывать на разных планетах. Уже сейчас на Земле существует понятие «космические туристы», а пройдёт время, и люди освоят для жизни другие системы. Ведь столько ещё неизвестного, неизученного в бесконечном космическом пространстве Вселенной!


Список используемой литературы

1. Атлас по астрономии, М. «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрисс», 2013, 96с.

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (космос), М., АСТ 1999, 446с.

3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (природные катастрофы), М., АСТ 1999, 458с.

4. Усманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра», М. Просвещение, 2015, 326с.

5. Энциклопедия тайн и загадок по странам и континентам «Чудеса света», М. «Белый город», 2016, 360с.

6. Экология человека. Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2017, 95с.

7. http://ru.wikipedia.org/

8. http://www.astronaut.ru/

9. http://www.bbc.co.ru/