Сценарий классного часа для учащихся 5 класса
«О выборах хочу знать всё»
(посвящен проблеме разъяснения процедуры голосования в ходе выборов – а значит, воспитанию в детях активной гражданской позиции).
Цели:
разъяснение учащимся процедуры голосования
ознакомление со специальной терминологией
правовое просвещение
привлечение внимания и интереса учащихся к избирательному процессу и избирательному законодательству.
Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карточки со словами и вопросами, коробочки, бланки – заготовки, кабина для голосования, урна для голосования.
Ход классного часа:
- Сегодняшний классный час пройдёт в игровой форме, но говорить мы будем об очень серьёзных вещах. Попрошу вас быть сосредоточенными и внимательно слушать. Для начала выполните, пожалуйста, следующее задание.
Запись на доске:
10 12 20 30 40
87 9 16 54 91
2 4 7 6 8
- Выберите в каждой строчке лишнее число и объясните свой выбор.(Заслушиваются ответы учащихся).
- С какого слова начиналось задание?(Выберите…).
- Что вам нужно было сделать в этом задании?(Выбрать).
(Слова «выберите», «выбрать» записать на доске)
- Если вы догадаетесь, как продолжить предложение, то сможете назвать тему нашего сегодняшнего классного часа.
(На доске запись: Что такое …?(Дети отвечают, на доску вывешивается табличка со словом«ВЫБОРЫ»)
- Кто из вас может объяснить – что такое выборы? (Заслушиваются ответы учащихся)
По ходу объяснений учащихся проводится словарная работа. Детям разъясняется значение слов:участок, бюллетень, кабина, урна, паспорт, программа.Все эти слова вывешиваются на доску:
УЧАСТОК
(место, куда приходят голосовать взрослые люди)
БЮЛЛЕТЕНЬ
(листочек, на котором написана информация про кандидатов и по которому нужно голосовать)
КАБИНА
(комната, в которую нужно зайти, чтобы сделать отметку в бюллетене)
УРНА
(большой ящик, куда нужно опустить бюллетень)
ПАСПОРТ
(документ, по которому выдаётся бюллетень)
ПРОГРАММА
(перечисление дел, которые обязуется выполнить кандидат для людей)
Вопросы:
Для чего проводятся выборы?
Кого избирают на выборах?
Кто имеет право голосовать на выборах?
Почему детям нельзя участвовать в выборах?
Проводится такая работа для выяснения того, что детям известно о выборах, какой информацией они владеют. По ходу обсуждения ответов классный руководитель вносит необходимые коррективы.
- Молодцы! Вы всё правильно ответили! А сейчас я вам предлагаю сделать следующее. У меня на столе вы видите пять коробочек(все коробочки абсолютно одинаковые). В них лежат различные предметы. Каждый для себя выберите какую-нибудь коробочку.
- Кому из вас трудно было сделать выбор? Почему?(Заслушиваются ответы учащихся).
- А как же тогда взрослые делают свой выбор? Ведь кандидатов бывает много, некоторых из них они не знают. Что им помогает сделать выбор?(Заслушиваются ответы учащихся).
- У каждого кандидата есть сотрудники, которые помогают ему разработать программу для работы с народом, проводят рекламные акции, встречи с избирателями.
- Мы с вами сейчас проведём рекламную кампанию. Представьте, что вам нужно выбрать президента нашего класса,выберите достойного кандидата; составьте программу (т. е. что он предлагает сделать для нашего класса, чтобы наш коллектив был дружным, активным и т. д.).
Каждому учащемуся выдаётся бланк – заготовка для написания программы, состоящий из четырёх пунктов.
Пока учащиеся выполняют задание, в классе устанавливается кабина и урна для голосования. После этого проводятся выборы классного президента с соблюдением всех правил и требований избирательного процесса: учащиеся регистрируются, получают бюллетени, голосуют.
