ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?
Н.В. Ларина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска
Цели: - формирование нравственного понятия «доброта»;
- воспитывать взаимоуважение, доброе отношение, способность
понимать себя и другого человека;
- совершенствование умения работать в мини-группе.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, фломастеры, толковые словари, набор пословиц, стилизованное солнце.
Ход занятия:
Учитель:
- Начнем классный час с аплодисментов-приветствия. Поприветствуем гостей и друг друга. (дети присаживаются за парты)
- Внимание на доску.
Демонстрация отрывков: песня «Доброта» из мультфильма «Неуловимый Фунтик», «Доктор Айболит и его звери», песня «Если добрый ты…» из мультфильма «День рождения Леопольда».
Учитель:
-Какие героев мультфильмов узнали?
- Почему этих героев объединили?
Ответы детей: -Все эти герои добрые.
Учитель:
-Как вы смогли определить, что эти герои добрые? Что вам помогло в этом?
- Какое качество характера объединяет героев?
Ответы детей: -Доброта
На интерактивной доске учитель маркером пишет слово «ДОБРОТА»
Учитель:
- Что для вас доброта? Как вы понимаете значение этого слова?
-Без большого жизненного опыта ответить на этот вопрос сложно. Предлагаю сегодня поговорить и разобраться, что же это такое – доброта?
На интерактивной доске учитель к слову «ДОБРОТА» дописывает другим цветом маркера «Что такое». На доске получается тема классного часа « Что такое ДОБРОТА?»
Учитель:
- Чтобы понять, что такое доброта, предлагаю сначала обратиться к словарям.
Дети работают в парах. Находят необходимую страницу в словаре и статью с толкованием слова «доброта», зачитывают.
- Совпало ли ваше первоначальное понимание слова, с толкованием его в словарях?
- Давайте посмотрим, что говорили известные люди о доброте.
На слайде появляются высказывания Льва Толстого «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное», «Доброта – это качество, которое я желаю приобрести больше всех других», Михаила Пришвина «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям», Максима Горького «Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым», «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».
Учитель:
- Обратите внимание: доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. А что уже много миллионов лет дарит людям положительное, хорошее и полезное?
Ответы детей: - солнце.
На доску прикрепляется стилизованное солнце.
- Когда человек отзывчивый, может сочувствовать, стремиться дать счастье всем людям, о таком человеке говорят, что он добрый. Добрый человек обладает определенными качествами.
- Объединитесь в группы по 4 человека. Посовещайтесь и решите, какими качествами обладает добрый человек. Запишите эти качества с помощью сложных слов, в которых первый корень – добр - .
-Это будут лучики, которые направляет наше солнце на всё человечество.
- Напоминаю правила работы в группе: уважительно относитесь друг к другу, внимательно выслушивайте мнение товарища, не согласны – предлагайте.
Дети объединяются в группы. Дописывают добрые качества человека: добросердечный, добросовестный, добропорядочный, доброжелательный, добронравный, добродушный. Каждая группа прикрепляет к солнцу на доске лучик - качество, которое больше понравилось группе и объясняет почему.
Учитель:
- Добрый человек, доброжелательный, добродушный… Но… Если существует добро, то, к сожалению, существует и явление полностью противоположное.
- Как вы думаете, чего же на Земле больше добра или зла?
- На одной чаше: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, лень…(учитель кладет на весы бусины, символизирующие зло)
- Чаша с добром должна «перевесить» чашу зла. А это зависит только от каждого из вас. Давайте на вторую чашу весов положим бусины, символизирующие добрые дела, который каждый из вас уже сделал или может сделать в своей жизни.
Дети кладут бусины на весы, называя добрый поступок.
- Вот так можно победить зло. Добрыми поступками и делами. Каждый наш поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты.
-Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Так как пословица отражает жизненный опыт человека, поучает, советует.
- Объединитесь в мини-группы, подберите пословицы, которые подходят
к нашей сегодняшней теме.
(Дети выбирают пословицу, поясняют смысл и прикрепляют на доску)
Учитель:
-О доброте написано много, сочиняют стихотворения, песни. Отрывки из некоторых вы услышали в начале занятия. Послушайте куплет еще одной песни. (дети смотрят клип песни «Доброта» группы Барбарики. 1-ый куплет).
-Когда я прослушала эту песню расстроилась. Дети поют замечательно, и песня хорошая, но одна фраза… дети поют «…и увидеть нельзя, и нельзя потрогать…». Разве можно не увидеть доброту?
Демонстрация слайдов с картинками доброго отношения детей друг к другу, к пожилым людям, к животным, природе.
-В чем вы заметили проявление доброты?
Ответы детей: - во взгляде, улыбке, поступке.
Учитель:
- Быть добрым нелегко: необходимо чувствовать человека, который рядом с тобой, уметь читать его душу, увидеть в его глазах радость или беду. Давайте будем учиться любви, пониманию, а значит и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно! Надо только очень сильно этого захотеть.
- Марина Цветаева говорила, что есть круговая порука добра и цепочка зла. Надо стоять взявшись за руки в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше. (дети становятся в круг)
- Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Когда вы улыбаетесь у вас счастливые и добрые лица. Окутайте друг друга паутинкой добра. Передавая нить, скажите друг о друге доброе слово или расскажите о добром поступке.
-Сколько добрых слов вы сказали друг другу. Я верю, что сегодня мы твердо стали на дорогу добра и будем учиться по ней идти всю жизнь.
Дети исполняют песню «Дорога добра»
- Поаплодируем друг другу за отличную работу на занятии аплодисментами благодарности, поблагодарим гостей за то, что они посетили наше занятие.
Литература
Афоризмы, цитаты и крылатые слова
htth://aphorism-list.com/php?page=krasota1&tktema=krasota
Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей
htth://www.wisdoms.ru/49_3html
Пословицы
http://posloviz.ru/category/krasota