СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «День правовой помощи детям»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно 20 ноября на территории Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «День правовой помощи детям»»

Классный час «День правовой помощи детям». 8 класс

Цель: повышение правовой грамотности обучающихся, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  • Проанализировать основные документы, где содержатся права и обязанности детей

  • Изучить основные права и обязанности детей в Конституции РФ и Конвенции ООН

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником значимости изучения своих прав и обязанностей для повышения своей социально-правовой грамотности;

  • познавательные: закрепление и расширение знаний по теме, умение работать с разными источниками информации;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Расширение знаний учащихся по теме, формирование системы правовых знаний.

  • Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Личностные: воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

Форма занятия – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его

обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Ход занятия:

Организационный момент.

Тема нашего классного часа «День правовой помощи детям», ежегодно 20 ноября на территории Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню ребенка.

Знание своих прав и обязанностей является важным критерием жизни в нашем обществе.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

Дети, основываясь на знаниях курса обществознания, формулируют определение этих двух понятий.

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и

пристальное внимание международного сообщества.

  • 1924 год – Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка.

  • 1959 год – ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

  • В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.

  • 20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

  • В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу в 1.10.1990 г.

Поэтому с юридической точки зрения более значимым документом является Конвенция о правах ребенка.

Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права

ребенка приобретают силу норм международного права.

Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о

детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны,

ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого

положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Основные права ребенка:

- право на жизнь,

- право на свободу слова, мысли и религии,

- право на медицинскую помощь,

- право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

- право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

- право на воспитание,

- право на уважение человеческого достоинства,

- право на защиту от жесткого обращения,

- право на Ф.И.О. при рождении,

- право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

- право на образование и др.

- Что такое, например, право на жизнь?

Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из

ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен

жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

- У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей.

Немецкий поэт М. Клаудиус говорил об этом так: «Свобода заключается в праве делать

все, что не вредит другим людям».

- Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в

статье 29 Всеобщей декларации прав человека.

- Какие обязанности у вас в семье?

- Какие обязанности у вас как у учеников?

- Где перечислены ваши обязанности как учеников? (В Уставе школы)

- Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои

поступки.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные

вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества,

государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее

существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний

закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего,

сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны

выполнять.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый

взгляд. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Соотнести действие из первого столбика с правом из второго столбика.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

  1. Смотрел телевизор

  2. Ночью спал

  3. Завтракал, обедал

  4. Сходил в школу

  5. Лечил зубы




  1. Право на всестороннее развитие

  2. право на отдых и досуг

  3. право на справедливое вознаграждение

  4. право на свободу мирных собраний

  5. право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и

выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих

прав, попадает в неприятные ситуации.

«Юридическая консультация»

- Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Представьте себе, что вы юристы. И к вам за советом пришли литературные герои. Помогите и разъясните герою его права, ссылаясь на Конвенцию о правах ребенка. Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка» нарушено право на…». Учитель читает задания, команды по очереди отвечают.

1.Сказка А. Толстого «Приключение Буратино». Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на… (неприкосновенность личности).

2.Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Иван-Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушив его право на… (частную собственность).

3.Сказка «Колобок». Лиса съела Колобка и тем самым нарушила его право на… (жизнь).

4. В русской народной сказке «Заюшкина избушка» Наступила весна, избушка у Зайки растаяла. Лиса воспользовалась моментом и выгнала Зайку, тем самым нарушив его право на…(на неприкосновенность жилья).

5. В сказке «Золушка» Ш. Перро девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому, нарушив её право на… (отдых и досуг).

6.. В сказке «Гуси – Лебеди», Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес, нарушив право на… (жизнь в семье с родителями).


«Температура прав человека в нашей школе»

Как вы себя чувствуете? Как температура? А сейчас предлагаю измерить «температуру»

прав человека в нашей школе. В тетради подпишите заголовок «Температура прав

человека в нашей школе», считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно

прочитайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно они применимы к

коллективу нашей школы. Шкала оценки (заранее на доске)

1 — никогда 2 — редко 3 — часто 4 — всегда.

Вопросы для измерения «температуры» прав человека в школе.

1. В моей школе учащимся обеспечены безопасность и личная неприкосновенность.

2. В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

3. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных

действий и высказываний.

4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и

беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

6. Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных

национальных культур.

8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в

течение учебного дня в нормальных условиях.

9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура — 36 градусов «прав человека».

У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к

36 градусам.

- Как вы думаете, от кого зависит «температура» прав человека в школе? (От учащихся,

учителей — сотрудничество между ними). Многие ошибочно полагают, что знать свои

права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и

ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей,

прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте

внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа». Чтобы улучшить

правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об

ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.


Рефлексия

Конкурс «Ромашка» (за определенное количество времени написать на лепестках

ромашки запомнившиеся права ребенка.)

Подведение итогов.

Памятка «Важные правила»

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо,

чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других

людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот,

кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает

обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к

произволу