СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дети мира"https://vk.com/ligolubeva?z=video68713460_456239021%2F46a318b9a91c9d98ac%2Fpl_wall_68713460

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный классный час поднимает глобальную проблему человечества – мир на планете. Целью является знакомство с судьбой девочек, повлиявших на мир, на борьбу против войны и формирование образа, идеала, который воспитывает неравнодушие, чувство патриотизма у детей. В ходе урока звучат стихотворения разных писателей и поэтов, цитаты таких великих людей как Н.Чемберлен, Д.Кеннеди, Вольтер, биографии четырех девочек мира. Непосредственное участие в самом классном часу принимают ученики, которые через свое эмоциональное состояние проносят неравнодушное отношение к войне и к этим четырем девочкам мира: Таня Савичева, Анна ФранкСадако СасакиСаманта Смит. Акцент ставится на войну, прошедшую в Советском Союзе, звучат песни военных лет, показывается карта, звучат страшные цифры жертв этой войны. Учащиеся рассказывают о судьбах четырех девочек, которые так или иначе призывали к миру: через дневники, журавлики, встречи с пионерами. А также рассказывается о концлагере «Саласпилс», где содержались дети всего мира в годы Второй мирровой войны. Заканчивается классный час призывами детей к миру на всей земле. И в конце дети делают своими руками символы мира голубей и журавликов.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дети мира"https://vk.com/ligolubeva?z=video68713460_456239021%2F46a318b9a91c9d98ac%2Fpl_wall_68713460»

МАОУ г. Хабаровска «Лицей инновационных технологий»

















Методическая разработка

классного час на тему

«Дети мира»,

посвященного Дню знаний

















Разработчик: Голубева Лидия Ивановна,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 7А класса













Классный час 1 сентября 2018 года

Цели:

  1. Знакомство с судьбой девочек, повлиявших на мир, на борьбу против войны

  2. Формирование образа, идеала, который воспитывает неравнодушие, чувство патриотизма


Наглядность: портреты девочек Таня Савичева, Анна Франк, Садако Сасаки, Саманта Смит), презентация 

Юрий Яковлев «Страсти по четырём девочкам. Мистерия»



Ход классного часа:

Ученик:

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет. (А. Т. Твардовский)



  1. Цитаты о войне

  • В войне не бывает выигравших — только проигравшие.
    Артур Невилл Чемберлен

  • Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.
    Джон Кеннеди

  • Выиграть войну так же невозможно, как выиграть землетрясение.
    Джаннетт Ранкин

  • Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
    Вольтер


  1. Трагичный сентябрь

  • 1 сентября 1939 года -начало Второй Мировой войны

  • конец сентября 1941года – создание концлагеря под Ригой Саласпилс для детей

  • 8 сентября 1941 года - начало блокады Ленинграда

  • 2 сентября 1945 года - окончание Второй Мировой войны

  • 11 сентября 2001 года – террористическая атака в США

  • 1-3 2004 года – террористический акт в Беслане


I. Монтаж (метроном) 3+2

Ученик 1: Нам по 13 лет или немногим меньше. Мы родились в 2005 году…

Ученик 2: Мы родились и выросли на мирной земле.

Ученик 3: Мы никогда не слышали воя сирен воздушной тревоги.

Ученик 1: Мы не видели разрушенных бомбами домов.



Ученик 2: Мы не знаем, что такое нетопленое жилище и голод.



Ученик 3: И мы надеемся, что никогда этого не узнаем.



Ученик 1: Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.



Ученик 2: Почему же мы вспоминаем о ней? Почему она так волнует нас?



Ученик 3: (Карта) От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина-

1600. 2600 километров… Поездом – четверо суток, самолётом - четыре часа…



Ученик 1: Дорогами войны – четыре года! 34 тысячи часов! И более 26 миллионов погибших советских людей. В мире более 80 миллионов



Ученик 2: Если по каждому из погибших только в СССР объявить минуту молчания, страна будет молчать- 35 лет!



Ученик 3:  Детям, чьё детство опалено Великой Отечественной войной посвящается... ученик

Дети войны - и веет холодом, 
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!



(Музыка песни «Вставай, страна огромная»)

Ученик 1: 22 июня 1941 года, ранним воскресным утром, вся страна узнала о вероломстве немецкой армии, о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной.

