Внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Классный час на тему «Если добрый ты…» для 2 класса.
Цель: - формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное;
- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- формировать у обучающихся представление о добре, добрых поступках;
- воспитывать чувство доброты, чуткости, доброжелательности;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности, самооценку детей, умения анализировать собственные поступки и поступки других;
- развивать умение работать в группе, коммуникативные навыки.
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа .
Предварительная работа : знакомство с устным народным творчеством –пословицы и поговорки; детям заранее даѐтся задание вспомнить случаи из жизни, нарисовать рисунки о добре и зле.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Если добрый ты…», выставка рисунков учащихся , солнышки с лучиками, клей, ножницы, плакат с «волшебными» словами, медали « Самый добрый», толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Предполагаемый результат:
Формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими, желание совершать добрые дела.
Уметь различать добрые поступки от злых;
Расширить кругозор детей;
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок!
2. Введение в тему:
Учитель:
- Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве человека. Послушайте внимательно стихотворение и доскажите слово.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем красота.
Догадались, что это?
Сердец …. (Доброта).
- О чём пойдёт речь на классном часе? ( о доброте)— (слайд № 1)
Учитель: Да , сегодня мы будем говорить о доброте. Почему – то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия.
- Что такое доброта? ( ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Сергея Ожегова ( показ словаря), в нём даётся определение слова доброта. ( слайд № 2)
- А какого человека можно назвать добрым? ( ответы детей)
- Поднимите руки, кто из вас совершал добрые дела или поступки? А какие?
( дети рассказывают о своих добрых поступках и делах)
Разбор ситуаций.
- Послушайте отрывки из двух рассказов и попробуйте проанализировать поступки ребят.
1) Мальчик торопился в школу, но увидел на перекрёстке старика, который никак не мог перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Старик хотел поблагодарить мальчика, но его уже не было.
2) Когда старушка- соседка попросила мальчика купить ей кефир, он согласился, но сказал, что за это она должна его чем – то отблагодарить.
- Что вы можете сказать о поступках ребят?
( в первом случае- бескорыстно, а во втором- с выгодой для себя)
- А от кого зависит, чтобы добра стало больше, а зла меньше? ( от человека)
- Доброму человеку живётся легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться. Делать добрые дела никогда не поздно и их не бывает много.
Физминутка ( для глаз)
- Зажмурьте глаза. Я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и посмотрите друг на друга с удивлением ( 1, 2, 3, 4, 5), а теперь ещё раз, но посмотреть друг на друга надо с радостью, добрыми глазами.
3. Закрепление изученного.
Знакомство с рисунками детей.
- Ребята, а как вы думаете, чего в нашей жизни больше добра или зла?
- Давайте посмотрим ваши рисунки. Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке ( под руководством учащихся учитель делит рисунки на две группы)
Вывод: добрых рисунков оказалось больше, чем злых.
Игра « Добрый или злой сказочный герой»
- А где добро побеждает зло? ( в сказках)
- Поиграем в игру «Добрый или злой сказочный герой». Я буду показывать вам сказочного героя, если он добрый, то хлопайте в ладоши, если злой, то тишина. ( слайд № 3- 13)
«Волшебные слова»
- Добрый человек должен быть вежлив с другими людьми? ( да)
- Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становиться радостнее, светлее, теплее на сердце у других людей. Давайте повторим добрые вежливые слова.
- Когда мы приходим в школу, что мы говорим? ( здравствуйте, доброе утро)
- А когда уходим из школы? ( до свидания)
- После принятия пищи , что мы говорим маме? ( спасибо)
- А когда что-то нужно спросить, что нужно сказать? ( пожалуйста)
- А есть ещё много других вежливых слов. Назовите их.( ответы детей)
Ученик рассказывает стихотворение.
Слова «До свиданья».
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке,
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить. ( В. Кудлачев)
Физминутка «Дорогою добра» ( для ног)
Пословицы и поговорки.
- А какие пословицы и поговорки о добре вы знаете ?( дети называют и объясняют их смысл) – ( слайд № 14)
Исследование.
- Давайте проведём небольшое исследование. Напишите на листочке двух самых добрых учеников в нашем классе - одного мальчика и одну девочку.
( дети пишут)
Работа в группах.
Изготовление «Солнышко добра» ( слайд № 15).
( у детей на партах клей, жёлтый круг, лучики со словами: добро, мир, грусть, злость, гнев, улыбка, обида, радость, дружба, тепло, ссора)
- В каждом из вас есть частичка доброты, как маленькое солнышко. Ребята! Вы должны изготовить «Солнышко добра». Вам нужно выбрать подходящие лучики со словами .
Затем от каждой группы выходит ученик со своим солнышком и прикрепляет его на доску.
- Посмотрите, какие замечательные получились «Солнышки добра». Давайте хором назовём слова, из которых состоит ваше солнышко ( дети хором называют).
4. Итог занятия
Учитель: А теперь давайте подведём итог нашего исследования и узнаем, кто получил больше всех голосов «Самого доброго».
Вручение медали «Самый добрый ученик», «Самая добрая ученица».
Учитель:
- Писатель А.П.Чехов говорил: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!» ( слайд № 16)
5. Рефлексия.
- Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что вы чувствуете, делая доброе дело?
- Какое у вас настроение после занятия?
Заключительное слово
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
И сегодня я вам за работу на занятии хочу сказать «СПАСИБО».
- Ребята, давайте исполним песню «Если добрый ты» ( исполняется песня).