Аннотация
Классный час «Что такое благородный поступок?» проводится в форме диспута. В ходе мероприятия дети выясняют значение понятий благородство, самоотверженность. Обсуждаются стихотворение «Песнь о благородном человеке» и публицистическая статья «Что человек может». Мероприятие способствует развитию умения сопереживать, воспитанию честности, смелости, милосердия, чуткости.
МАОУ “СПШ №33 »
Что такое благородный поступок ?
(классный час)
Цели: способствовать развитию умения сочувствовать; воспитывать честность, смелость.
Оборудование: надпись: «Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? – Речь не должна идти о том, пока они страдают». (Н.Чернышевский)
Форма проведения: диспут.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, кого называют благородным человеком?
В толковом словаре С.Ожегова определение: высоконравственный, самоотверженно честный и открытый». В каких ситуациях может проявиться самоотверженность?
- Знаком ли вам сигнал SOS? Что он означает? Как расшифровывается?
Это сигнал бедствия. Он понятен каждому, всякий , кто его слышит, должен спешить на помощь.
В произведения литературы мы встречаем сцены, в которых человек противостоит стихии. Авторы обращали внимание на поведение людей в экстремальной ситуации, переживали внутреннее состояние героев.
Познакомимся с произведением, в котором рассказывается об этом.
Песнь о благородном человеке
О том, чей дух высок и смел,
Греми, как колокол, мой стих!
Лишь песнь- награда славных дел,
Не на дукаты ценят их.
И счастлив песней сам поэт,
Когда им смелый дух воспет.
На Рейн примчался дух сырой,
Он с юга жар и влагу нес.
Он тучи гнал перед собой,
Как гонит волк овец иль коз.
Подмел равнины, с мерзлых вод
Сорвал враждебный жизни лед.
И на горах растаял снег,
Разливом залило поля.
Река, забыв свой мирный бег,
Помчалась, яростно бурля.
И, словно щепки, глыбы льда
Крутила шумная вода.
Громадным черным горбылем
Вздымался мост над глубиной.
И жил таможенник на нем:
С дочуркой маленькой, с женой
В хибарке коротал свой век.
«Беги, несчастный человек!»
Уже от волн и до небес
Коловращенье, гул и гром.
Таможенник на крышу влез
И озирается кругом.
«О Боже, это наш конец!
Мы гибнем! Помоги, творец!»
А льдины мчатся, треск и рев!
С обоих берегов реки –
Смотри! – с обоих берегов
Снесло гранитные быки!
Но, грохот бури перекрыв,
Несется гибнущих призыв.
А льдины мчатся, треск и рев!
То с той, то с этой стороны
Трещат столбы - один, другой,
Летят, в куски разнесены.
К средине близится обвал,
«Господь, наш смертный час настал!»
На берегу зевак полно,
Детей, и женщин, и мужчин.
Кричат, ломают руки, но
Спасать не рвется ни один.
И в шуме бури все слабей
Крик погибающих людей…
Когда ж , как колокольный звон,
Ты грянешь, стих мой, чуждый лжи?
Тот смелый духом - кто же он?
Где он? Мой смелый стих, скажи?
Остался лишь один пролет…
Спеши, герой! Беда не ждет!
Примчался благородный граф, высокородный граф верхом.
Но что ж он держит, ввысь подняв?
Чем машет?- Полным кошельком!
« Тому, кто с места снимет их,
Даю 2 сотни золотых!»
Граф благороден? Спору нет!
Не граф ли твой, о песнь, герой?
Дай Боже графу много лет,
Но твой герой, о песнь, другой!
Спаситель доблестный, спеши!
Здесь гибнут 3 живых души!
Все ближе гром гремит из туч, все громче воет буйный шквал,
И все слабей надежды луч.
Спеши, герой, их час настал!
Столбы крушит и давит лед.
Упали арки в бездну вод.
Граф машет полным кошельком:
«Ну, кто решится, выходи!»
Но молча все стоят кругом,
И страх у каждого в груди.
Напрасно в грохот волн и льдов
Летит людей предсмертный зов.
Как вдруг мужчина средних лет,
Простой батрак, бредет с клюкой.
В холстину грубую одет,
Но как могуч и рост какой!
Он слышит графа, он глядит:
Вдали три жертвы смерть когтит.
Но, к счастью, лодка перед ним!
Хвала! Он смело к ней идет.
Один, гребя веслом одним,
Таранит волны, вихрь и лед.
О горе! Шторм он превозмог,
Но тесен для 3 челнок!
Он против ветра, льда и волн
Плыл и 2 , и 3 раз.
По одному сажая в челн.
Он всех 3 от смерти спас.
И лишь тогда гремящий лед
Последний провалил пролет.
Герой крестьянин был простой.
Но что ж им двигал злата звон?
Когда б не графский кошелек,
Ужель не сел бы он в челнок?
«Мой храбрый друг! - воскликнул граф.-
Вот твой кошель! Ступай сюда!»
«Я совесть, граф, не продаю,
Хоть я бедняк, но сыт всегда,
А ту несчастную семью
Пустила по миру беда.
Вот им бы золотом помочь!»
И скромно зашагал он прочь.
Обсуждение.
- Почему никто не пришел на помощь?
- Какие чувства двигали бедняком?
- Граф бессердечен?
- Кто истинный герой? Почему?
Знакомство со статьей публициста Г.Бочарова «Что человек может». События подлинные.
Что человек может
Шаварш Карапетян. Установлено 10 мировых рекордов по прыжкам в воду. Но главный рекорд впереди.
В один из сентябрьских вечеров с Ереванской плотины сорвался троллейбус с пассажирами. Так началась драма.
Шаварш заканчивал пробежку, когда увидел тонущих людей. Он бросился в воду.
Много раз спортсмен нырял, прижимая к себе незнакомых людей, - 21 раз проникал в салон троллейбуса. Потом его ждала тяжелая болезнь, уход из спорта. Лучшая награда герою – 20 спасенных жизней. Он дал всем понять, что может человек, даже если он один. Поистине благородный человек!
Обсуждение.
- Почему он сделал то, что не смогли другие?
-Любой человек способен на такой поступок?
Представьте себя на его месте.
- Вы бы так смогли?
- Какая помощь вам по силам?
- Была ли в вашей жизни встреча с благородным человеком?
-Себя вы можете назвать таковым?
- Что же можем мы?
Н. Чернышевский писал: « Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? – Речь не должна идти о том, пока они страдают».
Задумайтесь над этими словами.