Классный час «День космонавтики»
Цель: расширить представления учащихся об освоении космического пространства.
Задачи: 1. Знакомить учащихся с историей космонавтики, биографией Ю.А.Гагарина.
2. Расширить представления о космосе, космонавтах. Развивать познавательную
активность, речь, моторику, внимание.
3. Воспитывать любовь к своей стране, уважение к истории, к профессии
космонавта, чувства гордости за достижение человека в области освоения
космического пространства, патриотизма,
Оборудование: презентация, костюм звездочёта,блокноты, звёзды- жетоны, звёзды на палочках для оценки в конце мероприятия, портрет Ю.А.Гагарина, листы бумаги, маркер, карточки с радиограммой.
Ход мероприятия
1. Психологический настрой:
Звучит космическая музыка группы « Спейс».
Учитель.- Ребята, какая загадочная музыка звучит у нас. Она поможет нам настроиться, а загадка – узнать тему нашего классного часа.
Загадка: Океан бездонный, океан бескрайний.
В нём живут вселенные, звёзды и кометы.
Есть и обитаемые, может быть планеты.
-Что это? ( Космос). Сегодня мы говорим о космосе. А что мы о нём знаем?( Ответы детей).
Вступительная часть
В 20 24 году исполняется 90 лет со дня рождения замечательного человека - легенды Юрия Алексеевича Гагарина. И наш классный час посвящён и этому замечательному событию.
Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? – первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело? ( Показ презентации о Ю.А. Гагарине)
1-й слайд. Юрий Алексеевич родился 9 марта 1954 года в Смоленской области, в городе Гжатске, теперь этот город назван именем героя – Гагарин.
2-й слайд. В детстве Юра любил играть в мяч, в прятки, лазать по деревьям. Но беззаботное детство Юры внезапно кончилось: началась Великая Отечественная война.
3-й слайд. После войны Юра пошёл в школу. Учиться было трудно: не хватало учебников, тетради шили из старых газет, в школе было очень холодно. Школу Юра окончил на одни пятёрки и пошёл учиться в техникум. Тут же он посещал аэроклуб, где учился водить самолёты и прыгать с парашютом.
4-й слайд. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты.
5-й слайд. В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ картины с изображением Юрия Гагарина)
6-й слайд. 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.
7-й слайд. За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.
Учитель . В один из таких весёлых славных дней 53 года тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.
1-й ученик.
Живем мы на нашей планете
В такой удивительный век.
И первым из первых в ракете
Советский летит человек.
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летит он один во Вселенной
Чтоб снова вернуться к Земле.
Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый).
Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
-А кто знает, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина?(108 мин., менее 2 часов.). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе
2-й ученик .
Обычным шумом улица полна
Идёт весна. Рабочий день в разгаре,
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское : ГАГАРИН!
3-й ученик.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка взлетает
И мать – Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает!
4-й ученик.
И день обычный праздником цветёт,
Вся жизнь отныне – сказочный полёт,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звёздам сердце человека!
(Запись песни « Родина слышит, Родина знает).
Учитель . После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.
- Кого из советских и российских космонавтов вы знаете?
8-й слайд(Терешкова, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др.)
Но также, ребята, мы должны с вами всегда помнить человека, который внёс большой вклад в развитие космоса – это Сергей Павлович Королёв, он занимался строением ракет и ракетных систем.9-й слайд.
5-й ученик.
Очень важно
Не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили
6-й ученик.
Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.
7-й ученик.
Через четыре года новый был успех –
Поднялся в космос первый человек
Гагарин Юрий выполнил полёт
Вокруг земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток»
8-й ученик.
Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетали в космос.
9-й ученик.
Всё больше космонавтов новых
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил?
10-й ученик.
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Учитель. – Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя.
Врач. Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы в космос собираетесь лететь?
Учитель. Да, доктор. Мы хотим с ребятами полететь в космос, посмотреть на звёзды, побывать на интересных планетах.
Врач.
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Сейчас мы проверим, можно вас отправлять в космос или нет. Вам нужно будет пройти несколько испытаний.
Итак, 1 испытание 5 человек. Вам нужно за 1 минуту как можно дольше простоять на одной ноге.
2 испытание 5 человек. Нужно простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку.
3 испытание 3 человека. Нужно повернуться вокруг себя несколько раз, затем пройти по разложенной прямо скакалке.
Учитель. Ну что, доктор, можно нам с ребятами лететь в космос?
Врач. Можно! Я вижу, что вы, ребята, способные и здоровые. Удачи вам в пути!
Учитель. Но, ребята. На чём же мы полетим? Надо нарисовать с закрытыми глазами космическую ракету.( Конкурс)
- Молодцы! Теперь у нас есть на чём отправиться в полёт.