Ученик 2: Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город Ленинград. Фашисты пытались сломить ленинградцев холодом, голодом, артиллерийским огнем и бомбардировками.

Ученик 3:  Наступили тяжёлые блокадные дни: дневная норма хлеба рабочим составляла 300 граммов, старикам и детям- 150. Но вскоре были сокращены и эти хлебные нормы. Ученик 1: Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием.

Ученик 2: Смерть входила в дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода...

И в этом городе среди взрослых военных и гражданских были дети, которые разделили тяжелую участь блокады. Первая девочка мира: Таня Савичева

Музыка песни «Журавли»

Ученик 3: школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации


Ученик 5: Таня Савичева Автор стихов С. Смирнов

На берегу Невы, В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.

Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки. 
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...


Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!


II. Монтаж 3+1

Ученик 1:  

И еще один дневник и еще одна девочка мира Аннели́з Мари́я Франк. Или просто Анна Франк

Ученик 2:  

Еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах.

Ученик 1: В итоге была схвачена и отправлена в Освенцим, где умерла в конце войны от тифа.

Ученик 3: 

Автор знаменитого «Дневника Анны Франк» — документа, обличающего нацизм и переведённого на многие языки мира. Эта книга сразу стала мировым бестселлером — не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с холокостом.


Ученик 1: Анна Франк и её семья считаются одними из самых известных жертв нацизма. 12 июня 1942 года Анне исполнилось 13 лет.

Ученик 2: Незадолго до дня рождения она показала отцу в витрине магазина маленький альбом для автографов в тканевой обложке, который ей так понравился, что она решила использовать его в качестве дневника. Первую запись в нём Анна сделала в тот же самый день.


Ученик 3: Уже в июле семья Франков перебралась в Нидерланды, правда тоже захваченных нацистами. В убежище с тайным входом, замаскированным под шкаф пряталось 2 семьи и еще одинокий еврей. Всего 8 человек.


Ученик 1: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход» - так писала Анна в своем дневнике

Ученик 2:   В убежище нелегалы прятались 25 месяцев. В 1944 году власти получили от оставшегося неизвестным человека донос на группу укрывающихся евреев, и 4 августа  нагрянула голландская полиция и гестаповцы во главе с Карлом Зильбербауэром.


Ученик 3:  Все восемь человек были арестованы и четыре дня содержались в тюрьме, а затем были помещены в лагерь Вестерборк, где, как уклонившиеся от повесток, они были помещены в «штрафное отделение» и направлены на самые тяжёлые работы. Они имели самый скудный паёк, и их старались почаще изолировать от других заключённых.


Ученик 1: 3 сентября все восемь нелегалов были депортированы в Освенцим. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, Анна, которой исполнилось несколько месяцев назад 15 лет, избежала газовой камеры. Все дети младше были отравлены газом.


Ученик 2:  Судьба безжалостно распорядилась жизнью Анны, в 1945 году она и ее сестра заболели тифом.

Ученик 3:  В январе умерла сестра Марго. Анна считала, что ее родители погибли. Мама действительно, умерла. А вот отец выжил. Если бы Анна знала это, наверное, она нашла бы силы выжить ради отца. Но, к сожалению, Анна умерла в Освенциме в феврале, а в апреле концлагерь был освобожден от нацистов.

Ученик : Концентрационный лагерь…. Концентрационный лагерь,  созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с конца сентября 1941 года до конца лета 1944 года. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нём малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ученик 6:

«Детский ботинок» С.Михалков

  • Занесенный в графу
    С аккуратностью чисто немецкой,
    Он на складе лежал
    Среди обуви взрослой и детской.

  • Его номер по книге:
    «Три тысячи двести девятый».
    «Обувь детская. Ношена.
    Правый ботинок. С заплатой...»

  • Кто чинил его? Где?
    В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
    Кто носил его? Владек?
    Или русская девочка Женя?..

  • Как попал он сюда, в этот склад,
    В этот список проклятый,
    Под порядковый номер
    «Три тысячи двести девятый»?

  • Неужели другой не нашлось
    В целом мире дороги,
    Кроме той, по которой
    Пришли эти детские ноги

  • В это страшное место,
    Где вешали, жгли и пытали,
    А потом хладнокровно
    Одежду убитых считали?

