14
Классный час
«Что такое толерантность»
Ведущий-учитель (на фоне музыки, «Сентиментальный вальс», П.И. Чайковский).
Добрый вечер, дорогие друзья! Нашу встречу я хотела бы начать с разговора о вечном – о любви.
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на белом свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут – Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны,- сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.
- Твоя правда,- сказал волшебник,- все они хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- Как вы думаете, о чем она задумалась?
- А какую из девушек выбрали бы вы? Почему? (Музыка и сказка продолжаются)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку,
- Почему Любовь выбрала Доброту?
Сегодня разговор наш посвящен толерантности. 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, а самое главное, уважающий других.
Что же такое толерантность?
Давайте обобщим сказанное.
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Это слово на разных языках земного шара звучит по-разному и значит в
испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мышления;
французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;
английском – быть терпимым, снисходительным;
китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
- Какое из определений вам импонирует больше всего?
- Почему в разных странах определения различны?
- А что их объединяет?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Ведущий I. Набирает обороты третье тысячелетие. Начало XXI века человечество встречает на пике расцвета научного и технического прогресса. Но еще начиная со времен средневековья с уст людей не сходит слово «чума».
Ведущий II. Это болезнь, проявляющаяся в духовной сфере, существует и называется нетерпимостью. Эта болезнь пока неизлечима.
Ведущий III. Я считаю, что сегодня этим медицинским термином можно обозначить совокупность вирусов терроризма, национализма, расизма, религиозной и просто человеческой нетерпимости.
Ведущий IV. Именно нетерпимость пробуждает злобу мести, приводит в действие страшную военную мощь. К сожалению человечество, имея горький опыт двух мировых и множества локальных войн, не отказалось от идеи насильственного разрешения, регулирования отношений в своей среде. А ведь есть другие пути.
Ведущий V. Мы должны быть друг к другу терпимы или, как говорят сегодня, толерантны. Толерантность – это путь к миру через взаимопонимание, милосердие, взаимоуважение.
Педагог. Разговор о толерантности очень современный, многогранный, нужный. Сейчас, как никогда, в вашей среде приходится сталкиваться с проявлением нетерпимости, т.е. «чумы» и в ваших детских коллективах: «Я не хочу с ней (или с ним) сидеть», «Я тебя ненавижу». Фразы, брошенные сгоряча, невзначай, могут больно ранить человека, нанести вред его здоровью, не только физический, но и моральный. Очень важно нам сейчас помнить такой завет:
Берегите здоровье друг друга.
У природы мы малая часть,
Мы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.
Поэтому цель нашей встречи – обсудить проблемы наших и ваших взаимоотношений: в школе, дома, на улице. Ведь большое начинается с малого. От того, как вы умеете ладить в своем маленьком мире, школьном классе, зависит общая атмосфера в школе, в обществе.
Г/запись «Друг» (О. Фельцман – Р.Рождественский) (В. Никулин)
Девизом нашего диалога сегодня являются слова великого китайского мудреца Конфуция: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Это высказывание называют «золотым правилом этики», а сейчас попробуйте разрешить ряд жизненных ситуаций.
***
Ситуация I
В вашем классе появился новый ученик, и вы …
Подойдете к нему, поздороваетесь, представитесь и завяжете знакомство;
Спросите, кто он, откуда, кто его родители;
Не станете проявлять к нему интереса: пусть сам проявит инициативу;
Придумаете для него «сюрприз» и посмотрите, как он будет реагировать.
***
Ситуация II
Вам сказали, что ваш одноклассник несправедливо обижен. Вы …
Сочтете свое участие в конфликте ненужным – «сами разберутся»;
Немедленно поставите в известность взрослых и попросите помощи;
Немедленно вступитесь за товарища, дав, обидчику достойный отпор;
Попробуете поговорить с обеими сторонами, понять причину обиды и попытаетесь их примирить.
***
Ситуация III
На вашем пути стоит знакомый сверстник (одноклассник). Чтобы пройти, вы …
Подвинете его и пройдете, извинившись;
С силой, обругав, оттолкнете его в сторону, чтоб не мешался на дороге;
Попросите его подвинуться и дать дорогу;
Обойдете его , не потревожив, даже если это вам доставит неудобства.
***
Ситуация IV
При обсуждении вопросов в группе или классе я …
Сразу стараюсь объяснить товарищам, что надо делать;
Присоединяюсь к тому или иному высказанному мнению;
Начинаю без лишних слов делать все, что нужно;
Добиваюсь того, чтобы было принято мое мнение.