Программа кандидата в
президенты класса
Фамилия, имя _________________________________________________________
Кем вы мечтаете стать в будущем? _________________________________________________________
Ваше любимое занятие? _________________________________________________________
Что бы вы хотели изменить в жизни класса?
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Тест.
Участок – это…
а) земля, которую нужно копать;
б) место, куда приходят голосовать взрослые люди в день выборов;
в) место, где растёт урожай.
2. Бюллетень – это...
а) больничный лист;
б) поздравительная открытка;
в) листочек, на котором написана информация про кандидатов и по которому нужно голосовать.
3. Кабина – это…
а) комната, в которую нужно зайти, чтобы сделать отметку в бюллетене;
б) комната для водителя;
в) комната, в которой моются (душевая кабина).
4. Урна – это…
а) сосуд, в который бросают мусор;
б) большой ящик, куда нужно опустить бюллетень;
в) коробка для бумажек.
5. Паспорт – это…
а) интересная книжка;
б) то, что есть у всех взрослых людей;
в) документ, по которому выдаётся бюллетень.
6. Программа – это…
а) школьный документ, по которому работают учителя;
б) перечисление дел, которые обязуется выполнить кандидат для людей;
в) газета с названием телепередач.
- После окончания выборов специальная комиссия проводит подсчёт голосов и на следующий день объявляются итоги голосования. Результаты выборов нашего классного президента будут объявлены завтра. Я думаю, что это будет действительно самый достойный ученик.
- Итак, давайте подведём итоги. О чём мы сегодня говорили на классном часе? Что нового вы узнали?(Заслушиваются ответы учащихся).
Знают взрослые и дети,
Много разных прав на свете.
Но хочу вам рассказать
Я о праве избирать.
Даже маленькие дети
Обладают правом этим.
Выбирают, с кем дружить,
На какой кружок ходить.
Что покушать, что надеть
И какой мультфильм смотреть.
А когда постарше станут,
Выбирать не перестанут.
В 18 лет ты сможешь
Президента выбирать.
Ты воспользоваться должен
Своим правом избирать.
Президент страны великой
Очень умным должен быть.
И тогда страной огромной
Сможет он руководить.
Должен он хорошим быть,
Заботиться о людях.
И тогда народ ему
Благодарен будет.
Я думаю, что когда вы повзрослеете и вам исполнится 18 лет, вы обязательно будете ходить на выборы. Ваша судьба и ваша будущая жизнь в ваших руках и зависит только от вас самих.
Совсем скоро, в 2018 году в России пройдут выборы. В выборах примут участие и ваши родители. А через некоторое время в выборах примете участие и вы.
И от того насколько вы будете компетентны в этом вопросе, будет зависеть не только наше будущее, но и будущее нашего государства.
Викторина.
1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности...
● с 16 лет;
●с 18 лет;
● с21 года.
2. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает...
● Президент РФ;
●старейший по возрасту депутат;
● председатель бывшей Государственной Думы.
3. Президент РФ издает...
● постановления;
● распоряжения;
●указы;
●законы.
4.Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший...
● 18 лет;
●21 года;
●30 лет.
5. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
●да, если меня об этом попросят;
● нет, не имею права;
● да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
6. Население территории решает вопросы местного значения...
● через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
●через органы местного самоуправления;
● через обращение к депутату Государственной Думы.
7. Высшим непосредственным выражением власти народа является..
●референдум и свободные выборы; ● Парламент РФ.
8..В какое время открыты избирательные участки? (с 8.00 до 20.00)
9.Кто представляет исполнительную власть?(Правительство, президент)
10.Кто может быть членом избирательной комиссии?(любой гражданин РФ)
Конкурс. Необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).
4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)
Я причастен к России,
К этой вечной земле,
К ее боли и славе,
К ее вольной судьбе.
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили;
Мы на пороге большого открытия
Сильной свободной Богатой России!
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас,
Люди свободные , честолюбивые,
Завтра России зависит от нас!