Иловайская общеобразовательная школа № 14
Донецкой Народной республики
Классный час
«Что значит быть настоящим человеком»
для учеников 3 класса
Подготовила:
Литвинова М.В. педагог- психолог
2017-2018 учебный год
Цели.
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: серединка и лепестки для игры ромашка; презентация https://yadi.sk/i/TnFr70Zg3Nw68d; мультфильм «Пятачок»; рекомендации для каждого обучающегося.
Зрительный ряд: слайды
Ход занятия.
Вступительная часть.
- Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
- Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны, носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
- Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)
- Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).
- То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком). Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.
А помогут нам в этом ребусы. Разгадывая их, узнаем необходимые нам качества.
2. Ребус первый – «Доброта».
3. Игра «Ромашка» (на лепестках записано описание качеств человека, дети должны догадаться и выбрать карточку с названием данной черты характера)
- Вы мне будете помогать. Я буду называть хорошие качества человека, а вы называйте эти качества одним словом (ученики по ходу добавляют лепестки к серединке ромашки).
Человек, на которого всегда и во всём можно положиться: (добропорядочность)
Человек, у которого доброе сердце: (добросердечность)
Человек, который желает другим добра: (доброжелательность)
Человек с доброй душой и мягким характером: (добродушие)
Человек, обладающий добрым, хорошим нравом: (добронравие).
4. Ребус второй – «Честность».
5. Просмотр мультика «Пятачок». Обсуждение мультфильма.
6. Ребус третий – «Вежливость».
7. Игра «Вежливо-невежливо».
А сейчас проверим, насколько вы знаете правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – хлопаете в ладоши два раза, если нет – топаете ногами два раза.
Говорить грубые слова.
Обижать маленьких.
Поиграть с младшей сестрой или братом.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть, не извиниться.
Помочь пожилому перейти дорогу.
Заплатить за проезд в автобусе.
Помыть дома посуду, сходить в магазин.
Жаловаться на других.
Не уступить место в автобусе взрослому.
Сказать «спасибо».
8. Упражнение «Мух лучше ловить на мед». Работа в парах. Цель: показать, что подход с позиции силы не всегда самый эффективный способ общения и воспитания, побуждения детей к смене поведения. Психолог просит участников, разбившихся на пары, стать лицом друг к другу. Один из пары сжимает руку в кулак и держит его перед партнером. Задание: как можно быстрее разжать кулак партнера. Через 10 секунд психолог останавливает упражнение. - Большинство участников пытались заставить партнера разжать ладонь силой, но чем больше сил они прикладывали, тем сильнее было сопротивление. Применял ли кто-нибудь другой способ побудить партнера разжать ладонь? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
9. Ребус четвертый – «Порядочность».
10. Притча «Порядочность – это состояние».
Внук пришел домой из магазина и радостно сообщил своему дедушке:
- Я заплатил продавщице за 10 тетрадей, а она по ошибке дала мне 15. Правда, здорово?
Дед нахмурился:
- Получается, ты взял то, за что не заплатил?
Внук удивился:
- Подумаешь! Невелика для нее потеря.
Дедушка сверкнул глазами:
- Дело не в ней. Пойдем, вернем лишнее.
Когда они вернулись в магазин, мальчик сообщил продавщице об ее ошибке и вернул ей лишние тетради. Женщина поблагодарила и похвалила мальчика, сказав, что он замечательный и очень порядочный человек, пожелала ему здоровья и успехов.
Выйдя из магазина, внук просто сиял от удовольствия. Дедушка спросил:
- Ну, как, мой дорогой? Доволен? Ты почувствовал, что порядочность – это целое состояние? Его необходимо приобретать, а не растрачивать по пустякам.
Рефлексия.
11. Ребус пятый – «Дружба».
12. Игровое упражнение «Что такое дружба?»
Психолог называет ситуации, дети хлопают лишь в том случае, когда речь идет о настоящей дружбе.
-помочь выполнить сложное задание.
-поделиться вкусным.
-заступиться, когда обижают друга.
-промолчать, когда товарищу говорят неправду.
-позвонить другу, когда тот болеет.
13. Чтение стихотворений, подготовленных детьми.
14. Выводы. Рекомендации https://yadi.sk/i/m_HCgF4k3Nw6E6.
Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих. Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».