***
Ситуация V
Вас попросили оказать гуманитарную помощь вынужденным переселенцам. Вы …
Откажетесь, потому что у вас своих проблем достаточно;
Потребуете ото всех равнодолевого участия в этой акции;
Примите посильное участие, подключив к этому делу родителей, знакомых.
***
Ситуация VI
При общении с одноклассниками я стараюсь…
Всегда говорить то, что думаю;
Держать свое мнение при себе;
Высказываться в зависимости от ситуации;
Понять, почему я думаю так, а не иначе.
Инсценировка «Перед вами две дороги, выбирайте …»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На скамье сидел плохо одетый человек, пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему,- сказала девушка.
- Не вздумай, он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти, видишь, у него сломана нога,- возразила девушка. – Смотри, как ему больно!
- А нам-то что? Он сам виноват!
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно! Ему нужна помощь.
- Говорю тебе, он сам во всем виноват! Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно пойду! – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу! Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда,- он попытался увести её.
- Знаешь что, я … Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать её. Она решительно отдернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину,- Что с вашей ногой?
- Я сломал её … Я не знаю, что делать. Кровь у меня, а я не знаю, где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую»…
- Спасибо, леди, спасибо …
- Послушай,- обратилась девушка к молодому человеку,- у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда … Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу!
- Неужели из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом!
Девушка пожала плечами и опять подошла к мужчине и опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом,- проговорила она.- Я пойду вызвать врача. Потерпите.- Она быстро пошла, искать телефон.
- Девушка!- окликнул её мужчина.- Спасибо вам!
Девушка повернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье!
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к каждому, к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг. Это и будет проявление доброты.
Г/запись «Нейлоновое сердце» (И. Шаферан-Я. Френкель)
Учитель. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы часто слышим слова: беженец, жертва, насилие …
В современном обществе растет экстремизм, активно расцветает агрессивность, расширяются зоны военных конфликтов. Эти социальные конфликты особенно затрагивают молодежь, т.к. в силу возраста ей свойственен юношеский максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в молодежной среде наблюдается катастрофический рост асоциального поведения. Увеличивается подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки.
Ведущий I. Почему человек поступает так, а не иначе? Поведение человека подчинено его моральному выбору, т.е. пониманию норм этики и применению их в конкретных ситуациях.
Ведущий II. Веками для многих поколений учителем морали и этики была религия. Общий религиозный принцип гласит: суть толерантности заключается в уважении к человеческому достоинству и внутренней сущности других людей. Давайте в этом убедимся.
Ведущий III. Христианство учит нас: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Ведущий IV. В исламе мы найдем такое утверждение: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
Ведущий V. Девиз нашего разговора, «золотое правило этики», слова великого Конфуция: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», - это принцип конфуцианства.
Ведущий VI. А буддизм говорит так: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним как к самому себе и верностью своему слову».
Ведущий III. ООН разработала целую систему норм человеческого достоинства, руководствуясь теми же принципами, что заложены во всех религиях мира. Эти нормы закреплены в декларациях и конвенциях по правам человека.
Г/запись «Молитва» (Б.Ш. Окуджава)
Работа по группам. (На доске)
Качества толерантности | Качества интолерантности |
| |
Доброжелательность | Непонимание |
Уважение мнения других | Нетерпимость |
Желание что-либо делать вместе | Эгоизм |
Понимание и принятие | Игнорирование |
Чуткость | Выражение пренебрежения |
Любознательность | Раздражительность |
Снисходительность | Равнодушие |
Доверие | Цинизм |
Гуманизм | Немотивированная агрессия |
Подведем итог. Интолерантный путь
Характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низком уровне воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительность, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь. Это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядом, традициям.
Г/запись «Песня о друге» (В. Высоцкий)
«Сказочка о счастье»
На свете жил один король, богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - и с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти! И вот король в карету сел и покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, карета бодро катится, постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице.
- О всемогущий мой король! Подать хоть грошик мне изволь!
- Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету! Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.
- О мой король! – вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой меня ты в услуженье, я за тебя стоял горой, я право, бился, как герой, я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти скорей мою карету! Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор, конь скачет что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.
- Прости любезный мой король, старуху одинокую… Мой дом вон, видишь, за горой, с утра ушла далеко я. Нашу из леса я дрова – тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива, а вдруг поможет кто-то?..
- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету! Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора! Еще немного – и ура! Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой - сомнений в этом нету! Да старец с белой бородой остановил карету. Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго сказал: «Заблудшая душа, король, побойся Бога! Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету, но только ближнего любя, найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: обратно разверни коня, дитя согрей и накорми, солдата в сторожа найми, все это сделай, но сперва старушке ты поможешь: до дома довезешь дрова, распилишь и уложишь». Тут вышла полная луна и осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь, путь к счастью – не куда-нибудь. Король отныне во дворце всем людям помогает и счастье на его лице, как ясный день, сияет!
* Король: - Ребята, давайте жить дружно!
***
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории и почему он изменился?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Чему учит эта сказка?
***
Давайте рассмотрим еще две ситуации.
Сценка «Новенький»
На сцене навстречу друг другу идут мальчик и девочка.
Девочка. Привет! Как хорошо, что я тебя встретила!
Мальчик. Ну?
Девочка. Помоги, пожалуйста! Я должна для школьной стенгазеты написать очерк, а для этого взять интервью. Можно, я задам тебе несколько вопросов? Только ты отвечай серьезно.
Мальчик. Ну?
Девочка. Что ты можешь рассказать о своем классе?
Мальчик. Все клево. Ну?
Девочка. И все?
Мальчик. Ага. А чего еще?
Девочка. Ладно. Тогда так. Скажи, как вы обращаетесь друг к другу? Как здороваетесь, когда встречаете друг друга?
Девочка. Вот это да! Вы что же, будущие кондитеры или повара?
Мальчик. Ну ты чё? Просто так говорим! Просто прикол такой!
Девочка. Понятно. А если в класс придет новый ученик, как вы его будете встречать?
Мальчик. О, клево! У нас только на прошлой неделе появился «новяк». Ну мы и встретили… И проверили… Петька Кабан, ну, Кабанов то есть (это кличка у него такая) тряпку с доски ему бросил, кричит: «Лови пенальти!» А этот новенький … весь белый… ну, в мелу… и чихает. Раз двадцать подряд. А тут химичка. А портфеля нет. Два часа искали. Прикол!
Девочка. Нашли?
Мальчик. Ага. В кабинете директора. Полный отстой!
Девочка. Любопытно это. Скажи, а как вы обсуждаете свои классные дела, как строите планы? Все ли могут высказывать свои мнения?
Мальчик. А чего их обсуждать? Если все до утра говорить будут, то до утра не решим. Девчонкам вообще лучше молчать. Начнут придумывать – голова пухнет. Выходит Петька Кабан – я про него уже говорил – скажет, что надо, и всё ясно. Девчонки повизжать, но деваться некуда! Коллектив!
Девочка. Да, мне неуютно было бы в вашем классе.
Мальчик. Это еще что! Вот Серега – отличник так нас уважает – все уроки делает. С шести утра в школе, чтобы все успели списать.
Девочка. А если он однажды не придет или не даст свою тетрадь, что тогда?
Мальчик. А он уже пробовал! Мы после уроков его встретили!.. Объяснили… Он домой только к утру пришел. Боялся нас встретить!
Девочка. Ну разве это хорошо? Вы же просто издеваетесь над ним! И над всеми одноклассниками!
Мальчик. Да это же прикольно! Не поняла?
Девочка. Я все поняла. Пожалуй, о вашем классе не очерк надо писать, а фильм ужасов снимать!
* Как можно определить отношения в данном классе?
А вот еще одна ситуация.
В одной из газет было опубликовано письмо.
Дорогая редакция!
Я пишу вам письмо, чтобы поделиться своей радостью. Я хочу рассказать обо всем, что со мной произошло.
Три года назад наша семья вынуждена была уехать из Киргизии в Россию, люди, когда мы приехали, отнеслись к нам хорошо. Родители нашли работу, я пошел в школу. Я очень хотел учиться. Там, где мы жили, в Киргизии, школа была далеко. Я часто пропускал уроки – не на чем было ехать. А здесь школа была рядом. Я так радовался! Но я не знал, что меня ждет. Я немного не знал русский язык. Много делал ошибок, говорил неправильные слова. Мне было трудно все успевать и все понимать. Но беда была в другом. Я стал посмешищем всего класса. Каждый мой ответ вызывал хохот, каждая двойка – бурный восторг. Мне придумали прозвище (я даже не могу назвать его). Меня высмеивали и унижали. Я пробовал себя защищать. Я не слабый, занимаюсь спортом. Но это приводило к дракам, из-за которых меня дома ругали, больше, чем из-за двоек. Папа мне всегда говорил: «Кулаками правду не ищут».
