Классный час по теме
"День единства народов Дагестана."
Цель:
формировать чувство гражданственности и патриотизма;
формировать ответственность за судьбу малой Родины, республики Дагестан;
расширять кругозор учащихся;
способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Ход классного часа:
Учитель: 15 сентября – День единства народов Дагестана. Он был учрежден по инициативе Третьего съезда народов Дагестана, в целях единения и консолидации многонационального народа республики.
Дагестан – один из самых сложных в этническом отношении регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей, в том числе 30 коренных, представляющих крупные языковые семьи и группы . Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов.
Ученик - Дибиров : Стихотворение „Дагестан”.
Мой Дагестан богат природой,
Чистой, красивой, родной.
Ты в мое сердце вселяешь отвагу,
И в то же время пленишь красотой.
Эти горные твои ущелья,
Мне из сердца прогоняют зной,
И знай, что в самое трудное время,
Дагестан мой — я буду с тобой
Учитель: Нам с вами тоже выпала честь родиться в Дагестане. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном краю – многонациональном Дагестане.
1-й ученик-Джамалудинов : Дагестан означает „Страна гор”, „Даг” – гора, „стан” - страна.
2-й ученик – Кадыров: Многие представляют наш край очень маленьким, но это не так. Площадь Дагестана занимает 50,3 тыс. кв.км. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдовы, и даже Бельгии, Дании, Швейцарии. Можете посмотреть географическую карту, и вы в этом убедитесь.
Карта Дагестана.
Ученица - Ашаханова: Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Он граничит с такими братскими республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская республика, Ставропольский край и Калмыкия.
Ученик -Дибиров: Дагестан – суверенная республика в составе России. В Дагестане 10 городов, 41 сельских районов, 1639 селений, аулов и поселков.
Учитель: Один из путешественников написал о Дагестане: „Племена его многочисленнее, чем племена любого большого государства. Каждая гора заселена своим племенем, каждая деревня говорит особенным наречием, непонятным для других”.
Дагестан — это не просто Страна гор. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории
Кадыров:
Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
Ашаханова: Приветствую тебя, О, Дагестан!
Дербент в объятьях вечной старины,
Платанов вековых широкий стан,
И нежную застенчивость луны!
Здесь жизнь течет, как в роднике вода.
И моря синь под ласковым закатом,
И кажется, застыли города,
Увитые лозою винограда…
И солнцем переломленные горы,
Так много повидавшие, молчат,
И неустанно тянутся к ним взоры —
Кто их услышит, с теми говорят
Учитель:
История хранит немало свидетельств единства народов Дагестана, которому не помешали внутренние размолвки, иноземные завоеватели, пытавшиеся натравить одни дагестанские народы на другие. Крепкими были и экономические связи – население горных районов поставляло скотоводческие товары, равнинные районы Дагестана служили своего рода житницей.
Теснее дагестанские горцы сплачивались в периоды иноземных нашествий. Перед смертельной опасностью ранее враждовавшие общества, отбросив свои распри, вместе выступали против врага. Согласно данным историографа Надир-шаха Мухаммед Казима, во время сражения в Табасаране на помощь местным жителям пришли аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы. Сопротивление дагестанских народностей вылилось в настоящую народную войну, завершившуюся разгромом полчищ Надир-Шаха.
Дибиров:
Качает горный ветер колыбели
Аульским малышам, который век.
Слагают колыбельную метели.
И снег лавин, и волны горных рек.
Пусть будут наши дети удальцами.
Пусть славы дагестанцев не чернят.
Орлы, парившие над их отцами.
Над маленькими горцами парят.
Учитель:
Великая Отечественная война объединила все народы Советского Союза в едином стремлении победить фашизм и освободить родную землю от захватчиков. Героически воевали дагестанцы в рядах защитников Брестской крепости, в лесах Карелии, на территории Украины и Белоруссии, в Прибалтике, …
Сценка
Ведущий: В одном богатом краю, когда горец отошёл от осла, сытые бездельники стали мучить бедное животное.
Горец: Лучше бы вы раздразнили медведя, чем горца, - сказал он.
Ведущий: Молодые лоботрясы испугались, попросили прошения и кое – как разными добрыми словами добились того, что горец спрятал свой кинжал. Когда начался мирный разговор, молодые люди спросили.
Молодые люди: Что это навьючено на твоём осле? Продай нам.
Горец: У вас не хватит ни золота, ни серебра, чтобы купить это.
Молодые люди: Назначь свою цену, а там посмотрим.
Горец: Этому не может быть цены.
Молодые люди: Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены?
Горец: Моя родина, мой Дагестан.
Молодые люди: Родина навьючена на осла! – расхохотались молодые люди. Ну-ка, ну-ка, покажи свою родину!
Ведущий: Горец развязал мешок, и люди в нём увидели обыкновенную землю. Впрочем, земля была необыкновенная. На три четверти она состояла из камней.
Молодые люди: И это всё?! Это и есть твоё сокровище?
Горец: Да, это земля моих гор. Первая молитва моего отца, первая слеза моей матери, первая моя клятва, последнее, что оставил мой дед, последнее, что я оставил своему внуку.
Молодые люди: А это ещё что?
Горец: Сперва завяжу мешок.
Ведущий: Завязав и уладив мешок на спине осла, горец открыл кувшин, и все увидели, что там простая вода. Впрочем, вода оказалась солоноватой на вкус.
Молодые люди: Ты возишь воду, которую нельзя даже пить!
Горец: Это вода из Каспия. Как в зеркало смотрится Дагестан в это море.
Молодые люди: Ну а что в третьем мешке?
Горец: Дагестан состоит из трёх частей : 1-я земля, 2-я море, а 3-я - всё остальное.
Молодые люди: Значит в третьем мешке у тебя всё остальное?
Горец: Да, это так.
Молодые люди: Ну и зачем ты возишь с собой этот груз?
Горец: Чтобы родина всегда была со мной. Если умру в пути, могилу посыплют землёй, надгробный камень омоют морской водой.
Ведущий: Горец взял щепотку родной земли, растер её в пальцах и потом сполоснул пальцы водой из кувшина.
Молодые люди: Зачем ты так делаешь?
Горец: Руки, которые прикасались к рукам бездельников, нужно мыть только так.
Ведущий: Горец отправился дальше.
2-й кодекс: Справедливость и честность. Читают учащиеся:
Учили деды в старину:
- Ты не поддакивай вруну,
А иначе тебе придётся
С ним разделить его вину.
3-й кодекс: Доброта, великодушие, милосердие.
Если верный конь, поранив ногу, вдруг споткнётся, а потом опять
Не вини его – вини дорогу, и коня не торопись менять.
4-й кодекс: Честь и собственное достоинство.
Трусоватого мужчину, если встретишь где-нибудь,
Знай, что он не Дагестанец, не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью больше жизни дорожат.
5-й кодекс: Скромность.
Наши девушки стыдливы, ходят плавно как луна –
След в пыли не остается, и походка не слышна.
6-й кодекс: Рассудительность.
Размолвки до вражды не доводи,
Обидчивость – дурная привереда
При встрече словом „Здравствуй” устыди,
Не поздоровавшегося соседа.
7-й кодекс: Дружба и коллективизм.
Один за всех в беде суровой,
Крутой. И все – за одного.
Таков древнейший, вечно новый
Закон народа моего!
8-й кодекс: Уважение к людям.
Зовут отцом того, кто сед,
В почтении к сединам,
Тому, кому не много лет,
Я называю сыном.
Выставка рисунков.