Не зевай по сторонам_
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким:
Встали, подтянулись,
Подпрыгнули и оглянулись,
И вновь подпрыгнули ещё,
И снова взгляд через плечо.
Теперь займите ваши кресла.
Надеюсь, всем хватило места? Отправляемся на звездолёте. Во время движения, отвечая на вопросы, будем получать звёзды. В конце путешествия подсчитаем звёзды и узнаем, кто у нас самый главный звездочёт – знаток космоса.
Учитель.- А вот и первая планета « Ребусная».
Кто это нас встречает? Ребята, люди давно предполагают, что мы не одни во Вселенной. И перед нами инопланетянин. Давайте дадим ему имя. (Предложения детей. Выбор имени). Он приготовил нам задания (в презентации ребусы). Если мы разгадаем все ребусы, то отправимся дальше.
2-я планета «Загадочная»
Загадки
1. Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд. (Ракета)
2. Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. (Вертолет)
3. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился … (Парашют)
4. У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут (Месяц)
5. Синенькая шуба
Покрыла весь мир (Небо)
6. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна. А дочурки … (Звезды)
7. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)
8. Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга (ступа)
Учитель. - Молодцы!
3-я планета. Чтобы продолжить путешествие, нам нужно выполнить следующее задание: перечислите все известные вам планеты.( Ответы детей)
- Почему Плутон не считают планетой? Кто помнит? Ответ:
4-я планета и следующее задание: составьте за 1 минуту из слова космонавтика как можно больше слов.
5-я планета и задание. Восстанови текст радиограммы:
В к-смической р-кете
С назв-нием «В-сток»
Он пе-вым на пл-нете
П-дняться к зв-здам смог.
Поёт об этом песн-
В-сенняя к-пель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
6-я планета «Угадай-ка»
Из восьми предложенных вариантов( записаны на доске) вам надо будет выбрать один и причем правильный ответ на поставленный вопрос. За правильный ответ получаете звездочку. (Ответы перед детьми в презентации. Должны выбрать нужное)
Атмосфера 5.Звезда
Астроном 6.Космос
Вселенная 7.Небо
Галактика 8.Планета
1 вопрос.
Звездная страна, где находится бесчисленное количество звездных городов- галактик? ( Вселенная).
2 вопрос.
Одно из названий вселенной?( Космос)
3 вопрос.
Вид космоса сквозь воздушный слой земли, но люди часто называют этим словом атмосферу?( Небо)
4 вопрос.
Громадный огненный шар, сам светится не может и известен лишь потому, что его освещают звезды( планета)
5 вопрос.
Человек, который наблюдает за небом, фотографирует, изучает жизнь звезд, и планет( астроном).
6 вопрос.
Громадный огненный шар, который излучает во все стороны свет.
( Звезда)
7 вопрос.
Как называется наш звездный город, в котором живут солнце и планеты.
( галактика)
8 вопрос.
Толстый слой воздуха, который окутывает нашу землю. Часто этот слой называют воздушной рубашкой земли.( атмосфера)
7-я планета « Знаменитая» А сейчас перед вами фамилии знаменитых людей, которые многое сделала для развития космоса. ( Ответы перед детьми в презентации. Должны выбрать нужное)
Ломоносов 4. Терешкова
Королев 5. Савицкая
Гагарин
Лишь благодаря этому человеку дата 12 апареля1961 года вошла в историю человечества, Он совершил первый полет, длившийся 108 минут( Гагарин)
Первая женщина- космонавт( Терешкова)
Первая женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос.
( Савицкая)
4.По инициативе этого человека в 1755 г. Создан Московский университет. Он открыл атмосферу Венеры во время наблюдения прохождения Венеры по оси Солнца. ( Ломоносов)
5.Под руководством этого человека были созданы ракетоносители» Союз» « Молния».Он конструировал и испытывал крылатые ракеты. ( Королев).
6. Заключительная часть.
Учитель: Мы подлетели к самой родной планете. Планете Земля. Ребята, вы все замечательно справились с испытаниями. И конечно, когда подрастете, можете отправиться в космическое путешествие. Может быть, даже на Марс или Венеру. Но на какую бы далекую планету вы не полетели, не забывайте что у нас самая лучшая, планета – Земля.Другой такой больше нет.
11-й ученик.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
7. Рефлексия.
Учитель: - Что нового вы узнали?
- Что запомнилось?
- Что хотели бы узнать нового?
- Посчитаем наши звёзды. Награждение победителя мантией Звездочёта.
-Если вам понравился классный час, то возьмите и покажите веселую звездочку, если нет - то грустную.
Учитель: Спасибо!