МАОУ г. Хабаровска «Лицей инновационных технологий»
Методическая разработка
классного час на тему
«Дети мира»,
посвященного Дню знаний
Разработчик: Голубева Лидия Ивановна,
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 7А класса
Классный час 1 сентября 2018 года
Цели:
Знакомство с судьбой девочек, повлиявших на мир, на борьбу против войны
Формирование образа, идеала, который воспитывает неравнодушие, чувство патриотизма
Наглядность: портреты девочек Таня Савичева, Анна Франк, Садако Сасаки, Саманта Смит), презентация
Юрий Яковлев «Страсти по четырём девочкам. Мистерия»
Ход классного часа:
Ученик:
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет. (А. Т. Твардовский)
Цитаты о войне
В войне не бывает выигравших — только проигравшие.
Артур Невилл Чемберлен
Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.
Джон Кеннеди
Выиграть войну так же невозможно, как выиграть землетрясение.
Джаннетт Ранкин
Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
Вольтер
Трагичный сентябрь
1 сентября 1939 года -начало Второй Мировой войны
конец сентября 1941года – создание концлагеря под Ригой Саласпилс для детей
8 сентября 1941 года - начало блокады Ленинграда
2 сентября 1945 года - окончание Второй Мировой войны
11 сентября 2001 года – террористическая атака в США
1-3 2004 года – террористический акт в Беслане
I. Монтаж (метроном) 3+2
Ученик 1: Нам по 13 лет или немногим меньше. Мы родились в 2005 году…
Ученик 2: Мы родились и выросли на мирной земле.
Ученик 3: Мы никогда не слышали воя сирен воздушной тревоги.
Ученик 1: Мы не видели разрушенных бомбами домов.
Ученик 2: Мы не знаем, что такое нетопленое жилище и голод.
Ученик 3: И мы надеемся, что никогда этого не узнаем.
Ученик 1: Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.
Ученик 2: Почему же мы вспоминаем о ней? Почему она так волнует нас?
Ученик 3: (Карта) От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина-
1600. 2600 километров… Поездом – четверо суток, самолётом - четыре часа…
Ученик 1: Дорогами войны – четыре года! 34 тысячи часов! И более 26 миллионов погибших советских людей. В мире более 80 миллионов
Ученик 2: Если по каждому из погибших только в СССР объявить минуту молчания, страна будет молчать- 35 лет!
Ученик 3: Детям, чьё детство опалено Великой Отечественной войной посвящается... ученик
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
(Музыка песни «Вставай, страна огромная»)
Ученик 1: 22 июня 1941 года, ранним воскресным утром, вся страна узнала о вероломстве немецкой армии, о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной.
Ученик 2: Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город Ленинград. Фашисты пытались сломить ленинградцев холодом, голодом, артиллерийским огнем и бомбардировками.
Ученик 3: Наступили тяжёлые блокадные дни: дневная норма хлеба рабочим составляла 300 граммов, старикам и детям- 150. Но вскоре были сокращены и эти хлебные нормы. Ученик 1: Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием.
Ученик 2: Смерть входила в дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода...
И в этом городе среди взрослых военных и гражданских были дети, которые разделили тяжелую участь блокады. Первая девочка мира: Таня Савичева
Музыка песни «Журавли»
Ученик 3: школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации
Ученик 5: Таня Савичева Автор стихов С. Смирнов
На берегу Невы, В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
II. Монтаж 3+1
Ученик 1:
И еще один дневник и еще одна девочка мира Аннели́з Мари́я Франк. Или просто Анна Франк
Ученик 2:
Еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах.
Ученик 1: В итоге была схвачена и отправлена в Освенцим, где умерла в конце войны от тифа.
Ученик 3:
Автор знаменитого «Дневника Анны Франк» — документа, обличающего нацизм и переведённого на многие языки мира. Эта книга сразу стала мировым бестселлером — не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с холокостом.
Ученик 1: Анна Франк и её семья считаются одними из самых известных жертв нацизма. 12 июня 1942 года Анне исполнилось 13 лет.
Ученик 2: Незадолго до дня рождения она показала отцу в витрине магазина маленький альбом для автографов в тканевой обложке, который ей так понравился, что она решила использовать его в качестве дневника. Первую запись в нём Анна сделала в тот же самый день.
Ученик 3: Уже в июле семья Франков перебралась в Нидерланды, правда тоже захваченных нацистами. В убежище с тайным входом, замаскированным под шкаф пряталось 2 семьи и еще одинокий еврей. Всего 8 человек.
Ученик 1: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход» - так писала Анна в своем дневнике
Ученик 2: В убежище нелегалы прятались 25 месяцев. В 1944 году власти получили от оставшегося неизвестным человека донос на группу укрывающихся евреев, и 4 августа нагрянула голландская полиция и гестаповцы во главе с Карлом Зильбербауэром.
