Дорога в космос
(классный час ко Дню космонавтики)
Цели:
1) расширить и углубить знания учащихся об освоении человеком космического пространства;
2) воспитывать у детей чувство гордости за подвиги покорителей космоса, успехи в развитии космической отрасли в нашей стране;
3) развивать у пятиклассников умения работать в малой группе, анализировать проблемную ситуацию, обосновывать и защищать принятое решение.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный классный час: сначала мы познакомимся интересной информацией, а потом у каждого из нас будет возможность проявить свои знания и эрудицию в практической деятельности. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1. Что обозначает число 12 и месяц апрель? (День космонавтики.) Раньше люди только мечтали полететь в космос, а потом эта мечта стала реальностью. К ней долго стремитесь и много над ней работали (Слайд 1).
2. Кто скажет, почему 12 апреля отмечается День космонавтики? (12 апреля 1961 г. был совершен первый полет человека в космос).
Видео 1.
I. Информационная часть.
На экран проецируется звездное небо (Слайд 2).
С древних времен далекие звезды, необъятные пространства манили человека, будоражили его воображение, оставаясь загадкой. Многие ученые древности, такие как Пифагор, Аристотель, Птолемей, пытались объяснить устройство Вселенной. На одном из рисунков знаменитый древнегреческий полководец Александр Македонский изображен летящим на троне, запряженном четверкой грифонов (Слайд 3). Мысль о полете подобно птице не давала человеку покоя. Чего он только не придумывал: мастерил крылья, надувал теплым воздухом шары. Наконец научился строить дирижабли, самолеты. И все для того, чтобы подняться в небо, увидеть новые миры. Сейчас все знают, что в космос можно подняться только с помощью ракеты. Но не каждый может рассказать, как додумался до этого человек.
Только в XVI в. астроном Николай Коперник доказал, что Земля вместе с другими планетами движется вокруг Солнца. Вслед за ним Джордано Бруно утверждал о том, что звезды — это далекие солнца, и вокруг них тоже движутся планеты. В XVII в. Галилео Галилей стал первым в мире наблюдать небесные тела с помощью телескопа и совершил много удивительных открытий (Слайд 4).
Но только XX в. приблизил человека к космосу. Как же это происходило? (Слайд 5)
Гениальный русский ученый Константин Эдуардович Циолковский посвятил свою жизнь созданию науки о движении ракет и межпланетных путешествиях. Он придумал многоступенчатую ракету, которая может преодолеть земное притяжение.
(Слайд 6) Советский конструктор ракетно-космической техники академик Сергей Павлович Королев начал трудиться в авиации, добился первого признания в ракетной технике, а слава пришла к нему в космонавтике. Еще в 1931 г. вместе с последователем Циолковского Ф.А. Цандером создаст одну из первых в стране ракетных организаций — группу изучения реактивного движения, где руководит строительством и испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана. А в 1933 г. он назначается заместителем начальника Реактивного научно- исследовательского института.
С 1946 г. до конца жизни С.П. Королев является главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Молния», «Союз», космических кораблей «Восток» (слайд 7), «Восход» (слайд 8), автоматических межпланетных станций «Луна» (слайд 9), «Венера» (слайд 10), «Марс» (слайд 11). Под руководством С.П. Королева запущены первый в мире искусственный спутник Земли (1957) (слайд 12), первый космический корабль «Восток» (слайд 13), пилотируемый Юрием Гагариным (1961).
Началом пути человека в космос стал запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., а уже 3 ноября 1957 г. был запущен второй спутник с многочисленными научными инструментами и с собакой Лайкой (слайд 14, 15, 16).
12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе». Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась, в Советском Союзе был запущен пилотируемый космический корабль «Восток» с человеком на борту. Человеком, проложившим дорогу в космос, стал летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич (слайд 17).
Перед стартом космонавт № 1 сказал: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем? Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Это ответственность перед всем нашим народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим...».
Видео 2.
Совершив полный оборот вокруг нашей планеты за 108 мин., Гагарин благополучно возвратился на Землю.
Космическая эра началась. За ним последовали советские, а затем и американские космонавты.
Первой женщиной в космосе стала Валентина Владимировна Терешкова.
Видео 3.
Сначала полеты космических кораблей были одиночными, а потом и групповыми. В 1965 г. 18 марта летчик-космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос (слайд 19).
В 1971 г. было положено начало созданию пилотируемых орбитальных станций. Первой такой станцией стала выведенная на орбиту советская станция «Салют» (слайд 20). В 1975 г. осуществился первый совместный полет советских и американских космонавтов и произведена стыковка советского корабля «Союз» с американским кораблем «Аполлон» (слайд 21).
С давних времен люди мечтали совершить путешествие на Луну. Чего они только не выдумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки. Но только с изобретением ракеты стал возможен подобный полет. Первым таким аппаратом стала ракета конструкции С.П. Королева; 14 сентября 1959 г. межпланетная станция «Луна-2» достигла лунной поверхности.