  • Здесь на всех языках
    О спасенье пытались молиться:
    Чехи, греки, евреи,
    Французы, австрийцы, бельгийцы.

  • Здесь впитала земля
    Запах тлена и пролитой крови
    Сотен тысяч людей
    Разных наций и разных сословий...

  • Час расплаты пришел!
    Палачей и убийц — на колени!
    Суд народов идет
    По кровавым следам преступлений.

  • Среди сотен улик —
    Этот детский ботинок с заплатой.
    Снятый Гитлером с жертвы
    Три тысячи двести девятой.

(песня ВИА «Красные маки» «Саласпилс»)

III. Монтаж 3+1

Ученик 1:  

Великая Отечественная война закончилась. Победа!!!! (песня «Этот день Победы»)

Ученик 2: 

Но еще не закончила войну милитаристская Япония. СССР не был в состоянии войны с Японией, но из-за просьбы о помощи США, СССР объявляет войну Японии 8 августа 1945 года.

Ученик 3:

А 6 и 9 августа на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены две американские атомные бомбы. Города были стерты с лица земли.

Ученик 2:  Следующая девочка мира – Садако Сасаки.

Ученик 1: японская девочка, жившая в городе Хиросима. 6 августа 1945 года во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. В момент детонации «Малыша» двухлетняя Садако была дома на расстоянии приблизительно 2 километров от эпицентра. Взрывная волна вынесла её через окно, но девочка осталась жива. Через 10 лет болезнь заявила о себе…

Ученик 2:  3 августа 1955 года от своей лучшей подруги она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.

Ученик 3: Между тем, здоровье Садако постепенно ухудшалось, и 25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов. 

Ученик 1: Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.

Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма.

Ученик 2:  Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.

Ученик 3: В 1959 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш плач. Это наша молитва. Мир во всём мире».

Ученик 7:

 Девочке, познавшей жар и ужас ада,

   чтоб её желание главное сбылось,

   тысячу журавликов сделать было надо…

   Шестьсот сорок пятого ей не удалось.

   Девочка Садако - память Хиросимы.

   Лишь одно желание было - просто жить.

   Но огонь внутри её тлел неугасимо,

   тот, что смог и тысячи жизней погубить.

   Тысячи журавликов к ней теперь приносят,

   тысячи людей шлют ей стаи «журавлей».

   Эта стела-памятник её имя носит.

   И всего двенадцать лет жизни было ей.

   Здесь, у стелы-храма, все - единоверцы.

   Люди верят: миру быть на всей земле.

   Это - крик души наш и молитва сердца:

   журавлиным стаям не летать во мгле!


IV. Монтаж 3+2


Ученик 1:

Ядерная война…. Страшная и разрушительная сила…

Четвертая девочка мира, девочка, родившаяся далеко после Второй Мировой войны, но девочка, призвавшая весь мир к миру! Саманта Смит

Ученик 2:

американская школьница из штата Мэн, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала только что ставшему председателем Президиума Верховного Совета и генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропову в самый разгар холодной войны.

Ученик 3:

По приглашению Ю.Андропова в июле 1983 года Саманта посетила Советский Союз, побыла и в знаменитом лагере «Артек», её путешествие освещалось мировыми СМИ. После возвращения из СССР написала о поездке книгу, снималась в сериалах. В декабре 1983 года её пригласили в Японию.

25 августа 1985 года, возвращаясь со своим отцом со съемок сериала «Lime street», Саманта Смит погибла в авиакатастрофе.

(видео ролик «Улыбка Саманты» 2012)

Ученик 8:

  • Над детьми, что убила война,
    Валуны скорбно приняли позы,
    И склонилась над ними страна,
    И стоят часовыми берёзы
    .

Ученик 9:

  • Мира вам, здоровья, долголетья,
    Доброты, душевного тепла!
    И пускай нигде на целом свете
    Детство вновь не отберет война!





А сейчас все вместе мы сделаем бумажных Журавлика и Голубя Мира!



























Приложения

ТАНЯ САВИЧЕВА





















АННА ФРАНК



















САДАКО САСАКИ

















САМАНТА СМИТ



e-mail: [email protected] web: www.lit.khv.ru