Ученик 3: Все восемь человек были арестованы и четыре дня содержались в тюрьме, а затем были помещены в лагерь Вестерборк, где, как уклонившиеся от повесток, они были помещены в «штрафное отделение» и направлены на самые тяжёлые работы. Они имели самый скудный паёк, и их старались почаще изолировать от других заключённых.
Ученик 1: 3 сентября все восемь нелегалов были депортированы в Освенцим. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, Анна, которой исполнилось несколько месяцев назад 15 лет, избежала газовой камеры. Все дети младше были отравлены газом.
Ученик 2: Судьба безжалостно распорядилась жизнью Анны, в 1945 году она и ее сестра заболели тифом.
Ученик 3: В январе умерла сестра Марго. Анна считала, что ее родители погибли. Мама действительно, умерла. А вот отец выжил. Если бы Анна знала это, наверное, она нашла бы силы выжить ради отца. Но, к сожалению, Анна умерла в Освенциме в феврале, а в апреле концлагерь был освобожден от нацистов.
Ученик : Концентрационный лагерь…. Концентрационный лагерь, созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с конца сентября 1941 года до конца лета 1944 года. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нём малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Ученик 6:
«Детский ботинок» С.Михалков
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой...»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц — на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик —
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
(песня ВИА «Красные маки» «Саласпилс»)
III. Монтаж 3+1
Ученик 1:
Великая Отечественная война закончилась. Победа!!!! (песня «Этот день Победы»)
Ученик 2:
Но еще не закончила войну милитаристская Япония. СССР не был в состоянии войны с Японией, но из-за просьбы о помощи США, СССР объявляет войну Японии 8 августа 1945 года.
Ученик 3:
А 6 и 9 августа на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены две американские атомные бомбы. Города были стерты с лица земли.
Ученик 2: Следующая девочка мира – Садако Сасаки.
Ученик 1: японская девочка, жившая в городе Хиросима. 6 августа 1945 года во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. В момент детонации «Малыша» двухлетняя Садако была дома на расстоянии приблизительно 2 километров от эпицентра. Взрывная волна вынесла её через окно, но девочка осталась жива. Через 10 лет болезнь заявила о себе…
Ученик 2: 3 августа 1955 года от своей лучшей подруги она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.
Ученик 3: Между тем, здоровье Садако постепенно ухудшалось, и 25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
Ученик 1: Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.
Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма.
Ученик 2: Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.
Ученик 3: В 1959 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш плач. Это наша молитва. Мир во всём мире».
Ученик 7:
Девочке, познавшей жар и ужас ада,
чтоб её желание главное сбылось,
тысячу журавликов сделать было надо…
Шестьсот сорок пятого ей не удалось.
Девочка Садако - память Хиросимы.
Лишь одно желание было - просто жить.
Но огонь внутри её тлел неугасимо,
тот, что смог и тысячи жизней погубить.
Тысячи журавликов к ней теперь приносят,
тысячи людей шлют ей стаи «журавлей».
Эта стела-памятник её имя носит.
И всего двенадцать лет жизни было ей.
Здесь, у стелы-храма, все - единоверцы.
Люди верят: миру быть на всей земле.
Это - крик души наш и молитва сердца:
журавлиным стаям не летать во мгле!
IV. Монтаж 3+2
Ученик 1:
Ядерная война…. Страшная и разрушительная сила…
Четвертая девочка мира, девочка, родившаяся далеко после Второй Мировой войны, но девочка, призвавшая весь мир к миру! Саманта Смит
Ученик 2:
американская школьница из штата Мэн, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала только что ставшему председателем Президиума Верховного Совета и генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропову в самый разгар холодной войны.
Ученик 3:
По приглашению Ю.Андропова в июле 1983 года Саманта посетила Советский Союз, побыла и в знаменитом лагере «Артек», её путешествие освещалось мировыми СМИ. После возвращения из СССР написала о поездке книгу, снималась в сериалах. В декабре 1983 года её пригласили в Японию.
25 августа 1985 года, возвращаясь со своим отцом со съемок сериала «Lime street», Саманта Смит погибла в авиакатастрофе.
(видео ролик «Улыбка Саманты» 2012)
Ученик 8:
Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.
Ученик 9:
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
А сейчас все вместе мы сделаем бумажных Журавлика и Голубя Мира!

Приложения
ТАНЯ САВИЧЕВА
АННА ФРАНК
САДАКО САСАКИ

САМАНТА СМИТ




e-mail: [email protected] web: www.lit.khv.ru