В Советском Союзе ученые пошли по пути исследования Луны лунниками — автоматическими станциями и луноходами. Только до января 1974 г. к Луне и на Луну был запущен 21 аппарат. Они фотографировали поверхность этой планеты, доставляли лунный грунт на Землю. А затем на поверхность Луны был доставлен автоматический аппарат «Луноход-1» (слайд 22), который проработал там 10 мес., прошел более 10 км сложнейшего пути и детально исследовал поверхность на площади в 80 тыс. м2, доставляя информацию о строении Луны, прочности и химическом составе грунта, о кратерах и воронках. Затем исследования продолжил аппарат «Луноход-2».
Ученые США свои усилия сосредоточили на организации лунной экспедиции, т.е. полета космонавтов. В 1969 г. 21 июля члены экипажа американского космического корабля «Аполлон-11» Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин стали первыми людьми, ступившими на почву Луны.
Уже через год после запуска первого искусственного спутника Земли начались полеты к Луне, а затем и другим планетам Солнечной системы: Венере (только в Советском Союзе с 1961 по 1972 г. были отправлены к этой планете 8 автоматических станций), Марсу, Юпитеру, Сатурну (слайд 23). Полеты межпланетных автоматических станций и кораблей помогли людям за несколько десятков лет узнать о планетах больше, чем за столетия астрономических наблюдений.
Изучение космоса продолжается: на борту международной космической станции космонавты проводят исследовательские работы и живут там долгие месяцы (слайд 24, 25, 26).
III. Практическая часть.
А сейчас, ребята, подобно тем умным, мужественным людям, которые приблизили к нам космос, мы сами постараемся приблизиться к нему. Совершим «Посадку на Луну».
Представьте, что каждый из вас является капитаном космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны. На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан без экипажа. До него — 250 км. Первая половина пути пролегает по темной стороне Луны, вторая — по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.
На борту корабля имеется определенное количество предметов. Вам следует поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность в пути. У самого важного ставите цифру 1, цифру 2 — у второго по значению и так до 14-го, наименее важного для вас.
Предметы, полезные в пути
Ранжирование предметов
| Коробок спичек |
| Пищевые концентраты |
| 20 м нейлонового шнура |
| Шёлковый купол парашюта |
| Переносной обогреватель на солнечных батареях |
| Коробка сухого молока |
| Кислородные баллона 2 шт. по 50 кг. |
| Звездная карта лунного неба |
| Самонадувающаяся спасательная лодка |
| Магнитный компас |
| 25 л. воды |
| Сигнальные ракеты |
| Аптечка первой помощи |
| Приемопередатчик на солнечных батареях |
Каждый ученик ранжирует перечисленные предметы по мере их полезности.
А теперь, уважаемые космонавты, как говорится, ум хорошо, а 5 — лучше. Сверьте свое мнение в пятерках, обоснуйте и докажите друг другу правильность выбранного вами решения. Сделайте это корректно, считаясь с мнением товарища.
Самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни, — кислородные баллоны и вода. На следующее место нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба (для ориентации при движении по темной стороне) и приемопередатчик (для движения по радиомаяку на светлой стороне).
Путь должен занять не менее пяти дней. Следовательно, ранжирование предметов целесообразно произвести так (слайд 27):
1 | Кислородные баллона (необходимы для дыхания) |
2 | 25 л. воды (для утоления жажды) |
3 | Звездная карта неба (для ориентации на тёмной стороне Луны) |
4 | Приемопередатчик на солнечных батареях (для ориентации на светлой стороне) |
5 | Пищевые концентраты (для поддержания сил в пути) |
6 | 20 м. нейлонового шнура (для транспортировки груза и преодоления горных хребтов) |
7 | Аптечка первой помощи (для оказания первой медицинской помощи) |
8 | Шелковый купол для парашюта (можно, связав тропы и получив длинную веревку, использовать для транспортировки грузов) |
9 | Самонадувающаяся спасательная лодка (для транспортировки грузов или раненого человека) |
10 | Коробка сухого молока (резерв питания) |
11 | Переносной обогреватель на солнечных батареях (на темной стороне нет солнца, а не светлой температура поднимается по 200 градусов) |
12 | Сигнальные ракеты (без воздуха гореть не будут) |
13 | Магнитный компас (магнитного поля нет) |
14 | Коробок спичек (без воздуха спички не горят) |
Мы довольно долго пробыли с вами на Луне. Давайте еще раз посмотрим на наших соотечественников, космонавтов-первооткрывателей и будем возвращаться.
Видео 4
IV. Заключительная часть.
Посмотрите, ребята, какими знаниями должен обладать человек, решивший связать свою жизнь с космосом. Как трудно бывает порой найти верное решение. А что помогает нам принимать правильные решения?
Как можно приобрести эти знания?
Ну что ж, доброго пути! Пройдут годы, и кто-то из вас, упорный и настойчивый, по- настоящему будет покорять космические пространства, прославляя трудом свой край, свою Родину.