Желание учиться пропало совсем. Я искал повод, чтобы пропустить школу. Так прошел целый год.
А в новом году родители перевели меня в новую школу. Как я боялся идти первого сентября! Я боялся повторения истории. Но папа мне сказал: «Не трусь!» - и я пошел. Я видел приветливые лица ребят, и мне показалось, что я знаю их давным-давно. Мы быстро перезнакомились, гуляли по парку, играли в футбол, а потом…
Потом я заболел. Серьезно и надолго. Даже думал, что придется остаться на второй год. Но ошибся. Я совсем не отстал от ребят, потому что они всегда были со мной: сначала в больнице, потом и дома. Они помогали мне, занимались по всем предметам, даже по музыке и изо.
Я думал, что после того, как мы уехали из Киргизии, у меня никогда не будет таких друзей, как там, верных и настоящих. А теперь я знаю, что у меня целый класс друзей. Они не бросили меня, когда я заболел, они не смеялись надо мной, не обзывали и не били. Они приняли меня таким, какой я есть. Я учусь у них, а они – у меня. Я им за это очень благодарен.
Г/запись «Крыши» (А. Королев)
Чтец. «Некрасивая девочка» (Н. Заболоцкий)
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость, так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты не хороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
* Что же мы должны ценить в первую очередь в человеке?
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Что же такое толерантность? В чем ее значение? Кого мы можем считать толерантным человеком?
Ведущий V. Человека можно назвать толерантным, если он принимает мнения и убеждения других людей и не навязывает им своих взглядов. Толерантный человек отличается от фанатика, который часто критикует и разрушает мнения и идеи других людей.
Ведущий VI. Поскольку люди имеют различные корни, культуру, религиозные убеждения и растут в разной обстановке, у них всегда будут разные идеи и мнения относительно жизненных проблем. Но толерантный человек относится к такому разнообразию взглядов положительно и с уважением к окружающим. Использование силы при попытке навязать свое мнение другим приводит к разрушительным конфликтам, от которых страдают и отдельные люди, и общество в целом.
Ведущий V. Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, побеждает насилие и угрозу, ощущение безопасности в обществе.
Ведущий VI. Толерантный человек уважает мнение противника и умеет прощать. Если вы в силе простить других, то и им, когда понадобится, будет легче простить вас.
Ведущий II. Быть толерантным – это значит принимать других людей такими, какие они есть. Толерантный человек проясняет разногласия в диалоге и пытается разрешить спор, дискуссию, доказывая и убеждая.
***
Учитель.
Л. Щипахина.
Мы живем, страдая и любя,
Но живем совсем не для себя!
Разве что-то личное имея,
Руки в небо человек простер,
Продолжая дело Галилея,
Обрекая тело на костер?
А его уста смолчать могли,
Молодости светлой не губя…
Только он совсем не для себя
Утверждал вращение Земли!
У него к корысти отвращенье!
Да и что и проку от вращенья?
А костер гудит, дымит клубя…
Человек живет не для себя!
Если для себя, тога к чему
В собственную плот вгонять чуму?
Над ретортой хлороформ глотать?
В мрачных одиночках голодать?
Если для себя – зачем ладони
Подставлять под стронций и плутоний?
Кровь свою горячую сдавать?
На непрочных льдинах дрейфовать?
Человек делами перегружен,
И ему не выжить одному,
Да и сам себе, зачем он нужен, Если он не нужен никому!
Г/запись «Давайте восклицать!» (Б. Окуджава)
* А теперь как бы вы определили правила толерантного поведения? (Опрос)
Плакат
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Стремись учитывать интересы других.
Всегда ищи в людях хорошее. Никогда не критикуй личность, а давай оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил!»).
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
* * * * *
Молитва о встрече
(колокольный звон)
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я. А ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь: расстанемся мирно.
Учитель. В конце мне хотелось бы сказать, что наша школа – это небольшая семья. И хотелось бы, чтобы в ней, а также в каждом классе всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ругани. Ачто же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье, и занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете!
Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быт, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, упаси Боже, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семье: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом, потом спросил: - И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Г/запись «Мокрый вальс» (Е. Клячкин)
Учитель. В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
По-разному есть, по-разному пить,
По-разному делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.